У книжной полки. 28 июня

28 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Господи, научи нас молиться. Личная молитва по преданию святых отцов.

 

Современному человеку трудно разглядеть те поразительные возможности, которые открывают нам святоотеческие тексты: «научиться молиться у Господа», то есть молиться, как молились люди Биб­лии и наши отцы по вере, означает не только усвое­ние определенных текстов, но и всех методов, форм, жестов, при помощи которых молитва обретает подобающее ей выражение. Кто хочет пребывать в общении с Отцом, может прийти к Нему только по «пути» Сына, который проложили, и сами стали его живой частью, все те отцы в вере, что «правильно шествовали до нас». Глубокий личный опыт молитвы и серьезные знания трудов святых отцов соединились в книге схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Господи, научи нас молиться. Личная мо­литва по преданию святых отцов».

По словам митрополита Волоколамского Илариона, книга схиархимандрита Гавриила (Бунге), написанная первоначально по-немецки и переведенная на другие евро­пейские языки, посвящена важнейшему вопро­су духовной жизни христианина — практике личной молитвы. Древнерусская пословица гласит: «Нет труднее дела, чем молиться, пахать землю и ухаживать за престарелыми». Такая иерар­хия ценностей для современного человека, не искушенного в молитве, может показать­ся странной. Между тем тот, кто уже пытался сделать первые шаги в духовной жизни, знает, как много препятствий стоит перед ищущим молитвенного дара.

С одной стороны, - отмечает Владыка, - в христианстве молит­ва дает человеку непосредственный доступ к Богу. Молитва — это встреча христианина с Богом Живым, это, по словам святителя Ио­анна Златоуста, «общее занятие человека и ан­гелов... виновница всех добродетелей». «Все мы нуждаемся в молитве, как деревья в воде, — пи­шет далее Златоуст. — Молитвы — нервы души нашей. Кто не молится Богу и не имеет усер­дия беседовать с Богом, тот мертв, бездушен, бессмыслен» («Слово о молитве»). Об этом же говорит апостол Павел: Непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Речь идет не о каком-то постоян­ном молитвенном правиле, а о состоянии чело­веческой души, которая непрестанно пребывает с Богом. Поэтому молитва должна быть не фо­ном нашей жизни, а ее главным содержанием.

С другой стороны, встреча с Богом в молитве происходит не всегда. Ведь даже встреча­ясь с человеком, мы далеко не всегда можем преодолеть разделяющие нас барьеры. Часто наше общение с людьми ограничивается лишь поверхностным уровнем. Так бывает и в мо­литве. Душа каждого человека подобна музы­кальному инструменту, который порой быва­ет расстроен грехом. Чтение же молитвенного правила подобно настройке музыкального инструмента. От этого правила и берет на­чало искусство молитвы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что, пока у человека нет молитвенного правила, ему невозмож­но выстроить свою духовную жизнь. Именно с молитвенного правила начинается домостро­ительство внутреннего храма души. И когда это правило усилием человека входит в него, оно становится уже не правилом, а молитвой.

Молитва, - говорит митрополит Иларион, - как дар Божий дается только тому, кто употребляет усилия. Преподобный Нил Си­найский говорит, что «только молящемуся Го­сподь дает молитву», то есть только когда христианин употребляет усилие в молитве, тогда она ему даруется. Но если нет понуждения к молитве, нет стараний, то она не родится сама по себе. Это дар, кото­рый не дается случайно и внезапно, по како­му-то обстоятельству. Пожалуй, самая большая ценность пред­ставляемой книги состоит в том, что отец Гав­риил, говоря о личной молитвенной практике, не высказывает ничего априори. Весь его опыт, передаваемый читателю, — эмпирический, зиждущийся на основании творений отцов Церкви, подвижников и духовных писателей Востока и Запада, что хорошо видно из цитат к каждой высказанной автором мысли, к ка­ждому духовному совету.

Безусловно, в жизни христианина бывают такие мгновения, когда его существо невольно устремляется ввысь в молитвенном порыве. Но в книге отца Гавриила речь идет главным образом о молитве систематической, которая входит в жизнь как постоянная ее спутница и вдохновительница, о той молитве, которая связывает наш дух с самим Источником жиз­ни. Ее не могут заменить ни богословские теории, ни одно лишь служение добру. И то и другое оживотворяется молитвой, которая хранит нашу веру от соблазнов и прелести. Молитва всегда остается подвигом, который совершается с великим трудом и только с по­мощью Божией. Наш долг смиренно молиться, молиться с возможным духовным искусством, не ослабевая и не смущаясь тем, что при чело­веческой немощи молитва наша всегда будет недостаточной и неровной. Не надо огорчаться и падать духом. Надо все равно с постоянством возносить молитву Господу, уповая на то, что у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1: 37), возносимое с верой.

Автор книги, отец Гавриил, родился в Кельне в 1940 году. Его мать была католичкой, а отец — лютеранином. Семья, как это часто бывает в смешанных браках, была хоть и верующей, но не церковной. Молодой человек сам пришел к вере. Во время учебы в Боннском университете, где он изучал богословие и философию, 21-летний юноша впервые попал в православную страну — посетил с группой студентов Гре­цию. Проведя там два месяца, будущий монах впервые близко соприкоснулся с православной традицией и познакомился с духоносным старцем. К тому моменту он уже внутренне тяготел к монашеству и успел прочитать кое-что из православной литерату­ры, в том числе русской. Но встреча со старцем полностью перевернула юношу: он стал для него живой иконой монаха. Вернувшись домой, он поступил в бенедиктинский монастырь Шеветонь в Бельгии. Эта обитель, где служат по восточному обряду обращена к общим истокам неразде­ленной Церкви, наиболее полно соответство­вала устремлениям молодого инока.

Получив в постриге имя Гавриил, старец прожил в монастыре 18 лет, исполняя разные послушания: гостинника, библиотекаря, экклесиарха, духовника. В 1980 году отец Гавриил, испросив разрешение священноначалия, ушел в затвор и по­селился в Швейцарских Альпах. Из старой заброшенной фермы он устроил скит с несколькими ке­льями и домовым храмом и всецело посвятил себя молитве и изучению наследия отцов Церкви. 27 августа 2010 года, накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы, отец Гавриил принял Православие. На тот момент ему было семьдесят лет. Люди часто думают: что может тебе ска­зать иностранец, проживший последние трид­цать лет в горах? Что он знает о тебе, твоей жизни? Как может понять: немец — русского, монах — женатого, старый — молодого? Оказы­вается, может. Потому что чувства в человече­ском сердце одни и те же: и вчера, и сегодня, и в горах, и в мегаполисе. И лекарство одно.

Отец Гавриил говорит об этом так: «По сути, мирянин приходит в скит примерно с теми же вопросами, которые задают монахи, — вопросами о духов­ной жизни, о том, как жить в полной мере хри­стианской жизнью в окружении мирской суеты. Я даю им те же советы, что и монахам, и прави­ло, которое я предлагаю каждому, соответствует условиям его жизни. Молодому женатому муж­чине с четырьмя детьми я не могу дать то же правило, что и пожилому человеку, который живет один. То же самое в отношении матери семейства. Нет различных видов духовности. Нельзя быть больше чем христианином. Монах не выше христианина. Он пытается быть и стать выше теми способами, которыми нас наделили святые отцы, но я могу дать мирянам те же со­веты, что даю монахам. Все советы должны быть адаптированы к условиям жизни человека, его возрасту, сроку его духовной жизни». Эти правила действуют и руководят стар­цем, когда он дает рекомендации касатель­но молитвы.

 

*** Известный богослов, патролог, схиархимандрит Гавриил (Бунге) более тридцати лет принимает множество людей. Самым верным ориентиром в духовном поиске отец Гавриил считает книги святых отцов. «Если вы узнаете вкус истинного, - говорит он, - сможете читать что угодно и в любом другом произведении почувствуете, подлинно ли оно». Отец Гавриил всегда видел и видит в восточном христианстве подлинную жизнь, поэтому с юношеских дел двигался к ней, приняв Православие со словами: «Я хочу умереть в общении с Истиной». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать