У книжной полки. 27 сентября

27 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Православные праздники.

 

Есть на свете особенное место - Святая Земля. Здесь родился, жил, творил чудеса и учил людей воплотившийся Сын Божий Иисус Христос. В древности она называлась Палестиной, а сейчас это территория государства Израиль. Святая Земля хранит память не только о Христе, но и о Его Пречистой Матери и Её родителях — праведных Иоакиме и Анне, и других людях, так или иначе связанных со Святым Семейством. История их жизни передавалась христианами из уст в уста и дошла до нашего времени. Отражение наиболее ярких моментов этой истории мы видим в церковных праздниках, которые помогают нам стать участниками событий «давно минувших дней». О церковных – православных праздниках – рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она так и называется – «Православные праздники». ***

Эта книга, выпущенная в свет Издательством Астрель, рассказывает о самых главных церковных торжествах, посвященных Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Открывает ее праздник Рождества Пресвятой Владычицы, за которым следуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, Вознесение, День Святой Троицы, Преображение и Успение. Завершается повествование праздником Покрова Пресвятой Богородицы, который не входит в число названных — Двунадесятых торжеств, но является Великим праздником. Книга написана живым и понятным языком, а прекрасные старинные гравюры и современные фотографии, дополняющие повествование, дают читателю возможность воочию представить события, происходившие две тысячи лет назад на Святой Земле.

Предваряет книгу обращение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго к юным читателям. Как говорится в этом обращении, «место, освященное искупительным подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, называется Святой Землей. Сюда, в колыбель христианства, на про­тяжении веков были обращены взоры и устремлены чаяния верующих людей. Во все времена паломники из разных стран, в том числе и из России, с благоговением и трепетом вступали на эту, избранную Богом, землю, по которой ходил Господь, где совершались судьбоносные события священной истории Ветхого и Нового Заветов. Пророки, а затем евангелисты и апостолы, вдохновляемые Святым Духом, записывали Богооткровенные истины в назидание современникам и потомкам. Вся полнота Божественного Откровения, которая была явлена миру, запечатлена в Священном Писании, в церковном предании и самой истории.

Так сложилось целое библейское повествование о взаимоотношениях Бога и человека. Это и есть подлинная история мира, содержащая вечное сокровище - Слово Божие, обращен­ное к каждому из нас. Это Слово отзывается в нашем сердце, когда мы читаем Священное Писание, когда с благоговением взираем на иконы и картины на библейские сюжеты, когда совершаем паломничества по святым местам, когда пребываем в храме или на мо­литве и, главное, когда живем по-христиански. Слава Богу, - говорит Святейший Патриарх, - в нашей стране закончилось 70-летнее атеистическое пленение, и наш народ вновь возвращается к своим истокам - святой, отеческой вере. По милос­ти Божией сегодня мы имеем возможность издавать и читать книги духовно-нрав­ственного содержания, восстанавливать храмы и монастыри, посещать Святую Землю и, путешествуя по ней, как бы заново прочитывать Святое Евангелие. Но главное наше призвание, заключает Патриарх Алексий, - воспитывать, преображать и спасать души человеческие».

 

4.. Подобную цель преследовали и издатели данной книги. Помимо описания православных праздников в нее вошли главные песнопения этих торжеств, а завершает издание описание ключевых мест Святой земли: это города Иерусалим и Вифлеем, храм Воскресения Христова и погребальная пещера Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Так о центральном месте как Святой земли, так и Священной истории, издатели пишут: «Иерусалим — один из древнейших городов мира: археологи определяют его воз­раст более чем в четыре с половиной тысячи лет. Царь Давид сделал его столицей своего государства в 1003 году до Р. X. Сорока годами позже его сын Соломон по­строил здесь Храм, являвшийся духовным и религиозным центром израильского народа. В 586 году вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Храм и увел всех жителей в плен. Вернувшиеся из плена иудеи выстроили на месте прежнего Храма новый — Второй Храм, подняли город из руин и окружили его сте­нами. В 332 году Иерусалим захватил Александр Македонский. После его смерти го­род был частично разрушен правителем Египта Птолемеем, а затем он перешел под власть селевкидов.

В 63 году к стенам Иерусалима подошли римские войска, воз­главляемые Помпеем. Сопротивление жителей было сломлено, Иерусалим перестал быть столицей независимого иудейского государства и превратился в администра­тивный центр римского протектората. Царь Ирод Великий, сумевший добиться определенной самостоятельности в качестве союзника римлян, расширил и укре­пил город. В 70 году по Р. X. Иерусалим был разрушен римскими легионами Тита. Стены, окружающие современный Старый город, были возведены уже в XVI веке. Они имеют восемь ворот. Золотые, или Ворота милосердия, замурованы, осталь­ные открыты. Четверо ворот — Яффские, Шхемские, Львиные и Сионские — выстроены у начала важнейших дорог, ведущих к главным городам страны. Яф­фские ворота украшает надпись, сообщающая о том, что султан Сулейман Великолепный приказал выстроить их в 1538—1539 годах. Для христиан всего мира Иерусалим — это место, где жил, проповедовал, был распят на кресте, а затем воскрес из мертвых Иисус Христос».

А вот что в книге говорится о торжестве, которое сегодня празднует Святая Церковь – о Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня. «После того как Господь наш Иисус Христос был снят с Креста для погребения Иоси­фом Аримафейским, иудеи, взяв Крест Господень и два других креста, на кото­рых были распяты разбойники, зарыли их в землю в тайном месте. Прошло немного времени, и на Голгофе по при­казу римского императора Адриана построили языческий храм. Но Промыслу Божию угодно было явить миру как священную Голгофу, так и обагренный бесценной кровью Бого­человека Крест самым торжественным и дивным образом. Случилось это так. Римский импе­ратор Константин Великий в начале IV века, накануне битвы с одним из своих противников, Максенцием, находясь с войском близ Рима, увидал на небе огненный крест, на котором сияла надпись: «Сим побеждай». Это чудесное явление наблюдало и все войско его и сочло худым предзнаме­нованием. Но в ту же ночь Константи­ну явился Сам Иисус Христос с крестом в руках. Господь обещал победу императору, если тот освятит воинское знамя изображением креста.

Констан­тин с радостью исполнил повеление Божие. Он вызвал мастеров и приказал сделать знамя. И крупно начертать на нем знак Христа: две перекрещенные буквы «X» и «Р». Вскоре произошла битва, и Кон­стантин, хотя войско Максенция было вдвое больше, победил врага. С тех пор он стал защитником и покровителем христиан. По просьбе императора его мать, ца­рица Елена, отправилась в Иерусалим и после долгих поисков нашла место, где был скрыт Крест Господень. Среди дру­гих двух крестов распятие Спасителя узнали по чудесам, которые Господь совершил через него. Святой Крест приложили к женщине, страдавшей тяжкой болезнью, и она тотчас исцелилась. Другое чудо было еще поразительнее: на умершего, кото­рого в это время проносили мимо Голгофы на кладбище, стали поочеред­но возлагать кресты. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но как только возложили Крест Господень — покойник ожил.

Слава чудес от Креста Господня при­влекла к Голгофе множество народа. Все горели желанием поклониться ему. Тог­да Иерусалимский патриарх Макарий встал на высокое место и воздвиг Живо­творящий Крест. Увидев его, люди пали на землю и с радостью и благоговением взывали: «Господи, помилуй!» Царица Елена оставила половину Креста в храме Гроба Господня, а другую половину вместе с гвоздями послала сыну своему Константину Великому. Благочестивым путешественникам по­зволялось брать с собой небольшие частицы от оставшегося в Иерусалиме дре­ва, так что в скором времени части Животворящего Креста Христова были разнесены христианами по всему миру. Обретение Честного и Животворя­щего Креста Господня произошло в 326 году по Рождестве Христовом. Затем приступили к созданию на этом месте храма во славу Воскресения Христова, и по сооружении его через десять лет 13 сентября 335 г. (по новому стилю это 27 сентября) установи­ли ежегодно торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста Господня. В этот день положено соблюдать пост ради крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.

 

*** По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, в течение всего года Церковь предлагает нам смену праздников и богослужений не для того, чтобы мы не забывали о «преданиях старины глубокой», а чтобы име­ли возможность жить воцерковленной, насыщенной и благодатной жизнью. Ведь, чтобы понять истину Православия, надо жить в этой истине и этой истиной. Сегодняшняя наша книга, посвященная главным православным праздникам, поможет осмысленно постигать духовные сокровища Святой Церкви - Живоносного источ­ника, из которого все мы можем черпать силы для духовного возрастания и достой­ного шествия по пути спасения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать