У книжной полки. 27 ноября

27 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Толковый Апостол» епископа Никанора.

 

Одним из выдающихся церковных деятелей второй половины XIX – начала XX века был архиепископ Никанор (Каменский). Он был автором как капитальных научных, так и популярных трудов по религиозным вопросам, специалистом в области истолкования Священного Писания. На протяжении всей жизни, Владыка Никанор интенсивно занимался экзегетикой, оставив многочисленные труды, из которых прежде всего следует выделить полное истолкование Деяний и Посланий святых Апостолов. Его экзегетическое исследование этих священных книг вышло в свет в 1905 году в Санкт-Петербурге. А в 2015 – на основе дореволюционного издания Издательством Синтагма вновь был опубликован «Толковый Апостол» епископа Никанора». Этот труд мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

 Настоящее издание представляет собой экзегетическое исследование архиепи­скопа Никанора (Каменского) книг "Деяния святых апостолов", "Со­борных посланий святых апостолов" и "Посланий святого апостола Павла". Текст исследования снабжен обширными святоотеческими комментариями. Издание адресовано всем желающим глубже и точнее понять смысл апостольских посланий и исторические обстоятельства их написания. Автор данного труда - Никифор Тимофеевич Каменский - родился 25 мая 1847 года в селе Солодовниково Астраханской губернии в семье дьякона. Окончил Астраханское духовное училище и Астраханскую же духовную семинарию. Потом женился и был рукоположен в священники. Два года он прослужил в приходе села Бережновка Царевского уезда Астраханской губернии.

В 1869 году скончалась его жена. И на следующий год отец Никифор поступил в Казанскую духовную академию. Здесь он тщательно и трудолюбиво изучал богословские науки. Наибольшее влияние на становление будущего архипастыря-богослова оказал ректор академии Никанор (Бровкович), впоследствии известный церковный деятель и мыслитель. Он сформировал у студента Каменского интерес к догматическому богословию и экзегетике (науке по истолкованию Писания). В знак глубокого уважения к своему учителю позднее, при пострижении в монашество, отец Никифор выбрал именно имя Никанор.

В 1874 году, окончив академию, Каменский становится законоучителем Казанской учительской семинарии. А в 1879 году, будучи в сане протоиерея, еще достаточно молодой отец Никифор избирается на должность ректора Казанской духовной семинарии, что свидетельствует о его высоком авторитете. В должности ректора семинарии он пробыл тринадцать лет, в течение которых в жизни духовной семинарии произошли важные изменения. Главнейшей заслугой ректора было повышение качества преподавания. Будучи ученым-богословом, он основное внимание уделял общеобразовательным предметам, считая, что священник должен обладать широким кругозором. Еще одним важным нововведением, осуществленным ректором семинарии, было открытие в 1886 году образцовой начальной школы при Казанской духовной семинарии. В ней учились дети из бедных городских семей, в основном из кварталов, прилегавших к семинарии.

В 1891 году Владыка Никанор был поставлен викарным епископом Чебоксарским. Начиная с 1893 года он епископ Архангельский, затем через каждые три года – Смоленский, Орловский, Екатеринбургский. С 1903 – Гродненский, с 1905 – архиепископ Варшавский. Во всех епархиях, бывших под его управлением, он проявил себя энергичным администратором и талантливым проповедником, не оставляя при этом занятий богословскими и историко-археологическими исследованиями. В период служения в Орловской епархии он занимался просветительской деятельностью, издал под своей редакцией «Описание Орловской епархии». За полтора года управления Екатеринбургской епархией вместе с помощником-вогулом составил вогульскую азбуку и русско-вогульский словарь, лично участвовал в религиозно-нравственных собеседованиях. В Смоленске и Гродно им были основаны церковно-археологические комитеты, а в Орле и Варшаве – церковно-исторические музеи.

В 1908 году он вновь возвращается в Казань уже в качестве епархиального архиерея. Здесь Владыка Никанор продолжает интенсивную деятельность своего предшественника – архиепископа Димитрия (Самбикина) – по поддержке деятельности епархиального церковно-исторического общества. Также проявляет себя сторонником православного богослужения на языках народов Поволжья. На всех этапах своей деятельности архипастырь продолжает активно заниматься исследовательской работой, причем интересы его достаточно разнообразны. Наряду с многочисленными богословскими трудами Никанор оставил труды по истории местного края. В 1889-1890 гг. он составил множество брошюр о казанских святынях, в которых простым, понятным необразованным людям языком, но детально и на научном уровне описывалась история важнейших святынь Казани. Для своего времени эти брошюры были весьма важны, ведь повесть о Казанской иконе Божией Матери и официальные жития казанских святителей сопровождались множеством недостоверных легенд и слухов. К сожалению, его управление епархией продолжалось недолго: 27 ноября 1908 года архиепископ Никанор скончался.

Предваряя свое объяснение книг апостольских, автор пишет: «Название книги Деяний святых апостолов вполне соответствует своему содержанию, то есть изображению дел, трудов и подвигов святых апостолов. О возвещении Евангелия святой Иоанн Богослов сказал: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). То же отчасти должно сказать и о душах апостольских: если бы изображать их все, то их потребовалось бы столько, сколько было апостолов (то есть 82). Между тем деяния апостолов изображены только одним апостолом Лукою, который описал только то, что ему внушалось Духом Святым, что он слышал от самих апостолов и чему он сам был свидетелем, в особенности, как сотрудник святого апостола Павла».

Как отмечает автор, четвертый век христианства считается «золотым веком». Но и тогда святой Иоанн Златоуст, ведя первую беседу о книге Деяний, говорил: «Многие не зна­ют даже и того, что эта книга существует, (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил». То же можно сказать и ныне. А потому надлежит благодарить Господа, что Он вдохновил святого Луку написать эту книгу, как возможное продолжение Евангелия, а вместе и последующее (апостольское) основание того учения, в котором мы должны быть наставляемы. В Евангелиях учение Христово большей частью передается в словах Самого Иисуса Христа, а потому им по справедливости усвоено название благовестие по преимуществу. В писаниях святых апостолов возвещается то же Евангелие, по словами апо­столов. Поэтому книга Деяний святых апостолов сокращенно называется Апостол, как и все последующие за ней книги, как содержащие учение Христово, изложенное апостольскими словами, в применении к тем обстоятельствам, на­ходясь в которых проповедовали и писали святые апостолы».

О важности книги Деяний святых апостолов святитель Иоанн Златоуст говорит: «Эта книга может принести нам пользы не менее самого Евангелия; такого она ис­полнена любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особен­ности совершенных Духом Святым! Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым». С помощью книги Деяний и апостольских посланий, мы по словам Владыки Никанора, видим, «как сами апостолы, как бы на крыльях, обтекли землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были не­доступны ни гневу, ни зависти, и сделались решительно выше всего». Они «имели великое единомыслие», и «между ними уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а напротив, в них водворилась всякая совершен­ная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и Христос много заповедал им» (см. Ин. 13: 35) «Таким образом всё, что заключается в этой книге, достойно удивления, но в особенности то схождение на апостолов, которое внушил им Дух Святой, приготовляя их на служение слову о домостро­ительстве спасения».

 

*** Известный церковный исследователь биографий русских архиереев, митрополит Мануил (Лемешевский) о личности архиепископа Никанора Каменского сказал так: Это была «редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта». «Толковый Апостол», написанный в конце XIX — начале XX в. архиепископом Никанором (Kаменским), и сейчас актуален и предназначен для широкого круга читателей, интересующихся богословием.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать