У книжной полки. 27 марта

27 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Елена Леонидовна Тихомирова. Феодоровский образ Пресвятой Богородицы.

 

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — святыня Костромы, одного из интереснейших и самобытных древних городов Поволжья, имевшего важное значение в истории России и традиционно именуемого «колыбелью Дома Романовых». Находящийся здесь на протяжении почти вось­ми столетий своего существования, Феодоровский образ Пре­святой Богородицы, прославленный многими чудесами и особо почитаемый Православной Церковью и всей Землей Рус­ской, является самой древней иконой города на Волге. Явив­шаяся, по преданию, в XIII веке князю Василию Ярославичу. Феодоровская икона Божией Матери никогда не покидала Кострому на длительное время, оставаясь символом духовной опоры ее жителей и защитницей города. Сказание об этой иконе представлено в книге Елены Леонидовны Тихомировой - «Феодоровский образ Пресвятой Богородицы». ***

Это издание посвящено Феодоровской иконе Божией Матери, явившейся в Костроме в ХIII веке. Рассказ об ее обретении проиллюстрирован на примере шедевра русской иконописи XVII века — иконы Феодоровской Богоматери, со Сказанием. Как рассказывает автор книги, Иконографическая концепция Сказания, воплощенного в красках, отличается глубокой продуманностью. Изограф, внимательно изучая его литературный текст, создает стройное повествование, не упуская ни одного важного момента из истории чудотворного образа. Икона «Феодоровская Божия Матерь, со Сказанием» выражает особое отношение русского общества XVII столетия к духовно-историческим событиям. Со времени правления царя Михаила Феодоровича все чаще создаются не просто списки с особо чтимых образов, а иконы нового типа, подробно излагающие и иллюстрирующие историю обретения и почи­тания святыни».

Так, и «литературное Сказание о чудотворном Феодоровском образе Богородицы обрело свое законченное живопис­ное выражение в иконе. Написанная выдающимся костромским мастером, в даль­нейшем «Богоматерь Феодоровская, со Сказанием» послужи­ла образцом при создании многих других образов такого ти­па. Даже первое знакомство с этой иконой позволяет убе­диться в том, что перед нами - подлинный шедевр русской иконописи». После краткого рассказа об истории обретения иконы, автор немного подробнее останавливается на каждом клейме, которых на иконе 20. Давайте и мы обратимся к этому повествованию. Как отмечает автор, «живописный рассказ начинается с принесения иконы в Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом» (клеймо 1). Здесь «мы видим воина в парадных доспехах - статного, красивого мужа, несущего святыню. Руки его не касаются образа, они прикрыты плащом в знак особого благоговения.

Воин идет по городу, изображенному в виде затейливых пост­роек, башенок, крепостной стены и пятиглавого собора; из окон богато украшенных домов выглядывают жители Кост­ромы, ставшие первыми свидетелями чудесного события. Путь святого Феодора пролегает на окраину Костромы, в ле­систые места на берегах небольшой речки Запрудни. Имен­но здесь на следующий день, 16 августа, князь Василий обре­тет чудотворный образ, о чем повествуют два следующих клейма. Василий Ярославич со своей дружиной скачет на охо­ту в запрудненские леса; на князе красивая одежда из узорчатой ткани, у его белого коня - богатая сбруя. Услышав лай собак, князь пускается за ними в надежде найти добычу, но конь встает как вкопанный, и Василий Ярославович видит на ветвях «соснового дерева» икону Божией Матери (клеймо 2). Он пытается снять святой образ, но икона не поддается его усилиям, поднимаясь выше (клеймо 3).

Изумленный князь понимает, что стал свидетелем чуда, и призывает к месту явления иконы городских священнослужителей. На следующем клейме крестный ход, шедший из Костромы на Запрудню (клеймо 4). Лица участников процессии внимательны и одухотворенны, они кажутся живыми. Здесь очевидно глубокое сопереживание автора происхо­дящему, он выступает как непосредственный свидетель собы­тий далекого прошлого: священнослужители совершают мо­лебен и соборный протоиерей беспрепятственно снимает икону с ветвей». Торжественно переносится она в городскую соборную Феодоровскую церковь, где происходит молитва костромичей во главе с протоиреем и князем Василием пред чудотворным образом (клеймо 5). Из Сказания известно, что соборная церковь в то время была деревянной, но иконописец изображает ее в виде боль­шого златоглавого белокаменного храма с высокой шатровой колокольней.

По-видимому, автора Сказания вдохновляли повсеместно возводившиеся в XVII веке каменные, обильно украшенные архитектурными деталями церкви, немало из которых было построено и в Костроме. Прекрасный храм многократно по­вторяется в клеймах иконы как достойное вместилище для святыни. В следующем клейме изображен пожар в Феодоровской церкви (клеймо 6). Динамичные фигуры юношей, спасаю­щих церковное имущество, яркое пламя беспощадного огня — эта сцена весьма реалистична: иконописцу хорошо знако­мы частые и страшные пожары — на протяжении XVII столе­тия Кострома неоднократно подвергалась огненному опустошению. Так, в 1679 году, незадолго до написания иконы, слу­чился пожар в Костромском кремле. Видимо, поэтому все клейма со сценами ее чудесного сохранения в пожарах напи­саны так проникновенно. Совершенно не тронутая огнем, она заново обретена на пепелище (клеймо 7).

Как трепетно приложился к образу князь Василий, с какой великой любовью и почтением склонились пред иконой церковнослужители и горожане! Жители Костромы, от мала до велика, от князя и до убогого бедняка, благодарят Пречистую Владычицу, «что не оставила град наш без заступничества и нас без милости Твоей». Эта тема отражена в нескольких клеймах, изображающих моление пред иконой (клейма 8, 14, 16, 18, 19). Изограф показывает в этих сценах самых разных людей, объединившихся в общей молитве к Заступнице Усердной. Здесь выражается, безусловно, особое отношение к святыне в Древней Руси. Без молитвы не решался ни один серьезный вопрос, к подножиям святынь люди притекали и в беде, и в радости. Так случилось и в тревожный час, когда Кострома оказа­лась под угрозой гибели от монголо-татар, подступивших к городу: все жители обратились за помощью к Царице Небесной (клеймо 9), уповая на зримый символ Ее милости — святую икону, дарованную свыше граду Костроме.

Тема героической победы костромского войска увлекает автора, ей он посвящает четыре клейма (клейма 10-13). Мо­гучие кони, решительные лица воинов, блеск доспехов, дико­винные одежды врагов — это легендарная битва при Святом озере. Князь Василий выносит чудотворный образ перед кост­ромским войском, и совершается чудо: от иконы исходит си­яние необыкновенно ярких, палящих лучей, которые ослеп­ляют вражьи полчища. В испуге они бегут, падают с коней и терпят сокрушительное поражение. Костромичи, одержав победу заступничеством Царицы Небесной, совершают пред иконой благодарственный молебен (клеймо 14). Однако вскоре жителей города постигает другое несчастье: новый соборный храм, выстроенный после пожара, опять охвачен огнем (клеймо 15). Но и на этот раз святыня сохранилась неповрежденной: она вознеслась ввысь над горящим храмом — это ангелы, вы­несли чудотворный образ из пламени (клеймо 16).

После пожара костромичи во главе с князем Василием Ярославичем решают построить каменный собор и с подоба­ющей честью поместить в нем икону. Для этого князь Васи­лий держит совет с горожанами (клеймо 17): перед нами дворец, в котором князь восседает на золоченом кресле под сенью шатра с богатой завесой. Зал разделен колоннами, пол и потолок отделаны розовой плиткой, под ногами князя — узорчатый ковер. Решение принято, и после завершения строительства икона на многие века становится главной святыней собора (клеймо 18). Православные христиане возносят молитвы пред чудо­творным ликом Божией Матери (клеймо 19). В последнем, двадцатом клейме, автор написал саму Бого­родицу, присутствующую в храме (клеймо 20). Благословляемая Господом, изображенным в сегменте в верхней части клейма, Пречистая Дева осеняет припадающих к Ней. Подножием Богородице служит облако. Облаченная в цар­ские одежды, в высокой золо­той короне, Она — Царица Небесная, помогает всем.

 

*** В день празднования Феодоровской иконы Божией Матери в 2002 году Святейший Патриарх Алексий II отмечал: «Судьбы Отечества неотделимы от истории Церкви и ее святынь. Весь путь, пройденный Костромой за ушедшие века, связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворной иконы Божией Матери духовно укрепляло многие поколения боголюбивых костромичей, пре­клонявших свои колена и сердца пред образом Той, посредст­вом Которой «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14). Вспоминая историю града Костромы, мы осознаем, что именно с этой святыней - чудотворной иконой Царицы Небесной - наши предки, жившие на этой земле, проходили свой жизненный путь и черпали духовные силы в обращении к Заступнице Усердной всего рода христианского».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать