Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Ольга Рожнева. Священноисповедник Афанасий (Сахаров).
Исповедник веры Христовой, епископ Ковровский, Афанасий (Сахаров) 30 с лишним лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Не смотря на все испытания, святитель говорил: «Поток милостей Божиих безгранично велик. Господь изливает их на нас, можно сказать, на каждом шагу, и в великом, и, еще чаще, в малом, повседневном, что мы недооцениваем, а иногда и вовсе не замечаем. Если мы людям и за малую услугу всякий раз говорим «спасибо», то тем более подобает приносить благодарение за бесчисленные милости Божии Подателю их, в особенности подводя итог всему прожитому в течение дня». Ни при каких обстоятельствах Святитель не терял веры и чувства великой благодарности к Богу. Даже возвращаясь в камеру еле живым после допросов и пыток, он говорил: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И начинал петь: «Хвалите имя Господне...». О жизни и исповедническом подвиге святого архипастыря рассказывает книга Ольги Рожневой, вышедшая в свет в Издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры». Она называется – «Священноисповедник Афанасий (Сахаров)». ***
Эта книга содержит краткое описание жизненного пути, подвигов и трудов священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, а также фрагменты его писем и наставления. Святой Афанасий наиболее известен широкому кругу православных людей как составитель службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. И это не случайно. Ведь на протяжении многих лет, большей частью в заключении, епископ Афанасий работал над усовершенствованием этой службы, которую составил совместно с академиком Борисом Александровичем Тураевым в дни работы Поместного Собора Русской Церкви 1917–18 годов. Эта служба явилась основным гимнографическим памятником любви Владыки к Святой Руси, а также архипастырским призывом к такой любви и молитве. И не случайно полюбились православному русскому народу духоносные слова из этой службы, запечатленные исповедническим подвигом епископа Афанасия: «Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».
Как повествует автор, будущий святитель и исповедник епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в селе Царевка Тамбовской губернии. Отец его Григорий, уроженец Суздаля, был надворным советником, делопроизводителем гимназии, мать — благочестивая, совсем еще молодая и почти неграмотная женщина по имени Матрона — происходила из крестьян. Когда родители выбирали имя сыну, отец написал на бумажках имена наиболее чтимых угодников Божиих и подал младенцу. Новорожденный схватился ручкой за жребий с именем преподобного Сергия Радонежского и был назван Сергием.
Отец умер, когда Сергею было всего два года, и детство мальчика прошло с матерью. «Если для меня мама была все, то ведь и для мамы я был все», — писал святитель позднее. Матрона Андреевна всегда мечтала, чтобы ее сын подвизался в монашеском чине, и за это он был признателен ей всю жизнь. Детство и юность мальчика прошли в одном из самых древних и красивых городов Русской земли — Владимире, знаменитом своими монастырями и храмами. В девятилетнем возрасте Сергей поступил учиться в Шуйское духовное училище, и поначалу, как когда-то самому преподобному Сергию Радонежскому в отрочестве, учеба давалась мальчику с большим трудом. Во втором классе ему пришлось из-за отставания проходить переэкзаменовку, в третьем классе его вообще оставили на второй год, и это очень тяготило чуткого и ответственного ребенка.
Насколько тяжело давалась мальчику обычная учеба, настолько легко ему было выстаивать продолжительные службы в приходском храме. Огромное впечатление на него производила литургия. Дома Сергей «служил»: надевал мамины платки как облачение, «кадил», «благословлял», повторял запомнившиеся возгласы и молитвы. На вопрос, кем он хочет стать, когда вырастет, отвечал без заминки: «Епископом, архиереем». С двенадцати лет мальчик начал прислуживать в алтаре. Сергей легко выучился рукоделию, мог шить и вышивать даже церковные облачения. Это очень пригодилось ему во время ссылок и лагерей, когда он шил облачения и ризы для икон. Однажды владыка изготовил даже специальный походный антиминс, на котором служил литургию для заключенных. Сохранилась вышитая им Плащаница Спасителя.
Другим увлечением Сергея были стихи, которые он и сам пытался писать. Еще в духовном училище он написал свой первый литургический гимн — тропарь чтимой Шуйско-Смоленской иконе Божией Матери. Его академическое сочинение «Настроение верующей души по Триоди Постной» свидетельствовало о большой осведомленности юноши в вопросах церковной гимнографии, которая осталась для него одним из главных увлечений на всю жизнь. Кроме того, юноша очень внимательно относился к тексту богослужебных книг. На полях его личных богослужебных изданий можно найти множество примечаний, уточнений, разъяснений особо трудных слов — с такой ревностью и любовью он изучал все, что связано с богослужением. А литургика и гомилетика во время его учебы в Московской Духовной академии были любимыми предметами будущего святителя.
В 1912 году Сергей окончил академию кандидатом богословия и 12 октября был пострижен в монахи с именем Афанасий, в честь святого Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. К монашеству будущий святитель относился с особым благоговением и трепетом. Своим близким он говорил: «Если бы было нужно иметь в Церкви не семь, но восемь таинств, то я хотел бы, чтобы этим восьмым таинством было монашество». Через два дня отец Афанасий был рукоположен в иеродиакона, а еще через три, 17 октября, — в иеромонаха. С течением времени Господь возводил Своего избранника на новые ступени церковно-общественного служения. В 1917 году на Епархиальном съезде иеромонах Афанасий был избран членом Временного епархиального исполнительного комитета, в том же году он участвовал в работе Всероссийского съезда ученого монашества, а на Втором Всероссийском съезде представителей от монастырей был избран для участия в Священном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.
Вскоре ревностного подвижника и уже стяжавшего духовное рассуждение пастыря возводят в сан архимандрита и назначают наместником двух древних монастырей епархии — Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвятой Богородицы. Летом 1921 года состоялась хиротония архимандрита Афанасия во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Произошло это в Нижнем Новгороде в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца. Возглавил хиротонию митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Святитель Афанасий рассказывал духовной дочери, что перед архиерейской хиротонией его вызвали в ГПУ, размещавшееся в монастыре, в котором он служил, и предупредили: «Пока вы архимандрит, вы будете сосланы в пределах Владимирской области, а когда будете епископ, вы будете репрессированы в пределах СССР». Духовная дочь спросила: «Ну и что же?» И он спокойно ответил: «На другой день состоялась моя епископская хиротония».
С 1922 года, в течение почти 30-ти лет, жизнь епископа Афанасия проходила в заключении, ссылках и «горьких работах» в лагерях. Но никто и никогда не слышал от него ни одной жалобы. Напротив, он всегда благодарил Бога за возможность, как он сам говорил, «немного пострадать за Христа». Когда было особенно тяжело, владыка повторял шутливые слова оптинского старца Амвросия: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я». И часто вспоминал святителя Иоанна Златоуста, закончившего свои дни в тяжких узах и неустанно повторявшего: «Слава Богу за все!» Годы, проведенные исповедником веры Христовой в лагерях и тюрьмах, стали тем испытанием, которым Господь укрепил его дух, сообщил его смиренной душе благодатную мудрость и сугубую силу его искренней молитве, исполненной любовью к Отечеству и людям. О чем свидетельствуют письма святителя, фрагменты которых представлены на страницах этой книги.
*** Однажды у святителя Афанасия (Сахарова) спросили: «Как спастись?» Владыка ответил: «Самое главное — это вера. Без веры никакие самые лучшие дела не спасительны, потому что вера — фундамент всего. А второе — это покаяние. Третье — молитва, четвертое — добрые дела». Владыка отошел ко Господу 28 октября 1962 года, и последними его словами были: «Молитва вас всех спасет!» Известный старец Одесского монастыря схиигумен Кукша, ныне прославленный в лике преподобных, сказал своим духовным чадам о святителе Афанасии: «Придет время, когда владыка будет прославлен в лике святых». Что и произошло в 2000 году, когда владыка Афанасий (Сахаров) был прославлен Русской Православной Церковью в лике священноисповедника.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!