У книжной полки. 26 сентября

26 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Толкования на святое Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна святителя Иоанна Златоуста.

 

«Чтобы последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие и возможешь жизнию твоею последовать Христу», - учит нас святитель Игнатий (Брянчанинов). Святитель 4 века, Иоанн Златоуст, считал Писание основным, достаточным и обязательным источником и вероучения, и нравственного назидания. «Кто согласен с Писаниями, тот христианин, - говорил он, - а кто с ними не согласен, тот далек от истины». Его изъяснения Священного Писания, обычно в форме бесед, до сих пор считаются одними из лучших толкований во всей мировой богословской литературе. Среди них особенно известны беседы на Евангелия от Матфея и от Иоанна, которые не раз переиздавались. В этом году «Толкования на святое Евангелие» святителя Иоанна вышли в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. И это издание мы предлагаем вашему вниманию. ***

Как говорится в предисловии, «имя архиепископа Константинопольского, за­нимавшего первенствующую кафедру Восточной Вселенской Церкви - Иоанна Златоуста, давно стало нарицательным. Его творения, беседы, поучения, письма читают с таким же неподдельным интересом, как и во время земной жизни святителя, а в выборе богословской тематики, деле проповедничества, методах истол­кования Писания ему подражают на протяжении многих столетий. Богатство, сила, легкость языка в выражениях мыслей и чувств снискали известному оратору и талантливому мастеру слова признание, закрепленное в почетном прибавлении к имени - Златоуст.

Наследие вселенского учителя, которое вошло в Священное Предание Православной Церкви, передающее богооткровенную истину, весьма об­ширно, но толкования на Новый Завет принадлежат к лучшим среди его творений, как отмечали уже в древности. Святитель Иоанн всегда благовествовал Евангелие как закон жизни, для него Благая весть о Христе, Распятом и Воскресшем не предмет любознательности, воспринимаемый памятью, а Слово Божие, живое, действенное, которое по апостолу Павлу проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и су­дит помышления и намерения сердечные (Евр. 4,12). Беседы на Евангелия от Матфея и от Иоанна, вме­сте с другими толкованиями, составляют плод его двенадцатилетней проповеднической деятельности в Антиохии, когда дважды в неделю, а иногда и каждый день он обрашался к народу, потрясая сердца слушателей. Слово Божие, говорил он, «это - пиша души, это - ее ограждение; наоборот, не слушать Писания — для души голод и пагуба».

Как отмечают издатели, большинство сочинений Златоуста - отредактированные записи стенографов, поэтому от его слов веет непередаваемой свежестью живой беседы пастыря со своей паствой. Будучи представителем Антиохийской богословской школы, он относился к Писанию как к истории, а не как к притче, уравновешивая буквально-логический уровень смысла текста с нравственным и богословски-символическим. Подход Златоуста к Новому Завету предвосхищал критику Священного Писания в наше время как, например, в вопросе о четырех Евангелиях (в Беседе I Толкований на святого Матфея Евангелиста). Ограничиваясь краткими справками о писателе священной книги, об обстоятельствах ее написания, святитель далее следил за общим ходом евангельских событий, за движением мысли Апостола, про­никая в глубины Слова Божия.

Так, например, на вопрос "Для чего дано Священное Писание", святитель в этой же в первой Беседе Толкований на святого Матфея, отвечает: «По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом, и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа.

«Утешитель же, Дух Святый, — сказал Он им, — ...напомнит вам всё» (Ин.14:26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу...» (Иер. 31:31, 33) «и будут все научены Богом» его (Ин. 6:45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном.

Размысли же, - говорит святитель Иоанн, - какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством. Если достойно укоризны уже то, что мы нуждаемся в Писании и не привлекаем к себе благодати Духа, то какова, подумай, будет наша вина, если мы не захотим воспользоваться и этим пособием, а будем презирать Писание, как излишнее и ненужное, и таким образом навлекать на себя еще большее наказание? Чтобы этого не случилось, вникнем тщательнее в то, что написано, и рассмотрим, как дан был Ветхий закон, и как — Новый Завет».

В своем изъяснении Священного Писания святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Объясняя священные книги, он часто делал отступления на совре­менные ему общественные и моральные темы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Ветхом и Новом Заветах с духовной жизнью и поступками христианина. Именно это сделало его библейские толкования столь поучительными как для его современников, так и для всех последующих поколений. В данном издании в первой книге собраны 44 беседы-толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. Во второй - последующие 46 бесед. Толкования великого пастыря на Евангелие от Иоан­на, состоящие из 88 бесед, носят морально-практический характер. Говорящий в этих беседах силой Духа Святого и мощью своего слова Иоанн Златоуст стремится тронуть «спящее» сердце читающего его творения христианина и привести его к Богу.

Об этом во вступительной беседе к Евангелию от Иоанна святой проповедник отмечает, что апостол Иоанн Богослов «с неба беседует с нами. В нем вещает Утешитель вездесущий и с такою же точностью ведущий Божие, с какой душа человеческая знает в себе свое». Святитель предупреждает как своих собеседников, так и нас, чтобы мы оказывали «ему безмолвное внимание в продолжение всей нашей жизни. Чтоб «никто не оставался ленивым, сонливым, нечистым». «Переселимся к небесам, - говорит Златоуст, - потому что он вещает только там, и только тем, которые там обитают. А если будем оставаться на земле, то не получим отсюда никакой важной пользы».

 

*** По словам протоиерея Георгия Флоровского, «как проповедник и как учитель, Златоуст был, прежде всего, экзегетом. Всех и каждого святитель постоянно и настойчиво призывает к прилежному чтению Библии. «Не ожидай другого учителя... Есть у тебя слово Божие, - никто не научит тебя, как оно», - говорит он. И особенно в чтении священных книг, по мнению святителя, нуждаются мирские люди. «Ибо монахи вдали от городов пользуются большей безопасностью. Но мы, живущие среди моря греховных пожеланий и искушений, мы нуждаемся в Божественном лечении, чтобы исцелиться от обременяющих нас язв и предохранить себя от будущих ранений, чтобы уничтожить Писанием огненные стрелы сатаны». По словам святого Иоанна, «и в кратком изречении Божественного Писания можно найти великую силу и несказанное богатство мыслей».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать