У книжной полки. 27 июня

27 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Добротолюбие. Избранное для мирян.

 

Подвижники духа говорили: есть два приятия жизни. Одно - и это у большинства - брать от текущего дня все, что только можно взять приятного и услаждающего. Этому учит извращенная философия Эпикура: "будем есть и пить, так как завтра умрем". Такое приятие жизни появилось у человечества со дня грехопадения Адама, именно тогда оно утратило богопросвященный ум, и все чаще и чаще стало принимать ложь за истину. Однако еще остались те, кто тоскует по мирам иным, радостно светлым и прекрасным. Тоскует по иной, духовной жизни. Эта жизнь раскрывается нам в книге, которая никогда не утратит своей актуальности для алчушего духовной пищи человека. И книга эта – Добротолюбие! На основе данного святоотеческого труда в начале 20 века был составлен сборник, который в этом году вышел в свет в Издательстве Сетточ. Он называется «Добротолюбие. Избранное для мирян». Об книге – далее в нашей программе. ***

«Добротолюбие» - это духовные советы, поучения и назидания святых отцов - монахов-аскетов, способные научить каждого христианина тому, как следует бороться со своим падшим человеческим естеством и возродить его. Трудно найти другую книгу, которая оказала бы столь значительное влияние на христианский мир и была столь известна, как "Добротолюбие". Как написано в предисловии данного издания "Добротолюбие - это не книга для развлечения скучающего ума; не ряд "психологических этюдов"; не собрание интересных афоризмов. Истины Добротолюбия начертаны письменами святых отцов, имевших ум богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них еще при жизни, на земле зрели Бога.

Дивные умы и огненные сердца начертали Добротолюбие. Земной, суетный человек только тогда приобретет эту жемчужину Духа, когда смиренно, сознав немощь ума своего, увидев пятна и раны на сердце своем, с молитвою к Духу Святому раскроет страницы Добротолюбия. И тогда, при содействии Духа Божия, найдет перстный человек здесь, на земле: мир ума, благочиние чувств, вступит на путь радостного и бесконечного развития Добра. Одним словом, приобщится к жизни великих человеколюбцев и врачей душ, радость и светлость жизни которых бессильно выразить немощное слово человеческое.

По словам издателей, входя в мир Добротолюбия, теряется осуетившийся человек. Так у человека, вырвавшегося из душной, зловонной комнаты на чистый воздух, кружится голова, замирает сердце. Но опытные целители душ, авторы Добротолюбия, ободрят его своим примером. Они поведут человека на вершины истинной человечности по пройденному самими, верному, богоначертанному пути. Так, например, великий духовный врач, святой Иоанн Лествичник, в своем творении, названном "Лествицей", шаг за шагом будет руководить душу, ищущую Бога и спасения в Боге. А сколько около этой спасительной лестницы будет дивных охранителей, наставников, истинных друзей: преподобные Антоний и Пахомий Великие, Нил Синайский, Симеон Новый Богослов, Ефрем и Исаак Сирийцы, сонм светоносных, прекраснейших из сынов человеческих; отражение рая на земле.

Здесь, на страницах Добротолюбия - непостижимые для ограниченного, плоского человеческого ума догматы веры: о Св. Троице, об искуплении мира Иисусом Христом, о воскресении. В этой сокровищнице для нас умами отцов Добротолюбия приоткроются глубины веры христианской. Через все Добротолюбие звучит у св. отцов призыв: «возлюбите Бога и ничего не ставьте выше этой любви». Вот, например, о любви к Богу и ближним говорит преп. Серафим Саровский: «Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца и утробы. Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближним». Так и по словам преп. Иоанна Лествичника, «Любовь есть источник Божественного огня в сердце».

Авва Дорофей взаимоотношение между любовью к Богу и любовью к людям иллюстрирует следующим образом: «Представьте себе, - говорит он, - круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога».

«Таково, по словам аввы Дорофея, - и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом. То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей». Продолжим тему словами преп. Ефрема Сирина. По учению святого отца, «когда мы соединяемся друг с другом независтливостью, простотою, любовью, миром и радостью, преуспеяние ближнего почитая собственным своим приобретением, а равно немощи, и недостатки, и скорби признавая собственным ущербом, тогда в состоянии будем исполнить закон Христов. Вот подлинно ангельская жизнь!»

А вот преп. Исаак Сирин уверяет, что «без любви к ближнему ум не может просвещаться беседою и любовью». «Любовь, говорит он, -возбуждаемая чем-либо совне, есть как малый светильник, питаемый елеем, которым и поддерживается свет его. Или как наводняемый дождем поток, у которого течение прекращается с оскудением составляющей его дождевой воды. Но любовь, которая имеет виновником Бога, есть то же, что бьющий из земли источник: потоки ее никогда не прерываются, ибо Он Сам есть источник сей любви и неоскудевающая пища ее». С другой стороны, по словам прп. Максима Исповедника, «Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно прийти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному». «Любовь, - говорит святой отец, - рождается от бесстрастия, бесстрастие от упования на Бога, упование от терпения и великодушия, сии последние от воздержания во всем, воздержание – от страха Божия, а страх от веры в Бога».

И еще одно поучение святого Максима: «Совершенная любовь не разделяет единого естества человеков по различным их, нравам, но всегда смотря на оное, всех человеков равно любит: добрых любит, как друзей, а недобрых, как врагов, благодетельствуя им, долготерпя, перенося ими причиняемое, отнюдь не отплачивая им зла, но даже страдая за них, когда случай востребует, дабы, если возможно, соделать и их себе друзьями; но, если и невозможно, она все же не отступает от своего расположения к ним, всегда равно являя плоды любви всем человекам. Так и Господь наш и Бог Иисус Христос, являя Свою к нам любовь, пострадал за все человечество, и всем равномерно даровал надежду воскресения, хотя впрочем каждый сам себя делает достойным или славы или мучения адского». Так ищут истины и спасения отцы Добротолюбия. И не для себя только, а для всех людей, так как имеют сердце милующее, в коем пребывает любовь Христова.

 

*** Настоящий труд, это выборки из всех 5 томов Добротолюбия, возник трудами настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря в г. Харбине архимандрита Ювеналия. Он совершил прекрасное и душеспасительное дело, собрав для всех перлы Добротолюбия. Надо только помнить, что вход в вышний горний мир невозможен без смиренной молитвы к Господу о просвещении ума и сердца читающего. Святые отцы говорят: "Бог видит всех, Бога же видит лишь тот, кто во время молитвы ничего иного, кроме Бога, не видит", С такою молитвою приступим и мы к великой книге, которая является маяком среди бурного моря житейского - к Добротолюбию, а точнее к избранным его поучениям.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать