У книжной полки. О поминовении усопших, памяти смертной и общем Воскресении

26 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Архимандрит Кирилл Павлов. О поминовении усопших, памяти смертной и общем воскресении.

 

Каждый верующий человек, беспокоясь о загробной участи своих усопших родственников или друзей, дома и в Церкви поминает их в особых молитвах. Но Святая Церковь призывает нас молить Господа не только об упокоении нами любимых, но и об упокоении всех преставившихся рабов Божиих. Ведь у многих из них не осталось на земле ни родных, ни близких, кто мог бы о них помнить и молиться. Для этого Святая Церковь установила особые поминальные субботы, когда все ныне живущие на земле могут вознести заупокойные молитвы обо всех от века умерших, и от рода родов. К таким особым дням относится и Троицкая суббота, совершаемая ныне, накануне праздника Святой Троицы. О поминальных субботах, а также о других днях, когда служатся заупокойные богослужения, говорит архимандрит Кирилл Павлов в своих проповедях, избранная часть которых составила сборник - «О поминовении усопших, памяти смертной и общем воскресении». Его мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

В этой книге всенародно любимого старца архимандрита Кирилла (Павлова) собраны проповеди о поминовении усопших, о том, что со смертью наше общение с ними не прекращается, о необходимости за них молиться и творить милостыню. Но книга не только об этом, батюшка говорит и о том, каким должно быть наше отношение к смерти, о христианском перенесении скорбей, о страдании и терпении, о том, что земная жизнь не оканчивается смертью, о Воскресении Христовом и нашем общем воскресении.

И вот в первой из представленных проповедей отец Кирилл напоминает нам о необходимости молиться и творить милостыню за усопших. «Вы знаете, - говорит батюшка, по личному опыту, что тяжка бывает для нас разлука с усопшими близкими и родными, в особенности с теми, которые в своей жизни нам много сделали добра, и нет такого человека, который бы при взгляде на умершего любимого им человека не пролил бы пред ним слезу или по крайней мере не излил бы пред ним своих скорбных чувств. Но боль и скорбь усугубляются от сознания, что мы не смогли и не захотели сделать мирными и счастливыми последние годы наших близких, отравили горечью жизнь тех, кто нас любил и кого мы любили. Как часто, особенно в первое время после смерти близких, приходит эта мысль! Зачем мы не дали радости нашей любви близким хоть на пороге их гроба? А теперь уже поздно...»

«Но поздно ли? – спрашивает старец. - Церковь говорит, что не поздно. Они — близкие наши — живы, и мы можем за гробом примириться с ними, дать им радость, которой не дали здесь. Как же можем мы это сделать? Беседой с ними посредством слова Божия, посредством молитвы. Слово Божие и молитва сердечная — такие две силы, которым повинуется все, что на небе и на земле, что в раю и в преисподней. Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). А о силе молитвы Сам Спаситель сказал нам: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ии. 14, 13). Поэтому, - отмечает отец Кирилл, - души умерших, отъединенные от видимого мира, удаленные от суеты и забот житейских, жаждут слова Божия и молитвы, как манны небесной. Молитва и слово Божие для умерших — истинная пища, которая питает и услаждает их, укрепляет, ободряет и утешает». О том, какую пользу усопшим приносит молитва церковная, а также подаваемая нами милостыня, говорит далее батюшка в этой проповеди.

А в следующей - он рассказывает прихожанам о поминальной Троицкой субботе. Думаю, познакомиться с этой проповедью весьма полезно. «Сегодня, - говорит старец, - Церковь установила поминать усопших, ввиду того что на Пятидесятницу сошел Святой Дух на апостолов и тем самым совершилось домостроительство нашего спасения, в котором участвуют и усопшие. Поэтому Святая Церковь, воссылая молитвы в Пятидесятницу, молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит, чтобы и для усопших благодать Святого Духа, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». «Яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе, но мы, живии, благословим Тя и молим... и жертвы приносим Тебе о душах их».

Дорогие братия и сестры, - обращается батюшка к слушающим его, - Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), и поэтому мы с верою совершаем молитвы по нашим умершим, зная, что они нас слышат, они живы и ждут нашей молитвы. Нет человека, который бы пожил и не согрешил. Никто не чист от греховной скверны, хотя бы он прожил только один день на земле (Иов. 14, 4—5). Все мы во грехах рождаемся, во грехах проводим жизнь и во грехах умираем. Правда, многие из нас часто каются и причащаются Святых Таин, но едва мы кончим покаяние, как снова успеваем нагрешить, и смерть всегда нас застает неоплатными должниками перед Богом. А между тем за гробом нет больше места для покаяния. Только в земной жизни человек может каяться и творить добрые дела, за гробом же он ничего не может сделать для улучшения своей участи, и его ожидает одно из двух: помилование или осуждение.

Поэтому Святая Церковь, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, и призывает нас, и научает нас, чтобы мы молились за умерших в вере и благочестии. Перешедшие в иную жизнь души христиан, хотя и в вере скончались, а не в ожесточенном зле, тем не менее еще несовершенны в добрых делах, и души таковых христиан, находясь в аду, могут, конечно, глубоко раскаиваться в грехах земной жизни и стремиться ко благу, к которому были иногда равнодушны на земле. Но собственными силами они не могут освободиться от уз ада. Христос, разрушитель ада, имеет власть отверзать врата ада и затворять, низводить во ад и возводить из него. Следовательно, для спасения усопших от уз адовых членам Церкви остается молить Господа, Владыку живых и мертвых, о помиловании их».

Еще много слов говорит батюшка о важности нашей молитвы об усопших. О них мы молимся и дома в келейных молитвах, в храме за богослужением. Мы собираемся в храм на родительские субботы, будь-то Дмитриевская, Троицкая или одна из великопостных суббот. Молимся мы об усопших и пасхальные дни, на Радоницу. И всякий раз Святая Церковь напоминает нам, что у Бога все живы, и что все мы воскреснем. Об этом нам напоминает и отец Кирилл на отдание Пасхи, говоря следующее: «Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем отдание — последний день — великого и светлого праздника Воскресения Христова. Ни одно событие в истории христианской Церкви и в истории всего нравственного мира, ни одно событие и в жизни Господа нашего Иисус Христа не празднуется с такою радостью, торжественностью и продолжительностью как Воскресение Христа Спасителя. Вся Светлая седмица пасхальная, по намерению Церкви, должна праздноваться как один всерадостный день, посвященный торжественному воспоминанию победы Христа над смертью.

Поистине светлое Воскресение Христово есть праздников праздник и торжество из торжеств христианского мира. Воскресение Христово есть торжество и утверждение нашей веры, торжество и опора нашей надежды, торжество любви христианской, торжество всего наиболее дорогого, святого для нас. И понятна причина всерадостного непрерывного празднования Воскресения Христова. Если бы Христос не воскрес, то не было бы и веры нашей святой, мы были бы самыми несчастными из всех созданий, не было бы у нас никакой надежды на спасение, и погибли бы мы тогда во грехах своих во глубине ада. «Если Христос не воскрес, — говорит святой апостол Павел, — то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Поэтому только в воскресении Христовом мы удостоверяемся, что грехи наши искуплены Его смертью и страданиями, и в Нем мы имеем упование и надежду нашего будущего воскресения». И «эта святая надежда, по словам старца, услаждает горечь настоящей жизни, помогает нам терпеливо и мужественно переносить все труды, лишения, скорби, несчастия, не падая под их бременем, но безропотно неся возложенный на нас промыслом Божиим крест».

 

*** При чтении этой книги перед нами вновь и вновь предстает мудрый и добрый наставник, у которого мы ищем ответы на свои вопросы, ждем духовной поддержки и сердечного утешения. Особенно тогда, когда скорбим о наших усопших близких и родных людях. И батюшка нас утешает своими словами. При этом, он говорит, что молитва за усопших помогает не только тем, кто уже находится в ином мире. «Молитва за усопших приносит пользу и тому, кто молится, потому что он яснее сознает кратковременность земной жизни, неизбежность для всех смерти, вспоминает и о нашем небесном отечестве, настойчивее появляется в нем стремление исправить свою жизнь, достигнуть райского блаженства...»

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать