Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Православные праздники.
Есть на свете особенное место - Святая Земля. Здесь родился, жил, творил чудеса и учил людей воплотившийся Сын Божий Иисус Христос. В древности она называлась Палестиной, а сейчас это территория государства Израиль. Святая Земля хранит память не только о Христе, но и о Его Пречистой Матери и Её родителях — праведных Иоакиме и Анне, и других людях, так или иначе связанных со Святым Семейством. История их жизни передавалась христианами из уст в уста и дошла до нашего времени. Отражение наиболее ярких моментов этой истории мы видим в церковных праздниках, которые помогают нам стать участниками событий «давно минувших дней». О церковных – православных праздниках – рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она так и называется – «Православные праздники». ***
Эта книга, выпущенная в свет Издательством Астрель, рассказывает о самых главных церковных торжествах, посвященных Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Открывает ее праздник Рождества Пресвятой Владычицы, за которым следуют Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, Светлое Христово Воскресение, Вознесение, День Святой Троицы, Преображение и Успение. Завершается повествование праздником Покрова Пресвятой Богородицы, который не входит в число названных — Двунадесятых торжеств, но является Великим праздником. Книга написана живым и понятным языком, а прекрасные старинные гравюры и современные фотографии, дополняющие повествование, дают читателю возможность воочию представить события, происходившие две тысячи лет назад на Святой Земле.
Предваряет книгу обращение приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго к юным читателям. Как говорится в этом обращении, «место, освященное искупительным подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, называется Святой Землей. Сюда, в колыбель христианства, на протяжении веков были обращены взоры и устремлены чаяния верующих людей. Во все времена паломники из разных стран, в том числе и из России, с благоговением и трепетом вступали на эту, избранную Богом, землю, по которой ходил Господь, где совершались судьбоносные события священной истории Ветхого и Нового Заветов. Пророки, а затем евангелисты и апостолы, вдохновляемые Святым Духом, записывали Богооткровенные истины в назидание современникам и потомкам. Вся полнота Божественного Откровения, которая была явлена миру, запечатлена в Священном Писании, в церковном предании и самой истории.
Так сложилось целое библейское повествование о взаимоотношениях Бога и человека. Это и есть подлинная история мира, содержащая вечное сокровище - Слово Божие, обращенное к каждому из нас. Это Слово отзывается в нашем сердце, когда мы читаем Священное Писание, когда с благоговением взираем на иконы и картины на библейские сюжеты, когда совершаем паломничества по святым местам, когда пребываем в храме или на молитве и, главное, когда живем по-христиански. Слава Богу, - говорит Святейший Патриарх, - в нашей стране закончилось 70-летнее атеистическое пленение, и наш народ вновь возвращается к своим истокам - святой, отеческой вере. По милости Божией сегодня мы имеем возможность издавать и читать книги духовно-нравственного содержания, восстанавливать храмы и монастыри, посещать Святую Землю и, путешествуя по ней, как бы заново прочитывать Святое Евангелие. Но главное наше призвание, заключает Патриарх Алексий, - воспитывать, преображать и спасать души человеческие».
4.. Подобную цель преследовали и издатели данной книги. Помимо описания православных праздников в нее вошли главные песнопения этих торжеств, а завершает издание описание ключевых мест Святой земли: это города Иерусалим и Вифлеем, храм Воскресения Христова и погребальная пещера Пресвятой Богородицы в Гефсимании. Так о центральном месте как Святой земли, так и Священной истории, издатели пишут: «Иерусалим — один из древнейших городов мира: археологи определяют его возраст более чем в четыре с половиной тысячи лет. Царь Давид сделал его столицей своего государства в 1003 году до Р. X. Сорока годами позже его сын Соломон построил здесь Храм, являвшийся духовным и религиозным центром израильского народа. В 586 году вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Храм и увел всех жителей в плен. Вернувшиеся из плена иудеи выстроили на месте прежнего Храма новый — Второй Храм, подняли город из руин и окружили его стенами. В 332 году Иерусалим захватил Александр Македонский. После его смерти город был частично разрушен правителем Египта Птолемеем, а затем он перешел под власть селевкидов.
В 63 году к стенам Иерусалима подошли римские войска, возглавляемые Помпеем. Сопротивление жителей было сломлено, Иерусалим перестал быть столицей независимого иудейского государства и превратился в административный центр римского протектората. Царь Ирод Великий, сумевший добиться определенной самостоятельности в качестве союзника римлян, расширил и укрепил город. В 70 году по Р. X. Иерусалим был разрушен римскими легионами Тита. Стены, окружающие современный Старый город, были возведены уже в XVI веке. Они имеют восемь ворот. Золотые, или Ворота милосердия, замурованы, остальные открыты. Четверо ворот — Яффские, Шхемские, Львиные и Сионские — выстроены у начала важнейших дорог, ведущих к главным городам страны. Яффские ворота украшает надпись, сообщающая о том, что султан Сулейман Великолепный приказал выстроить их в 1538—1539 годах. Для христиан всего мира Иерусалим — это место, где жил, проповедовал, был распят на кресте, а затем воскрес из мертвых Иисус Христос».
А вот что в книге говорится о торжестве, которое сегодня празднует Святая Церковь – о Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня. «После того как Господь наш Иисус Христос был снят с Креста для погребения Иосифом Аримафейским, иудеи, взяв Крест Господень и два других креста, на которых были распяты разбойники, зарыли их в землю в тайном месте. Прошло немного времени, и на Голгофе по приказу римского императора Адриана построили языческий храм. Но Промыслу Божию угодно было явить миру как священную Голгофу, так и обагренный бесценной кровью Богочеловека Крест самым торжественным и дивным образом. Случилось это так. Римский император Константин Великий в начале IV века, накануне битвы с одним из своих противников, Максенцием, находясь с войском близ Рима, увидал на небе огненный крест, на котором сияла надпись: «Сим побеждай». Это чудесное явление наблюдало и все войско его и сочло худым предзнаменованием. Но в ту же ночь Константину явился Сам Иисус Христос с крестом в руках. Господь обещал победу императору, если тот освятит воинское знамя изображением креста.
Константин с радостью исполнил повеление Божие. Он вызвал мастеров и приказал сделать знамя. И крупно начертать на нем знак Христа: две перекрещенные буквы «X» и «Р». Вскоре произошла битва, и Константин, хотя войско Максенция было вдвое больше, победил врага. С тех пор он стал защитником и покровителем христиан. По просьбе императора его мать, царица Елена, отправилась в Иерусалим и после долгих поисков нашла место, где был скрыт Крест Господень. Среди других двух крестов распятие Спасителя узнали по чудесам, которые Господь совершил через него. Святой Крест приложили к женщине, страдавшей тяжкой болезнью, и она тотчас исцелилась. Другое чудо было еще поразительнее: на умершего, которого в это время проносили мимо Голгофы на кладбище, стали поочередно возлагать кресты. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, но как только возложили Крест Господень — покойник ожил.
Слава чудес от Креста Господня привлекла к Голгофе множество народа. Все горели желанием поклониться ему. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий встал на высокое место и воздвиг Животворящий Крест. Увидев его, люди пали на землю и с радостью и благоговением взывали: «Господи, помилуй!» Царица Елена оставила половину Креста в храме Гроба Господня, а другую половину вместе с гвоздями послала сыну своему Константину Великому. Благочестивым путешественникам позволялось брать с собой небольшие частицы от оставшегося в Иерусалиме древа, так что в скором времени части Животворящего Креста Христова были разнесены христианами по всему миру. Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 году по Рождестве Христовом. Затем приступили к созданию на этом месте храма во славу Воскресения Христова, и по сооружении его через десять лет 13 сентября 335 г. (по новому стилю это 27 сентября) установили ежегодно торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста Господня. В этот день положено соблюдать пост ради крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа.
*** По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, в течение всего года Церковь предлагает нам смену праздников и богослужений не для того, чтобы мы не забывали о «преданиях старины глубокой», а чтобы имели возможность жить воцерковленной, насыщенной и благодатной жизнью. Ведь, чтобы понять истину Православия, надо жить в этой истине и этой истиной. Сегодняшняя наша книга, посвященная главным православным праздникам, поможет осмысленно постигать духовные сокровища Святой Церкви - Живоносного источника, из которого все мы можем черпать силы для духовного возрастания и достойного шествия по пути спасения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Воскресные беседы. Вербное воскресенье
Кулинарное паломничество. Рецепт куличей. Храм в честь Рождества Христова в д. Тарычево
Церковь и общество. Игумен Вассиан (Бирагов)
События недели. 28 апреля 2024
Благая часть. 28 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!