У книжной полки. 28 октября

28 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнева. Священноисповедник Афанасий (Сахаров).

 

Исповедник веры Христовой, епископ Ковровский, Афанасий (Сахаров) 30 с лишним лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Не смотря на все испытания, святитель говорил: «Поток милостей Божиих безгранично велик. Господь изливает их на нас, можно сказать, на каждом шагу, и в великом, и, еще чаще, в малом, повседневном, что мы недооцениваем, а иногда и вовсе не замечаем. Если мы людям и за малую услугу всякий раз говорим «спасибо», то тем более подобает приносить благодарение за бесчисленные милости Божии Подателю их, в особенности подводя итог всему прожитому в течение дня». Ни при каких обстоятельствах Святитель не терял веры и чувства великой благодарности к Богу. Даже возвращаясь в камеру еле живым после допросов и пыток, он говорил: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И начинал петь: «Хвалите имя Господне...». О жизни и исповедническом подвиге святого архипастыря рассказывает книга Ольги Рожневой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского мо­настыря в серии «На страже веры». Она называется – «Священноисповедник Афанасий (Сахаров)». ***

Эта книга содержит краткое описание жизненного пути, подвигов и трудов священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, а также фрагменты его писем и наставления. Святой Афанасий наиболее известен широкому кругу православных людей как составитель службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. И это не случайно. Ведь на протяжении многих лет, большей частью в заключении, епископ Афанасий работал над усовершенствованием этой службы, которую составил совместно с академиком Борисом Александровичем Тураевым в дни работы Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 годов. Эта служба явилась основным гимнографическим памятником любви Владыки к Святой Руси, а также архипастырским призывом к такой любви и молитве. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы, запечатленные исповедническим подвигом епископа Афанасия: «Русь Свя­тая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».

Как повествует автор, будущий святитель и исповедник епи­скоп Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в селе Царевка Тамбовской губернии. Отец его Григорий, уроженец Суздаля, был надворным советником, делопро­изводителем гимназии, мать — благо­честивая, совсем еще молодая и почти неграмотная женщина по имени Матро­на — происходила из крестьян. Когда родители выбирали имя сы­ну, отец написал на бумажках имена наиболее чтимых угодников Божиих и подал младенцу. Новорожденный схватился ручкой за жребий с именем преподобного Сергия Радонежского и был назван Сергием.

Отец умер, когда Сергею было всего два года, и дет­ство мальчика прошло с матерью. «Если для меня мама была все, то ведь и для мамы я был все», — писал святи­тель позднее. Матрона Андреевна всег­да мечтала, чтобы ее сын подвизался в монашеском чине, и за это он был признателен ей всю жизнь. Детство и юность мальчика прошли в одном из самых древних и красивых городов Русской земли — Владими­ре, знаменитом своими монастырями и храмами. В девятилетнем возрасте Сергей поступил учиться в Шуйское духовное училище, и поначалу, как когда-то самому преподобному Сергию Радонежскому в отрочестве, учеба да­валась мальчику с большим трудом. Во втором классе ему пришлось из-за от­ставания проходить переэкзаменовку, в третьем классе его вообще оставили на второй год, и это очень тяготило чут­кого и ответственного ребенка.

Насколько тяжело давалась мальчику обычная учеба, настолько легко ему было выстаивать продолжительные службы в приходском храме. Огром­ное впечатление на него производила литургия. Дома Сергей «служил»: на­девал мамины платки как облачение, «кадил», «благословлял», повторял запомнившиеся возгласы и молитвы. На вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, отвечал без заминки: «Епископом, архиереем». С двенадцати лет мальчик начал прислуживать в алтаре. Сергей легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные обла­чения. Это очень пригодилось ему во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Однажды владыка изготовил даже специальный походный антиминс, на котором служил литургию для заключенных. Сохрани­лась вышитая им Плащаница Спасителя.

Другим увлечением Сергея были сти­хи, которые он и сам пытался писать. Еще в духовном училище он написал свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Его академиче­ское сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной» свидетель­ствовало о большой осведомленности юноши в вопросах церковной гимнографии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь. Кроме того, юноша очень вниматель­но относился к тексту богослужебных книг. На полях его личных богослужебных изданий можно найти множество при­мечаний, уточнений, разъяснений осо­бо трудных слов — с такой ревностью и любовью он изучал все, что связано с богослужением. А литургика и гомилетика во время его учебы в Московской Духовной академии были любимыми предметами будущего святителя.

В 1912 году Сергей окончил акаде­мию кандидатом богословия и 12 октя­бря был пострижен в монахи с именем Афанасий, в честь святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. К монашеству будущий святитель относился с особым благоговением и трепетом. Своим близким он говорил: «Если бы было нужно иметь в Церкви не семь, но восемь таинств, то я хотел бы, чтобы этим восьмым та­инством было монашество». Через два дня отец Афанасий был рукоположен в иеродиакона, а еще через три, 17 октября, — в иеромонаха. С течением времени Господь возводил Своего избранника на новые ступени церковно-общественного служения. В 1917 году на Епархиальном съезде иеромонах Афанасий был избран членом Временного епархиального исполнительного комитета, в том же году он участвовал в работе Всероссийского съезда ученого монашества, а на Втором Всероссийском съезде представителей от монастырей был избран для участия в Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.

Вскоре ревностного подвижника и уже стя­жавшего духовное рассуждение пасты­ря возводят в сан архимандрита и на­значают наместником двух древних монастырей епархии — Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвя­той Богородицы. Летом 1921 года состоялась хирото­ния архимандрита Афанасия во епи­скопа Ковровского, викария Влади­мирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Святитель Афанасий рассказывал ду­ховной дочери, что перед архиерейской хиротонией его вызвали в ГПУ, разме­щавшееся в монастыре, в котором он служил, и предупредили: «Пока вы ар­химандрит, вы будете сосланы в пре­делах Владимирской области, а когда будете епископ, вы будете репрессиро­ваны в пределах СССР». Духовная дочь спросила: «Ну и что же?» И он спокой­но ответил: «На другой день состоялась моя епископская хиротония».

С 1922 года, в течение почти 30-ти лет, жизнь епископа Афанасия проходила в заключении, ссылках и «горьких работах» в лагерях. Но никто и ни­когда не слышал от него ни одной жа­лобы. Напротив, он всегда благодарил Бога за возможность, как он сам гово­рил, «немного пострадать за Христа». Когда было особенно тяжело, влады­ка повторял шутливые слова оптинского старца Амвросия: «Терпел Мои­сей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я». И часто вспоминал святителя Иоанна Зла­тоуста, закончившего свои дни в тяж­ких узах и неустанно повторявшего: «Слава Богу за все!» Годы, проведенные исповедником веры Христовой в лагерях и тюрьмах, стали тем испытанием, которым Господь укрепил его дух, сообщил его смиренной душе благодатную мудрость и сугубую силу его искренней молитве, исполненной любовью к Отечеству и людям. О чем свидетельствуют письма святителя, фрагменты которых представлены на страницах этой книги.

 

*** Однажды у святителя Афанасия (Саха­рова) спросили: «Как спастись?» Вла­дыка ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что ве­ра — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела». Владыка отошел ко Господу 28 октября 1962 года, и последними его словами были: «Молитва вас всех спасет!» Известный старец Одесского монасты­ря схиигумен Кукша, ныне прославлен­ный в лике преподобных, сказал своим духовным чадам о святителе Афана­сии: «Придет время, когда владыка бу­дет прославлен в лике святых». Что и произошло в 2000 году, когда владыка Афанасий (Сахаров) был прославлен Русской Право­славной Церковью в лике священноисповедника.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать