У книжной полки. 26 ноября

26 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Татьяна Львовна Шишова. Просто мама. Легко ли сегодня быть мамой.

 

Образ матери - первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. Ее лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц, еще в утробе запоминает ее голос. И конечно, маленький человечек сразу начинает любить свою маму, какой бы она не была. Ведь связь ребенка с матерью установлена не людьми, она от Бога. Потому и разорвать ее трудно и до конца невозможно. Однако в мире немало людей, у которых не сложились отношения с матерями, и это нанесло им глубочайшую душевную травму. А для многих стало и настоящей трагедией, ибо никто, никакой другой человек на свете не в состоянии полностью заменить человеку родную мать. На эту и другие темы, которые посвящены святости материнства, размышляет Татьяна Львовна Шишова в своей новой книге. Она вышла в свет в Издательстве Зёрна-Слово и называется –- «Просто мама. Легко ли сегодня быть мамой». ***

Новая книга известного педагога-психолога Татьяны Львовны Шишовой предназначена для самого широкого круга читателей и посвящена теме уникальности материнского призвания. Автор развенчивает сложившиеся стереотипы восприятия роли женщины в обществе, семье, показывает истинную сущность материнства, отвечает на ряд непростых вопросов: легко ли сегодня быть ма­мой, какая мама нужна ребенку, выбирать карьеру или семью, как воспитать уважение к матери и другим членам семьи и другие. Также дает практические советы для поддержания благо­приятного психологического климата в доме, рекомендации по воспитанию ребенка и улучшению детско-родительских отношений, по формированию необходимых приоритетов в жизни семьи.

Как рассказывает автор, замысел этой книги возник, когда она решила поинтересоваться, какой образ матери создает современная культура. Признаюсь, честно, - пишет Шишова, - даже для меня, хотя я ко многому была уже подготовлена, это оказалось шокиру­ющей неожиданностью. Сразу возникли новые вопросы, затем еще и еще... Впрочем, так всегда бывает, когда выбрана по-настоящему серьезная тема. А тема материнства, конечно же, из таких тем. Что значит быть хорошей мамой? На одном из сайтов, предназначенных для родителей, проводилась мысль, что стремление к идеалу невротизирует и тебя, и окружающих. Можно было бы не обратить на это внимания, если бы такой подход был единичным. Но подобные мысли высказываются сейчас во многих статьях и книгах.

С другой стороны, собирая материал, автор наткнулась на прямо противоположную цитату из книги воспоминаний Ивана Михайловича Концевич об Оптиной пустыни. «Дедушка [старец Нектарий] сказал, что замужество для женщины это есть служение Пресвятой Троице. Вся ее жизнь в замужестве есть служение Пресвятой Троице - вот как велика для женщины ее участь быть женой и матерью». Так служить Пресвятой Троице или позволить себе быть несовершенной, утешаясь мыслью, что стремление к идеалу вредно? И вообще, каков идеал? По словам автора, «для христианского мира прообраз идеальной Матери являет собой Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость - эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от церкви. Недаром в недавние времена позднесоветского госатеизма именно с Ней, а не с какой-нибудь языческой богиней плодородия сравнивали матерей, если хотели выразиться возвышенно-поэтически. Правда, называли обычно на католический лад - Мадонной.

Хотя, конечно, - отмечает Шишова, - советская власть, сделавшая огромный рывок на пути женской эмансипации, усиленно прославляла женщин-борцов за народное счастье: революционерок, участниц войны и тружениц, подразумевая под этим словом профессионалок в самых разных отраслях, а вовсе не домохозяек. Как будто те не трудились! И все же образ «просто матери» остался важнейшим образом культуры, не претерпев кардинальных изменений. Доминанты были тра­диционными: самоотверженность и нравственная высота. В этом смысле преемственность не прерывалась. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Они обступали ребенка с раннего детства и сопровождали всю жизнь. Это был как бы привычный фон - в том смысле, что такая трактовка считалась сама собой разумеющейся.

Для того, чтоб не загружать текст перечислением имен авторов и названий произведений, автор приводит лишь несколько примеров. И вот один из них, свидетельствующий о масштабности описываемого явления. Любовь Соколова сыграла в своей жизни около 300 ролей (в том числе в фильмах «Тихий Дон», «Я шагаю по Москве», «Ирония судьбы или с легким паром», «Доживем до понедельника») и была внесена в книгу рекордов Гиннеса как актриса, ис­полнившая больше всего ролей матери. Причем она всегда отказывалась от отрицательных персонажей, говоря, что нельзя разрушать сложившийся образ верной жены, доброй матери и бабушки. Сам тон разговора о матери уже настраивал на любовь, нежность, уважение и благодарность. А вот что говорили о мамах известные писатели. «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в «Детских годах Багрова-внука» Сергей Тимофеевич Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в от­рывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них». «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие гла­за, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь…», - писал Лев Николаевич Толстой.

Особенно часто – и что, по словам автора, неудивительно - образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в «Красной шапочке») - эпизодический персо­наж. Где-то (например, в пьесе «Два клена») оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на стра­нице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа с радостью или с тоской, но всегда откликается на них. Серьезно или шутливо, прямо, в лоб или прозрачным намеком ребенку на примере литературного героя по­казывают, как нужно относиться к матери. Вспомним хотя бы стихи Елены Благининой: Мама спит, она устала...

            Ну, а я играть не стала!

            Я волчка не завожу,

            А уселась и сижу.

Или стих Сергея Михалкова: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»

А вот пример из подростковой литературы. В знаменитой повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго» о маме говорится так: «Близко за плечами Тани стояла мать. В дождевом плаще, в белом докторском халате, она показалась Тане совсем другой, чем была месяц назад. Так предмет, поднесенный близко к глазам, теряет вдруг свою знакомую форму. И Таня, еще не опомнившись, секунду-две неподвижно смотрела на мать. Она увидела две еле заметные морщинки, рас­ходившиеся от уголков ее носа, и худые ноги в туфлях, слишком просторных для нее - мать никогда не умела заботиться о себе, - и худые, слабые руки, столь искусно врачевавшие больных. Только взгляд ее остался неиз­менным. Таким всегда носила его в памяти Таня. Мать смотрела на нее своими серыми глазами. И в них, как щепотка соли, брошенная в море, растворились мгно­венно все обиды Тани. Она поцеловала мать осторожно, избегая притронуться к глазам, словно боялась своим движением погасить их взгляд».

Вспоминает автор и злоключения Звездного Мальчика из сказки Оскара Уайльда, постигшие его за то, что он отверг свою маму-нищенку. А также его ответ вельможам в финальной патетической сцене, когда они предлагают ему власть: «Я недостоин этого, ибо я отрекся от матери, которая но­сила меня под сердцем, и теперь я ищу ее, чтобы вымолить у нее прощение, и не будет мне покоя, пока я не найду ее». Вроде бы никаких нравоучений, герой говорит исключительно про себя, но воспитательный эффект этих четких, прямо чеканных формулировок огромен, потому что слова вложены в уста ребенка, которому сопереживают и с которым, естественно, отождествляют себя юные читатели». Но читают ли сегодня наши дети эти книги, и какой образ матери насаждают нам современные СМИ, рассказывает настоящая книга.

 

*** В последнее воскресение ноября наша страна отмечает День Матери, целью которого является «поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери». И не случайно то, что сегодня в нашей программе появилась эта книга, потому что она отвечает этим же целям. Ее автор, Татьяна Шишова хотела бы, чтобы как можно больше мам прониклось ощущением уникальности и святости материнского призвания. И чтобы осознание этого вдохновляло, чтобы оно придавало сил, умножало любовь, помогало правильно наметить воспитательные ориентиры, не повторять чужих ошибок. А кому-то, быть может, даже помогло примириться с той, которая почему-либо недодала в детстве ласки, принять это, понять и - простить.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать