Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Монах Арсений (Святогорский). Старец Иероним и возрождение Русского Афона.
В прошлом году, 27 ноября, исполнилось 130 лет со дня блаженной кончины одного из самых почитаемых русских святогорских подвижников и наставников — старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова). За время его жизни в обители в ней собралось до восемьсот человек братии, что свидетельствует о высокодуховной благодатной атмосфере, созданной трудами отца Иеронима, на котором явно почивала печать богоизбранности. Это говорит и о том, что в обитель шли, видя святость жизни отца Иеронима, желая стать подобными ему в христианских добродетелях, шли, чтобы стать членами духовной монашеской семьи, возглавляемой богоподобным в любви духовником. О жизни святогорского подвижника рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она назывется - «Старец Иероним и возрождение Русского Афона». ***
В этой небольшой книге помещен краткий очерк о жизни и трудах отца Иеронима на благо своего Отечества. На данный момент собираются материалы для общецерковного прославления старца Иеронима. По словам протоиерея Андрея Ковалевского, автора первого, краткого жизнеописания старца, «Россия многим обязана ему, ибо светильник сей хотя горел на Афоне, но сиянием своим озарял и земную свою отчизну». О трудах отца Иеронима и постарался рассказать автор данного издания монах Арсений (Святогорский), используя сведения из уже вышедших книг, посвященных старцу. О ранних годах своей жизни и воспитании в родительском доме отец Иероним повествует в биографии, записанной им собственноручно в конце жизни.
Как пишет сам старец, родился он в России, в Курской губернии, в городе Старом Осколе от православных и благочестивых родителей из купеческого сословия по фамилии Соломенцовы в 1805 или 1906 году. В крещении был наречен Иоанном. С пяти лет начал мальчик мечтать о монастыре. Большая любовь к церкви, особенно к пономарству, заменяла для него все детские игры. «От отроческих лет, - пишет старец, - церковь была моим единственным утешением. Звонить, кадило подавать, находиться в алтаре, читать и петь — эти занятия были для меня паче меда и coma (Пс. 18, 11). Бабушка моя была неграмотная, но очень любила слушать чтение житий святых. Часто она заставляла меня читать Четии-Минеи, а потому я рано знал их». С шести лет Иоанн выучился пономарить и звонить в храме Успения Божией Матери, который стоял напротив его дома. Духовные дарования его также проявились очень рано. Руководствовался же юноша чтением Священного Писания, книг духовных, внушением своей совести, которую он всегда имел чистой пред Богом, и беседами с единодушным ему другом.
«За прилежание ли к церкви или ради расположения к монашеству благодать Божия часто утешала меня разными просвещениями, - снова читаем мы воспоминания старца. - Некоторые из них были так резки, что на всю жизнь мою остались незабытыми в моей памяти. Однажды, когда было мне около семи лет от рождения и я уже научился пономарить, как теперь помню, я шел со свечою и по обычаю стал пред иконою Спасителя, прилежно смотря на лицо Его; в это время пели догматик: Царь Небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе. Эти слова поразили сердце мое страшным удивлением и сладчайшим умилением. Слезы потекли из глаз. Слова эти начали повторяться беспрестанно, волнуя сердце сладким удивлением. Я плакал, ужасался и радовался. Слова повторялись часто и с новыми чувствами удивления и радости. Так продолжалось более двух недель. Потом мало-помалу стало это уменьшаться, но память о сем дивном просвещении осталась на всю жизнь мою.
