Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Книга «Дуновение вечности», выпущенная в свет издательством «Правило веры», состоит из двух частей. В первой части, которая называется «Светочи христианства», помещены рассказы о святых людях первых веков, достигших духовного совершенства. Здесь даны и краткие эпизоды из жизни святых, например, апостола Иоанна Богослова, священномученика Игнатия Богоносца и блаженного Августина и более полные жития таких святых, как, великомученик Евстафий Плакида, царица Александра, святая Перпетуя и других. Во второй части книги, название которой «Цветы с Луга Духовного», собраны рассказы по событиям знаменитого произведения христианской древности блаженного Иоанна Мосха.
Автор книги, протоиерей Михаил Иванович Хитров родился в 1851 году в бедной многодетной семье сельского священника. Окончив духовное училище, а потом и семинарию, отец Михаил с блеском завершил образование на историко-филологическом факультете Московского университета, вслед за чем выдержал и кандидатский экзамен в Московской духовной академии. Многие годы он преподавал всеобщую и церковную историю в различных учебных заведениях Москвы. Отец Михаил прекрасно знал древние языки, свободно читал на немецком и французском, умел отлично пользоваться всеми новейшими - по тем временам - научными источниками. В его любовно сделанных переводах и с его яркими историко-археологическими примечаниями изданы два замечательных памятника святоотеческой литературы: «Луг Духовный» Иоанна Мосха и «Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина.
В свое время отец Михаил принимал самое живое участие и в издании творений святителя Феофана Затворника, тщательно разбирая бумаги покойного владыки. Отец Михаил был и отличным художником. Одна из гравированных им икон Спасителя произвела такое впечатление на святителя Николая Японского, что - по его просьбе - была отпечатана в количестве трех тысяч экземпляров и отправлена в Японию. Весной 1895 года Михаил Иванович был рукоположен в сан иерея, а в 1897 году избран помощником председателя Училищного совета при Святейшем Синоде, с возведением в сан протоиерея, и переехал в Санкт-Петербург. Отец Михаил был в полном расцвете своих духовных дарований. Он весь пламенел ревностью к тому делу, к которому был призван и сердцем, и высшей церковной властью, - делу народного просвещения. Не оставлял батюшка и пастырского служения: в церкви Милующей Божией Матери, близ которой отец Михаил поселился в Санкт-Петербурге, он каждое воскресенье вел беседы и читал проповеди.
Однако протоиерей Михаил Хитров сделался известен русскому православному люду не только как опытнейший педагог, неутомимый просветитель и «пастырь добрый». С 1876 года он печатал в отечественных духовных журналах очерки из истории древней Церкви, жизнеописания православных святых, проповеди и поучения, статьи и рецензии. Все написанное отцом Михаилом, особенно изданные книги, пользовалось исключительной популярностью, - и заслуженно, ибо эмоциональность, несомненная стилистическая одаренность, высочайшая эрудированность и тонкая художественность творений отца Михаила привлекали к себе самые широкие круги читателей. А он, трудясь над произведениями, придерживался убеждения, «что как для подрастающего поколения, так и для всего нашего народа следует позаботиться о таком чтении, которое давало бы не одни только сведения по тем или другим отраслям знания, а тем менее забаву или развлечение. Но которое служило бы нравственному образованию, давало бы нравственное направление ума и сердца».
В книге «Дуновение вечности» автор постарался изобразить - по возможности в живых рассказах - возвышенные примеры различных христианских добродетелей. Прочитаем фрагмент одного из рассказов, вошедших в первую часть сборника. Он называется «Счастливая мать» и посвящен блаженному Августину, память которого Святая Церковь совершает 28 июня, и его матери святой Монике. И вот что рассказывает автор: «Весна. Мартовские иды. Южное солнце, посылая жаркие лучи, освещает пеструю, оживленную картину кипучей торговой деятельности в римской гавани Остия. Идет спешная разгрузка кораблей, прибывших из отдаленных провинций с разного рода товарами. Хлеб, вино, масло, соль, дерево, мрамор, слоновая кость и другие богатства всех стран света в огромном количестве сложены в гавани, ожидая уборки в амбары, чтобы потом направиться в Рим и другие города Италии».
Здесь же в гавани, мы, по словам автора, найдем африканских или, точнее, нумидийских уроженцев — мать и сына, которые собрались к отправлению на родину. «То были блаженный Августин и Моника. Мы видим теперь, - пишет автор, - с какой почтительною любовью сын говорит со своею матерью, какою силою материнской любви и нежности дышит все существо Моники. А ведь было время, когда мать, хотя и с сокрушенным сердцем, должна была удалить сына из своего дома и не допускала его вкушать пищу за ее столом... Да, много слез пролила Моника, претерпела много невыразимых душевных тревог и страданий, прежде чем глаза ее засияли радостью при взгляде на Августина, всею душою наконец обратившегося к Богу. Юношею он отличался выдающимися способностями, особенно в красноречии. Но успехи сына не радовали Монику. Ей несравненно дороже было спасение души его, а между тем она видела, что сын ведет разгульную жизнь и погружается все более и более в бездну порока.
Она ли не заботилась о том, чтобы с детства внушить ему свои христианские убеждения и страх Божий?! Не начертала ли она при самом его рождении на челе его знамение креста и не дала ли вкусить таинственной соли? Не употребляла ли она затем всевозможных усилий, чтобы подраставшее чадо более и более проникалось духом веры Христовой? И что же?! Все, по-видимому, оказалось тщетным: молодой Августин дал полную волю своим страстям, впал в еретические заблуждения и был недалек от того, чтобы окончательно потерять веру. Что оставалось бедной матери? Одно: пламенная, слезная молитва к Богу. Движимая материнскою любовью, она умоляла уважаемых ею лиц подействовать на сына словами убеждения. «Еще не время! — заметил ей один святой муж.— Юноша еще слишком надмевается своим знанием. Оставь его на время и молись». «Смиряйся! Только не ослабевай в молитве: невозможно, чтобы погибло чадо стольких слез». И Моника не переставала изливать слезы в пламенной мольбе. Возможно ли описать радость Моники, когда она стала замечать, что ее слезные молитвы услышаны, что ее сын возвращается на истинный путь — на путь истинной веры и христианской жизни!» Так пишет автор о блаженном Августине и его матери. А что он рассказывает о других святых, читайте в первой части этого сборника.
А во вторую, напомню, вошли рассказы по событиям знаменитого произведения блаженного Иоанна Мосха, о котором отец Михаил говорит: «Луг Духовный — знаменитое произведение христианской древности. Его полное заглавие, известное в древние времена: Книга блаженного Иоанна Евкрата (подвижник), называемая Луг, потому что она содержит многоцветное повествование о растениях Небесного цветника. Великий подвижник палестинский блаженный Иоанн Мосх, человек высокообразованный, вместе с своим учеником, впоследствии знаменитым патриархом Иерусалимским Софронием, в конце VI и в начале VII столетия совершили свое великое путешествие, обойдя Палестину, Сирию, Египет и закончив его в Риме. Плодом этого путешествия явилась книга «Луг Духовный». Достоверность ее рассказов вне всякого сомнения. Блаженный Иоанн записывает или то, что сам слышал или видел, или, передавая рассказ другого, тщательно обозначает имена лиц, передававших рассказ. Высокое значение книги признано было торжественно на VII Вселенском Соборе». Познакомиться с некоторыми рассказами блаженного Иоанна Мосха в переработке духовного автора протоиерея Михаила Хитрова нам поможет книга «Дуновение вечности».
*** Как отмечают издатели, протоиерей Михаил Иванович Хитров оставил после себя светлую, поистине «блаженную» память в сердце каждого, кто хоть немного был знаком с ним. Не боясь избитого сравнения, можно было бы сказать, что в душе этого замечательного человека горел неугасимый светильник добра, готовый всякого согреть своим живительным теплом. Как говорит сам автор, «могучее влияние высокого примера на душу всем хорошо известно». Поэтому он и старался изобразить - по возможности в живых рассказах - возвышенные примеры различных христианских добродетелей. При чтении книги «Дуновение вечности» «перед читателем один за другим пройдут величавые образы святых мужей и жен, достигших - каждый в роде своего призвания - величайшего духовного совершенства. И кто знает, - говорит автор, - может быть, иное чуткое сердце при созерцании этих совершенств сильнее забьется, согревшись искрою Божественного пламени, одушевлявшего истинных страстотерпцев и борцов за веру».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Пасхальное богослужение 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!