Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Как известно, многие, поступающие в монастырь ради спасения, будучи предоставлены самим себе, с великим трудом и опасностью проходят спасительный путь, нередко и сбиваются с него. Поэтому небесполезно было бы каждому вновь принятому в число братства вручать такое пособие, благодаря которому он мог бы, как познакомиться с духом монашества вообще, так и, в частности, убедиться в необходимости подчинить себя руководству наставника, чтобы потом, с благословения настоятеля, предать себя в руки им самим избранного старца. Именно для цели была составлена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве монастыря Нило-Столобенская пустынь и называется – «Кратчайший путь ко спасению». ***
В предисловии книги ее составитель, иеромонах Ираклий (Попов) отмечает, что «ближайшая цель ее написания была, с одной стороны — указать вступившему во святую обитель истинный и удобнейший путь ко спасению, т.е. — жизнь под руководством наставника; с другой стороны — сообщить полезные и для старца, и для ученика некоторые сведения, определяющие их взаимные отношения. Эти сведения, впрочем, состоят не из личного опыта автора-составителя, а всецело взяты из творений святых отцов и подвижников, проходивших путь старческого окормления. На страницах этой малой книжицы (как ее называет сам отец Ираклий) вы найдете информацию о том, зачем в духовной жизни нужен руководитель и в чем сущность старчества, узнаете, в чем заключается различие между откровением помыслов старцу и исповедью пред духовником
С помощью творений святителя Игнатия (Брянчанинова) автор-составитель говорит о правилах наружного поведения для новоначальных иноков, предлагает читателям статью игумена Серафима (Параманова), посвященную простому устройству, которое сопровождает всех монашествующих - четкам. Далее читатели познакомятся с «Поучениями монахам преподобного Филарета (Данилевского), настоятеля Глинской пустыни», «Наставлением преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) монахам и мирянам», прочитают «Пророчества русских подвижников о последних днях», а также узнают правила келейного пребывания и молитвенного правила для послушников, рясофорных иноков, мантийных монахов. Кроме того, приобретут и некоторые общие наставления.
Ну и начинается данная книга с объяснения, зачем нужен руководитель в духовной жизни. Итак, нуждается ли в руководительстве ревнующий о своем спасении подвижник? Не достаточно ли ему для сего одного Евангелия, где Христом указаны как образ совершенства, так и путь к нему? Не может ли он сам идти по пути совершенства, как шли некоторые подвижники, напр. Святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Мария Египетская и др.? Действительно, - отвечает автор-составитель, - Христос в Евангелии Своем указал образ совершенства и путь к нему. Но при этом надо помнить, что человек есть существо, весьма удобопреклоненное ко греху, что прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его (Быт. 8 21); так что и — искреннее, хотя бы и горячее, желание не может сразу его изменить. Он так немощен, своеволен, слеп и неопытен, что нуждается в постоянной поддержке и подробных указаниях пути.
Да, - соглашается автор, - некоторые подвижники преуспевали без видимых руководителей, но это бывает очень редко и как исключение. Эти люди, как говорится в Житии прп. Паисия Величковского, «чудесне, по смотрению Божию, нарочно были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ангельская крепости требует». Эти люди — сильные избранники Божии, и составляют исключение. Может ли новоначальный, страстный и немощный, считать себя столь сильным, как эти избранники Божии? С другой стороны, может ли он надеяться на чудо? Не будет ли он этой надеждой только искушать и прогневлять Бога? Поэтому, необходим новоначальному руководитель, чтобы незаблудно шествовать по пути спасения.
Необходимость руководительства, по словам автора-составителя, вытекает из того, что старец помогает ученику беспристрастно познать себя и идти к совершенству. Путь этот оправдан опытами всех святых подвижников, каковы преподобные Макарий Египетский, Пахомий, Иларион, Евфимий, Савва и пр. Все они начинали подвижнический путь покорением себя отцу своему духовному, чрез что скоро и преуспевали и возрастали «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова». Вот почему в писаниях свв. отцов мы часто встречаем учение о необходимости руководительства в духовной жизни. Так, например, святитель Григорий Нисский говорит: «Жизнь сию не иначе кто может в совершенстве изучить, как под руководством кого-либо опытного в ней. Ибо не так прост этот образ жизни, чтобы по нужде можно было доверить собственному суждению, что для нас полезно».
Как утверждает святитель, «чем выше всех прочих занятий предположена у нас цель, тем более мы должны наблюдать осторожность: здесь нерассудительность касается самой души и угрожает опасностью потерпеть такого рода ущерб, который состоит не в потере каких-нибудь благ, но в погибели самого себя, и во вреде собственной душе... Итак, прежде всего должно стараться о том, чтобы найти себе руководителя на сем пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам». Подобно святителю Григорию учат и преподобные Каллист и Игнатий. Прежде всего они вопрошают: «Кто решится пойти неизвестным путем без верного проводника, или ввериться морским волнам без искусного кормчего? Или кто начнет учиться искусству или науке без учителя? А сему искусству искусств, сей науке науки — стезе, ведущей к Богу, глубочайшему мысленному морю, то есть жизни иноческой, которая уподобляется жизни ангелов, осмелится ли кто-нибудь начать учиться без наставника и кормчего, искусного и истинного учителя, и верить, что достигнет (благополучного) конца?»
На эти вопросы преподобные отцы отвечают: «Такой, кто бы он ни был, поистине ошибается, и прежде нежели начал, — уже ошибся, как незаконно обучающийся: равно так и напротив, повинующийся отеческим указаниям, прежде нежели пошел — уже достигнув конца. Откуда можем мы иначе узнать, как должно бороться с плотию? Как вооружаться против страстей и демонов? Ибо с добродетелями, как пишут, сплетаются и страсти и близки к нам. Откуда научимся как должно обуздывать телесные чувства и душевные силы приводят в согласие как на музыкальном инструменте? И еще: как можно будет нам различать Божественные внушения, откровения и утешения и Божественные видения от обольщений, засад, обманов и мечтаний бесовских? — И скажем вкратце: как соединения с Богом и Богом совершаемых тайнодействий и таинств удостоимся достигнуть без тайнонаучения тайноучителем истинным и (духовно) просвещенным. Невозможно это. Поистине невозможно», - заключают святые отцы.
Как отмечает автор-составитель, из приведенных святоотеческих слов видно, что необходимость в руководстве вытекает из невозможности человеку видеть себя в настоящем свете, беспристрастно познавать себя и верно совершенствоваться. Подвижнику надо вести борьбу с самим собою, по тому как, по словам прп. Исихия Иерусалимского, «не внешняго врага нам надо бояться: враг наш заключен в нас самих». Сам же подвижник не может судить безошибочно и беспристрастно. Ведь и самые опытные врачи и то сами не лечат своих болезней, кольми паче в духовных болезнях новоначальный не может быть себе врачом. «Всего труднее, — говорит свт. Василий Великий, — знать и врачевать себя самого, потому что людям прирождено самолюбие, и каждый, по пристрастию к самому себе, извращает истинный суд. Но удобнее может познавать и врачевать нас другой, потому что судящего о других страсть самолюбия не затрудняет в истинном распознавании». Далее автор-составитель еще немало слов приводит о необходимости руководства, о служении старца, о союзе старца и ученика и многом другом, о чем вы можете и сами узнать, прочитав эту книгу.
*** «Все житие монашеское, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — содержится в трех главных устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве: или в том, чтобы безмолвствовать с одним и, много, с двумя; или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии». Но, как отмечает составитель книги, иеромонах Ираклий (Попов), лучшим видом монашеского устроения для новоначального, по учению свв. отцов — аскетов, является четвертый, или, строго говоря, тот же вид общежительного монашества, но усовершенствованный со стороны удобоприменимости его к силам человека. Это особое устроение — есть старчество, т.е. руководительство, окормление ученика одним духовным, опытным старцем, с полным применением обета послушания. Более подробно об этом устроении читайте на страницах книги «Кратчайший путь ко спасению».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!