После, как пишет старец, "подобное умиление, плач и рыдания продолжительные были у него уже от скорби, что не отпустили его в монастырь. Об этом он вспоминает следующее: "Один иеромонах Площанской пустыни, сборщик, квартировал в нашем доме. Я просил его, чтобы он взял меня в монастырь, и он согласился. Мать моя согласилась отпустить меня и приготовила было меня в дорогу. В это время отца моего не было дома, он служил в магистрате бургомистром. Когда он пришел домой, мать моя говорит ему, что она отпускает меня в монастырь, в надежде той, что и он согласится на это дело, но отец за это рассердился и не пустил, сказавши, что раньше 23 лет он не отпустит меня. Это ужасно меня опечалило, и я от этого начал плакать и рыдать, и это продолжалось более двух недель. Бывало, пойду в уединенное место, упаду вниз лицом и плачу, рыдаю и припеваю Милость мира... Свят, свят... и прочее жалобным голосом, потому что не знал, как в скорби надобно молиться. С того времени я уже и не помышлял, чтобы меня прежде совершеннолетия отпустили в монастырь".
Пока заветное желание не исполнилось, Промысл Божий украсил юность старца Иеронима добрым содружеством. Как отмечает он сам, "в воспитании человека много влияет содружество: доброе — для добра, а злое — для зла. Содружество доброе избавило меня, пишет старец, от рассеянной жизни и поддержало на пути благочестия. Дружба наша состояла из шести человек. Мы дали обещание Богу, чтобы не жениться, а пойти в монастырь и быть монахами, и подтвердили это клятвою. Вследствие сего мы часто сходились для совещаний и бесед, чтения и пения. Сограждане наши прозвали нас монахами, но все уважали нас". А тем временем приблизилось время совершеннолетия Иоанна — 23 года. "Я, - вспоминает отец Иероним, - в этот день за чаем сделал родителю моему земной поклон, поблагодарил его за воспитание меня в страхе Божием и при том сказал ему, что от сего времени он уже не отвечает пред Богом за мое поведение. Это мое объяснение тронуло его и родительницу мою". Однако, выслушав сына и понимая, к чему он клонит, отец и в этот раз не отпустил его в монастырь. Он попросил еще немного времени.
Иоанн оставил родительский дом в 25-летнем возрасте и пожив несколько лет в российских монастырях, направил свои стопы в далекий путь – на Святую Гору Афон. И прибыл туда в сентябре 1836 года. Именно на этом святом месте молодой человек обрел то, что так долго искал, о чем благочестиво мечтал с самого детства. Имея любовь к безмолвию, Иоанн Соломенцов приобрел келлию и поселился в ней с двумя послушниками. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иоанникий и собирался всю жизнь провести в афонской пустыне. Но по благословению своего старца, известного афонского духовника иеросхимонаха Арсения, ему вскоре пришлось переселиться в Русский монастырь святого Пантелеимона, или иначе - Русик. Здесь монах Иоанникий был рукоположен во священный сан, пострижен в великую схиму с именем Иероним и назначен духовником обители.
Без малого полстолетия, большую половину своей жизни прожил он в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Со времени переселения отца Иеронима в эту обитель продолжением его биографии становится сама ее история, а историей обители – его подвижническая жизнь и труды в ней во славу Божию. Он собрал русских иноков в Русском монастыре – «родной древности», отстоял право на их самостоятельное существование на Афоне и своими заповедями указал им на вечные времена верный путь к духовному преуспеянию и благословенному благополучию. В дальнейшем старец поручил Русскую обитель своим преемникам – воспитанникам и сотрудникам, которые по смерти духовного отца продолжили его труды.
*** Память о старце-духовнике Иерониме бережно и благоговейно передается в Афонском Пантелеимоновом монастыре от поколения к поколению. О нем братия говорила: «Устами его как бы Сам Бог вещал… Он во всех добродетелях совершен был. Не словом учил, а во всем делом показывал, и во всем образ был нам». Прошло уже более 130 лет со дня блаженной кончины иеросхимонаха Иеронима, и настало время собирать «бисеры преподобной его жизни», чтобы явить людям высокий пример подвижничества во славу Божию ради спасения многих - на Афоне, в родной России и во всем православном мире. А, кроме того, напомнить те заповеди, которые оставил старец после смерти всем своим духовным чадам и последователям, как «вполне достаточные для благоугождения Богу и спасения в иноческом чине».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!