У книжной полки. 27 апреля

27 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Евангельские события, вспоминаемые в дни Страстной Седмицы.

 

«Состояние человечества пред явлением Спасителя в мир было таково, что, по мнению лучших людей того времени, нужно было совершиться чуду, чтобы человек был когда-нибудь в состоянии жить новою, лучшею жизнью. Первородный грех настолько внедрился в человека, последствия его были настолько ужасны и в то же время неотвратимы для людей, что переродиться им самим, собственными силами, и для лучших людей казалось несбыточною мечтою. Человек так далеко уклонился от своего первообраза Адама, так пренебрегал исполнением заповедей Божиих, что ему уже не было возможности надеяться на примирение с Богом. Но Господь милосерд. Он не дал погибнуть человеку, обратил милосердный взор на Свое глубокое падшее создание, в предвечном Своем совете положил избавить человека от греха, проклятия и смерти, послав в мир Бога-Сына, Иисуса Христа». Христа, Которого потом распяли… О последних днях земной жизни Спасителя рассказывает книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Синтагма и называется – «Евангельские события, вспоминаемые в дни Страстной Седмицы». ***

Основными источниками для составления данной книги послужили несколько дореволюционных изданий, и в частности труд святителя Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Опираясь на Священное Писание, авторы используемых для данного издания книг, раскрывают нам последние дни земной жизни Спасителя и помогают понять, что читается в тот или иной день за богослужением, или какой смысл вкладывает Святая Церковь в каждый день Страстной Седмицы. Благоговейно читая Евангелие, присутствуя на церковных службах в эти дни, верующий человек, невольно переносится в уме на место событий, принимает участие в происходящем, идет за Спасителем и страждет с Ним.

Автор-составитель начинает свой рассказ с описания того времени, когда еще Спаситель не пришел в мир, а человечество, отвернувшееся от Господа, от исполнений Заповедей Божиих, погряз в грехах. Иудейский народ, ожидая Мессию, не видел в нем воплотившегося Бога, но Царя, который спасет их от римского порабощения. Когда пришел Потомок древних царей, добродетельный, повелевающий стихиями, исцеляющий болезни, изгоняющий нечистых духов, одним словом — Такой, Каким описывали Его пророчества, иудейский народ отверг Его. Конечно, по большей части это были предводители иудейского народа, которым не нравилось, что простой народ увлекся учением Христа и повсюду ходил за Ним. «Фарисеи и саддукеи, из коих в частности состоял верховный иудейский совет, не хотели и думать, чтобы презираемый ими Галилеянин мог быть Мессиею. Под личиною любви к отечеству, положено было преследовать Его всеми средствами, как Человека опасного, между прочим, для покоя общественного, с тем, чтобы при первом случае захватить Его в свои руки и погубить, так или иначе. И синедрион для этого делал все, что было в его силах».

«В начале четвертого года служения Иисусова ненависть врагов Его уже совершенно созрела: ученики Иисусовы страшились и одной мысли идти в Иудею (Ин. 11; 9, 10) и в самом народе опасались даже говорить о Нем, чтобы не подвергнуться преследованию от фарисеев (Ин. 12; 10). Два события ускорили наступление великих дней страданий Христовых и Его смерти - это воскресение Лазаря и торжественный вход Спасителя в Иерусалим». Эти события православные христиане вспоминали совсем недавно: кто-то – присутствуя на богослужении, слушая песнопения, Евангельское чтение и другие богослужебные тексты; а кто-то по немощи своей - помолившись и прочитав Евангелие дома. Так или иначе, воспоминание об этих двух праздниках так свежи, что мы не будем сейчас останавливаться на тех страницах книги, которые содержат рассказ о них. А перейдем к непосредственно событиям Страстной седмицы, в частности, к событиям Великой Среды.

Как говорится в книге, в это день «во дворце первосвященника собрался синедрион; первосвященники, книжники и ста­рейшины совещались между собою, как бы хитрос­тью взять Иисуса и убить Его. Они боялись пришед­шего на праздник народа, на которого не имели твер­дого, решительного влияния, и потому, сколько возможно, желали избежать всякого шума. Потому они и говорят: Только не в праздник, чтобы не сдела­лось возмущения в народе. Конечно, следовало ожи­дать, что народ станет на сторону Того, Кто исцелял слепых, глухих, прокаженных, вообще Кто везде благодетельствовал. Но опасения синедриона были преувеличены, он слишком мало знал свое пагубное влияние на народ. Легкомысленный и непостоянный Израиль показал свое ослепление и свою неблагодар­ность к Тому, Которого он несколько дней назад приветствовал торжественным «Осанна». Ожесточенная ненависть и неожиданно благоприятный случай побудили, впрочем, синедрион уклониться от этого решения и предать Иисуса на смерть в самый праздник.

Истинный пасхальный Агнец должен был также по определению свыше, и умереть на праздник Пасхи. Агнцу Божию, вземлющему грехи мири, надлежало быть принесену в жертву в одно время с агнцем пасхальным, который столько веков служил Его прообразованием (1 Кор. 5; 7) и никакое могущество земное, никакая злоба и хитрость не могли замедлить этого жертвоприношения, - разлучить преобразуемое с преобразующим. Причиною неожиданной перемены в мыслях синедриона был один человек, который, явясь к перво­священникам, объявил, что он, издавна принадлежа к числу учеников и постоянных спутников Иисуса и зная поэтому все тайные места Его пребывания, легко может содействовать давнему желанию их. — захватить Его в свои руки тайно от народа, и готов употребить для того все свои средства и силы, если только верховное правительство заблагорассудит обратить внимание на его предложение.

Это был Иуда Искариотский. По должности хранителя денег в малом обществе Иисусовом, Искариот мог благовидно оставлять это общество и отлучаться за покупками в город. И потому имел возможность вести постыдные переговоры с врагами своего Учителя и торговаться за Его жизнь, не будучи никем подозреваем в измене. Появление такого человека с таким предложением было крайне приятно для Каиафы. Хитрый саддукей мгновенно сообразил, что при помощи такого человека, каковым выдавал себя предатель, можно будет захватить Иисуса Христа без всякого шума, даже без собирания народа. Немедленным же осуждением на смерть и преданием в руки римского правительства предполагалось удалить от себя и последнюю опасность. Народ, думали, не осмелится предпринять что-либо против римлян, которые на время Пасхи особенно усиливали предосторожность на случай возмущения, и войска в Иерусалиме; а если бы он и покусился на что-либо, то синедрион не будет за то в ответе.

Когда заметили алчность Иуды к деньгам, то не­медленно ему была назначена цена предания та самая, которую Моисей велел взыскивать за раба, когда он будет убит кем-либо ненамеренно (Исх. 21; 32), трид­цать серебренников или сиклей, что на наши деньги составит около 60 рублей. Враги Господа не без злобной мысли предложили такую презренную и ничтож­ную плату. Но вместе с тем эта цена была только ис­полнением того пророчества (Зах. 11; 12), в котором повествуется, как добрый пастырь требует себе платы от неблагодарного народа: «И отвесили мне в плату, какою Я оценен от них, тридцать сребренников». Времени и образа предания не могли определить с точностью ни предатель, ни первосвященники. Преда­тель взялся только употребить на предание первый удобный случай, когда можно будет сделать это тайно от народа. А первосвященники обещали, по первому требованию Иуды, дать ему для совершения темного дела достаточное число слуг и стражи церковной. Чтобы высмотреть этот удобный случай, предатель, побуждаемый силою сатаны, снова отправился в святое общество Иисуса и Его учеников.

А далее было предательство Иуды, бегство учеников, отречение любимого, искреннейшего Петра, издевательство слуг первосвященника, бессмысленные вопли неблагодарной черни, насмешки Ирода, глумление от воинов, сопоставление с разбойником, крестоношение по улицам многолюдной столицы. Всё это и многое другое необходимо знать и помнить нам, христианам, чтобы понять, насколько велики были страдания Христовы, понесенные Им за наши грехи. Именно такое размышление о Крестных страданиях, и конечно, присутствие на богослужениях Страстной седмицы, удивительным образом приближает нас к нашему Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связывает с крестом Его, и вводит в участие того, что происходило около 2000 лет на Голгофе.

 

*** Эта книга, посвященная дням Страстной Седмицы, по-своему призывает каждого христианина следовать словам св. апостола Павла, который говорит: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Апостол Павел считал очень важным для себя знание Христа распятого, а потому и нам необходимо изучать повествования о крестных страданиях Господа, о Его великой крестной жертве, которой искуплены мы от вечной смерти.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать