У книжной полки. 27 ноября

27 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

М.Н. Скабалланович. Последование воскресного бдения. Объяснительное изложение Типикона.

 

11 ноября (по старому стилю) 1871 г. в селе Суббота Гродненской губернии в семье византиниста и богослова профессора Николая Афанасьевича Скабаллановича родился сын Михаил, ставший в последствии известным экзегетом и литургистом. Первоначальное образование он получил в Гродненском духовном училище, затем с отличием закончил Виленскую духовную семинарию. Киевскую духовную академию он закончил со степенью кандидата богословия, присужденною за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля». Затем последовали и другие литературные труды Скабаллановича, центральное место среди которых занимает «Толковый Типикон: объяснительное изложение Типикона с историческим введением». За этот труд Совет Киевской Духовной Академии присудил ему в апреле 1912 года ученую степень доктора церковной истории и был удостоен премии митрополита Макария. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию переиздание этого труда, выполненное Издательством «Правило веры». ***

Как говорится на сайте Патриархия.ру, «Первоначально «Толковый Типикон» был задуман автором как практическое пособие для священнослужителей. Но Скабалланович, захваченный широтой темы и ее глубоким научным значением, создал книгу, ставшую событием в жизни Русской Церкви. В первом выпуске «Толкового Типикона» автор излагает историю богослужебного Устава со времени ветхозаветного Богослужения до появления первых списков Типикона в IX веке и затем от появления таких списков до XVI—XVII веков. Толкование Типикона начинается, собственно, во втором выпуске, где комментируются первая и вторая главы Типикона, а в разделе «Практическая осуществимость всего устава всенощной» рассказывается о так называемой «идеальной» всенощной в храме Киевской Духовной Академии, проведенной 10-11 ноября 1912 года. В третьем выпуске комментируются службы первого, третьего, шестого часов, изменяемые части воскресной литургии, чин о панагии; дается толкование третий главы Типикона, говорится о чине благословения колива. Четвертый выпуск в свет не вышел, его отдельные фрагменты были опубликованы под общим названием «Из подготовляемого к печати продолжения Толкового Типикона»».

Настоящее издание составляют второй и третий выпуски «Толкового Типикона». По мысли автора, «возможно, что первоначально надписание Типикона: "Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы" и прилагалось ближайшим образом к "последованию" воскресного бдения». Он отмечает: «Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней». Поэтому, к слову сказать, «Последование воскресного бдения» поможет и пониманию того, как вообще совершается суточный круг богослужения. Данная книга, по словам самого Скабаллановича: «хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере, может быть, и не всегда возможному».

Издание подготовлено уставщиком Троице-Сергиевой лавры игуменом Севастианом (Запольновым). Для лучшего понимания темы и восприятия текста исторические сведения были выделены в самостоятельный раздел. Поэтому книга состоит из двух частей. Первая часть представляет собой как практическое руководство для совершения того или другого богослужебного чина, так и разъяснение смысла последовательности действий во время богослужения, обоснование выбора того или иного священного текста и раскрытие в нем Божиего домостроительства спасения человека. Вторая часть книги — «Исторический обзор формирования чина богослужения и тексты источников», а также краткий комментарий.

В предисловии автор пишет: "Так как наш богослужебный устав имеет своей задачей приспособление церковных служб к священным воспоминаниям дня, то составление его, — конечно, мысленное на первых порах, а не письменное, — должно было начаться с самого возникновения в христианстве священных памятей. Появление же первых священных памятей относится еще к апостольскому времени, когда, несомненно, существовало уже богослужебное чествование по крайней мере воскресного дня. Итак, не будет преувеличением сказать, что первые строки нашего церковного Устава, излагающие именно чин воскресного богослужения, задуманы самими святыми апостолами. Неудивительно поэтому, что старые русские книжники называли Типикон боговдохновенною книгою, — так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы. Он начат составлением в те времена, когда в христианстве была высота духовной жизни, делавшая возможным появление боговдохновенных писаний".

Как отмечает автор, начавшееся в апостольский век образование нашего богослужения закончилось, можно сказать, только к XVI веку, когда устав его получил вполне нынешний свой вид. И конечно, цену этого устава не может ронять то обстоятельство, что на творение его потребовалось полтора тысячелетия. Скорее наоборот. Благодаря такому длинному периоду развития нашего богослужебного устава, в развитии этом могла принимать участие церковь разных эпох, а каждая из этих эпох имела свою силу и красоту и отразила их на нашем многовековом Типиконе. И не только церковь разных времен создавала нынешний устав, но и церковь разных местностей и стран; следовательно, выработала его церковь, не только апостольская – но соборная как по месту, так и по времени. Со страниц устава и веет умилительным духом древней церковной жизни то благочестивого Константинополя, то подвижнического Египта и Фиваиды.

Если же принять во внимание множество ветхозаветного материала, привзошедшего в наше богослужение, то в минуты последнего мы духовно переживаем и священную библейскую древность, «ходим единомышлением» в церкви патриархов и пророков. Будучи соборным творением церкви, богослужебный устав, однако разрабатывался по преимуществу лишь достойнейшими сынами ее. Непосредственными авторами его были люди, не имевшие другой жизни, кроме молитвы и поста, которым сладость «богослужения» позволяла принимать пищу раз в 5 дней и спать не иначе, как стоя или сидя, доканчивавшие свои всенощные бдения в подожженных запертых снаружи язычниками храмах, люди, мученическая кровь которых смешивалась иногда с евхаристическою Кровию. Страницы составлявшегося ими устава не могли не оказаться политыми слезами умиления и богожертвенною кровию исповедничества, которые не могут не чувствоваться оттуда и не сообщать книге духа особенной святости и чистоты.

В этом и тайна глубокого действия на душу православного богослужения, что участвующий в нем воспринимает влияние церкви всех времен в лице лучших ее сил и живет жизнью всей церкви, и это влияние исходит не только от поэзии и музыки богослужения, но и от самой архитектоники его, от этих 40-кратных «Господи помилуй», безмолвных поклонов, вторгающихся долгой паузой в пение и чтение, от антифонного способа пения, и т.п. Типикон и занимается собственно архитектоникой и эстетикой богослужения. В частности, из ряда подвижников ныне действующий устав усваивает свое составление св. Савве, точнее – «яже во Иерусалиме святей лавре преподобного и богоносного отца нашего Саввы». Это обитель неподалеку от Иерусалима в суровой иудейской пустыне, основанная в V в. св. Саввою Освященным.

При написании своего труда, используя современные ему научные источники, автор не мог сказать, какая доля участия принадлежит этому преподобному в выработке устава. Однако он твердо уверен в том, что родиной устава является Палестина и ее постническими подвигами возделанные пустыни. Следовательно, говорит Скабалланович, «создатели нашего церковного устава были, воспитанием той пустыни, которая воспитала Илию и Иоанна Крестителя и подготовила самого Спасителя к Его общественному служению. Здесь самый воздух был насыщен священными воспоминаниями. Вблизи были величайшие святыни христианского мира – Иерусалим с гробом Господним и храмом Воскресения, где молитва сама собою становилась горячее». Как отмечает автор, он не боится, что научный характер книги затруднит понимание ее со стороны кого-бы то ни было, интересующегося церковным Типиконом и изучающего его. Потому как даже газетная статья обилием иностранных слов и специальных терминов может стать менее доступной к уразумению, чем простое изложение настоящей книги.

 

*** «Последование воскресного бдения» объяснительно излагает каждое действие суточного круга богослужения и продолжает выпускаемую издательством «Правило веры» серию книг, посвященных православному богослужению. Это и «Изъяснение Божественной литургии» Ивана Дмитревского, которое объясняет весь состав литургии в ее историческом, догматическом и таинственном значении. Т произведения митрополита Вениамина (Федченкова) о двунадесятых праздниках, которые рассказывают, как протекают службы от предпразднства до попразднства, и раскрывают текстами из богослужения смысл и значение празднуемого события в деле домостроительства Божия. Все эти книги показывают, что глубина и красота богослужения проистекают и от богодухновенных текстов, и от чина совершения службы, донесенного нам Церковным Преданием. При этом понимание совершаемого во время богослужения делает ум и душу человека участниками общецерковной молитвы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать