Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Синаксарь. Жития святых Православной Церкви в 6-ти томах.
Сегодня Первая Неделя по Пятидесятнице и Святая Православная Церковь прославляет Всех святых, от века Богу благоугодивших. По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «этот день для всех нас памятен и праздничен», «ибо он стал для каждого днем тезоименитства». Святая Церковь «украшена всеми добродетелями и всеми дарами, явленными Святым Духом во святых Божиих во всякое время и на всяком месте. Кто может исчислить то облако свидетелей (Евр. 12,1), которое мы имеем вокруг себя? Кто назовет по имени каждого из тех живых, которые со Христом, посредством Христа и во Христе стали победителями смерти, приблизились Престолу Божию, тех, о ком возрадовался Господь (ср.: Ис 62, 5) и с кем утвердил Свое пребывание (ср.: Ис 57, 15)?» Святые, населяющие ныне горний Иерусалим, Землю живых, град великого Царя, подобны неисчислимым звездам духовного небосвода, озаряемого светом Христа, Солнца правды (Мал 4,2)». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию 6-томное издание, в котором собраны многочисленные жития святых Востока и Запада. Об этом издании – далее в нашей программе. ***
В первые века жизни Церкви, когда христиане были объединены в небольшие местные общины, которым нередко приходилось таиться и скрывать свою деятельность из страха преследований, богослужебные собрания не были такими многочисленными и такими торжественными, как сейчас. Литургическая жизнь в те времена была сосредоточена вокруг еженедельного празднования Дня Господня (воскресенья), в который все верующие причащались Святых Таин. Существовал также обычай совершать поминовение на могилах мучеников, известных в данной церковной общине, собираясь там каждый год в день их Небесного рождения. Во время таких собраний (синаксис) местный епископ либо один из соседних епископов, известный красноречием, произносил похвальное слово (панегирик) святому. Когда имелась такая возможность, читались также и «Акты» суда над мучеником и его казни, а затем следовал рассказ о его посмертных чудесах, благоговейно собранных воедино. Каждая местная Церковь вырабатывала таким образом свой собственный литургический календарь, именуемый Мартирологией (т.е. повествованием о мучениках).
Со временем почитание некоторых святых распространялось за пределы их родной Церкви, главным образом в силу происходивших от их мощей чудес. Последние привлекали паломников, что, в свою очередь, побуждало другие Церкви также чтить память данного святого, дабы заручиться его покровительством, особенно в том случае, если им удавалось получить частицы его мощей. Тогда стали появляться сводные мартирологии, общие для целой церковной области, которые, однако же, не отменяли их локальных вариантов, но формировались наряду с ними, пока наконец не включили их в себя целиком. Когда борьба против различных ересей породила многочисленных исповедников истинной веры, к праздникам, посвященным святым мученикам, прибавились чествования святых епископов и пресвитеров, не щадивших своей жизни за чистоту православного учения.
В IV в., с прекращением гонений и официальным признанием христианства по всей Римской империи, развитие литургики ускорилось. Повсюду строились великолепно украшенные церкви, развивалась литургическая поэзия, учреждались новые праздники (как Господские и Богородичные, так и в честь святых и мучеников), так что каждый день в году скоро оказался связанным с памятью одного или нескольких святых, местночтимых либо общецерковных. В VIII—IX вв. иконоборческая ересь, отвергая главным образом почитание икон, не обошла нападками и поклонение святым и вообще присутствие каких бы то ни было посредников между Богом и людьми. Реакцией православных стало еще более настойчивое утверждение необходимости церковного почитания святых. После победы над иконоборчеством стены храмов украсились иконами, появились пространные и полные благоговения жития поборников и защитников Православия, а также получили окончательное оформление литургический календарь и порядок богослужения.
Именно в этот период возникают первые большие сборники агиографических текстов, расположенных по календарному принципу, — Минологии. Их составлением и переписыванием занимались такие выдающиеся деятели Церкви, как, например, свт. Мефодий Константинопольский. К этому же времени относится появление первой редакции «Константинопольского Синаксаря», составленной диаконом Еваристом ок. 957-959 гг. по заказу императора Константина VII Багрянородного. В этот сборник были включены краткие сведения о святых, которые почитались в различных храмах византийской столицы, извлеченные из минологиев и предназначенные для чтения на литургических собраниях (синаксисах). Этот «синаксарь» был завершен между XI и XII вв. и вскоре получил широкое распространение по всей империи. В последующие столетия «Синаксарь» дорабатывался, дополнялся и переводился на другие языки.
Данное издание «Синаксаря» выпущено в свет Издательством Сретенского монастыря. Оно было составлено афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра и представляет собой собрание из 6-ти книг, не имеющих аналогов среди подобных агиографических сборников. В то же время оно творчески продолжает древнюю синаксарную традицию Православной Церкви. Изначально труд отца Макария задумывался как современная переработка широко известного в греческом православном мире «Синаксаря» прп. Никодима Святогорца (а последний, в свою очередь, положил в основу своего сборника более древние образцы) и составленных чуть позже расширенных версий этого «Синаксаря». Однако вскоре труд афонского монаха перерос изначально заданные рамки. Во-первых, материал, содержавшийся в прежних «Синаксарях», был значительно переработан. Во-вторых, очень скоро стала ясна ограниченность материала, включенного в издания предшественников.
Недоставало многих житий вселенских святых, большого числа житий поздневизантийского периода, сведений о многих подвижниках Запада. В настоящем издании читатель найдет больше жизнеописаний святых Европы, чем в любом из доступных на русском языке изданий. Кроме того, как известно, XX век стал временем великих открытий в области исследований восточного христианства, в области агиографии на языках христианского Востока: сирийском, коптском, армянском, грузинском, арабском. Жития древних святых, дошедшие до нас лишь на этих языках и в составе особых агиографических сборников, также нашли свое место на страницах данного «Синаксаря», который тем самым дает русскому читателю уникальную возможность ознакомиться с жизнью и деяниями подвижников Востока, память о которых в византийской традиции подчас была утрачена (или же, что чаще встречается, у трачены были их жития). Естественно, в книгу вошло и большое число святых, прославленных Церквами Румынии, Сербии, Болгарии, Грузии.
Почетное место в «Синаксаре» занимают и жития русских святых. Однако, как отмечают издатели, иеромонаху Макарию пришлось воспользоваться литературой о святых Русской Церкви, изданной в последние десятилетия на французском и греческом языках, русским же языком составитель «Синаксаря» не владеет. Поэтому сведения данного раздела в первоначальном его варианте не всегда отличались полнотой и точностью. Очевидно, что именно редактура «русских житий» потребовала от научных редакторов настоящего издания наибольших усилий. В некоторых случаях было сочтено целесообразным дополнить отдельные житийные тексты, или даже некоторые жития, отсутствовавшие во французском тексте. Тем самым «русская» часть переводной версии «Синаксаря» оказывается значительно более полной, чем представленная в оригинале. Именно это обстоятельство делает русское издание не просто переводом французской книги на еще один язык (а она уже переведена на английский, новогреческий, немецкий, итальянский, в настоящее время переводится на румынский), но, по существу, новым, исправленным и дополненным ее изданием, по своим достоинствам на сегодняшний день превосходящим оригинал.
Поскольку это издание имеет своей основой «Константинопольский Синаксарь» и его продолжения, нас, - говорят издатели, - могут упрекнуть в желании эллинизировать страны сравнительно позднего распространения христианства, лежавшие на рубежах византийской ойкумены, или же такие, как, например, Франция, имеющие очень древнюю традицию христианской святости, предшествовавшую церковному расколу. Следует в этой связи помнить о том, что вселенские агиографические сборники всегда являлись итогом сведения воедино локальных Мартирологиев и Синаксарей, святые которых, прославленные Вселенской Церковью, теряли тем самым местный характер и приобретали вселенское почитание. Их жития становились образцом для верующих всех стран и всех времен, в особенности же для новорожденных Церквей, не имевших еще своих местных святых.
*** Как справедливо отмечал в предисловии к французскому изданию «Синаксаря» игумен святогорского монастыря Симонопетра, архимандрит Емилиан (Вафидис), перед нами — книга, которая никогда не будет окончена: жизнь Церкви продолжается, постоянно являются новые святые, и оттого о «полноте» подобного рода сборников можно говорить лишь с определенной долей условности. Тем не менее очевидно, что труд иеромонаха Макария — наиболее полный из всех ему подобных. На русском же языке и вовсе невозможно найти такого количества сведений о подвижниках Европы, Балкан, Востока, Византии, собранных под одной обложкой. С прилежанием вчитываясь в их жития, читатели будут проживать свою жизнь со всеми святыми (Еф 3, 18), гуляя каждый день по духовному саду «Синаксаря», станут обращаться к святым за молитвенной помощью, чтобы они стали нашими заступниками и помощниками как в этой жизни, так и на пути в Царствие Небесное.Синаксарь. Жития святых Православной Церкви в 6-ти томах.
Сегодня Первая Неделя по Пятидесятнице и Святая Православная Церковь прославляет Всех святых, от века Богу благоугодивших. По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «этот день для всех нас памятен и праздничен», «ибо он стал для каждого днем тезоименитства». Святая Церковь «украшена всеми добродетелями и всеми дарами, явленными Святым Духом во святых Божиих во всякое время и на всяком месте. Кто может исчислить то облако свидетелей (Евр. 12,1), которое мы имеем вокруг себя? Кто назовет по имени каждого из тех живых, которые со Христом, посредством Христа и во Христе стали победителями смерти, приблизились Престолу Божию, тех, о ком возрадовался Господь (ср.: Ис 62, 5) и с кем утвердил Свое пребывание (ср.: Ис 57, 15)?» Святые, населяющие ныне горний Иерусалим, Землю живых, град великого Царя, подобны неисчислимым звездам духовного небосвода, озаряемого светом Христа, Солнца правды (Мал 4,2)». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию 6-томное издание, в котором собраны многочисленные жития святых Востока и Запада. Об этом издании – далее в нашей программе. ***
В первые века жизни Церкви, когда христиане были объединены в небольшие местные общины, которым нередко приходилось таиться и скрывать свою деятельность из страха преследований, богослужебные собрания не были такими многочисленными и такими торжественными, как сейчас. Литургическая жизнь в те времена была сосредоточена вокруг еженедельного празднования Дня Господня (воскресенья), в который все верующие причащались Святых Таин. Существовал также обычай совершать поминовение на могилах мучеников, известных в данной церковной общине, собираясь там каждый год в день их Небесного рождения. Во время таких собраний (синаксис) местный епископ либо один из соседних епископов, известный красноречием, произносил похвальное слово (панегирик) святому. Когда имелась такая возможность, читались также и «Акты» суда над мучеником и его казни, а затем следовал рассказ о его посмертных чудесах, благоговейно собранных воедино. Каждая местная Церковь вырабатывала таким образом свой собственный литургический календарь, именуемый Мартирологией (т.е. повествованием о мучениках).
Со временем почитание некоторых святых распространялось за пределы их родной Церкви, главным образом в силу происходивших от их мощей чудес. Последние привлекали паломников, что, в свою очередь, побуждало другие Церкви также чтить память данного святого, дабы заручиться его покровительством, особенно в том случае, если им удавалось получить частицы его мощей. Тогда стали появляться сводные мартирологии, общие для целой церковной области, которые, однако же, не отменяли их локальных вариантов, но формировались наряду с ними, пока наконец не включили их в себя целиком. Когда борьба против различных ересей породила многочисленных исповедников истинной веры, к праздникам, посвященным святым мученикам, прибавились чествования святых епископов и пресвитеров, не щадивших своей жизни за чистоту православного учения.
В IV в., с прекращением гонений и официальным признанием христианства по всей Римской империи, развитие литургики ускорилось. Повсюду строились великолепно украшенные церкви, развивалась литургическая поэзия, учреждались новые праздники (как Господские и Богородичные, так и в честь святых и мучеников), так что каждый день в году скоро оказался связанным с памятью одного или нескольких святых, местночтимых либо общецерковных. В VIII—IX вв. иконоборческая ересь, отвергая главным образом почитание икон, не обошла нападками и поклонение святым и вообще присутствие каких бы то ни было посредников между Богом и людьми. Реакцией православных стало еще более настойчивое утверждение необходимости церковного почитания святых. После победы над иконоборчеством стены храмов украсились иконами, появились пространные и полные благоговения жития поборников и защитников Православия, а также получили окончательное оформление литургический календарь и порядок богослужения.
Именно в этот период возникают первые большие сборники агиографических текстов, расположенных по календарному принципу, — Минологии. Их составлением и переписыванием занимались такие выдающиеся деятели Церкви, как, например, свт. Мефодий Константинопольский. К этому же времени относится появление первой редакции «Константинопольского Синаксаря», составленной диаконом Еваристом ок. 957-959 гг. по заказу императора Константина VII Багрянородного. В этот сборник были включены краткие сведения о святых, которые почитались в различных храмах византийской столицы, извлеченные из минологиев и предназначенные для чтения на литургических собраниях (синаксисах). Этот «синаксарь» был завершен между XI и XII вв. и вскоре получил широкое распространение по всей империи. В последующие столетия «Синаксарь» дорабатывался, дополнялся и переводился на другие языки.
Данное издание «Синаксаря» выпущено в свет Издательством Сретенского монастыря. Оно было составлено афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра и представляет собой собрание из 6-ти книг, не имеющих аналогов среди подобных агиографических сборников. В то же время оно творчески продолжает древнюю синаксарную традицию Православной Церкви. Изначально труд отца Макария задумывался как современная переработка широко известного в греческом православном мире «Синаксаря» прп. Никодима Святогорца (а последний, в свою очередь, положил в основу своего сборника более древние образцы) и составленных чуть позже расширенных версий этого «Синаксаря». Однако вскоре труд афонского монаха перерос изначально заданные рамки. Во-первых, материал, содержавшийся в прежних «Синаксарях», был значительно переработан. Во-вторых, очень скоро стала ясна ограниченность материала, включенного в издания предшественников.
Недоставало многих житий вселенских святых, большого числа житий поздневизантийского периода, сведений о многих подвижниках Запада. В настоящем издании читатель найдет больше жизнеописаний святых Европы, чем в любом из доступных на русском языке изданий. Кроме того, как известно, XX век стал временем великих открытий в области исследований восточного христианства, в области агиографии на языках христианского Востока: сирийском, коптском, армянском, грузинском, арабском. Жития древних святых, дошедшие до нас лишь на этих языках и в составе особых агиографических сборников, также нашли свое место на страницах данного «Синаксаря», который тем самым дает русскому читателю уникальную возможность ознакомиться с жизнью и деяниями подвижников Востока, память о которых в византийской традиции подчас была утрачена (или же, что чаще встречается, у трачены были их жития). Естественно, в книгу вошло и большое число святых, прославленных Церквами Румынии, Сербии, Болгарии, Грузии.
Почетное место в «Синаксаре» занимают и жития русских святых. Однако, как отмечают издатели, иеромонаху Макарию пришлось воспользоваться литературой о святых Русской Церкви, изданной в последние десятилетия на французском и греческом языках, русским же языком составитель «Синаксаря» не владеет. Поэтому сведения данного раздела в первоначальном его варианте не всегда отличались полнотой и точностью. Очевидно, что именно редактура «русских житий» потребовала от научных редакторов настоящего издания наибольших усилий. В некоторых случаях было сочтено целесообразным дополнить отдельные житийные тексты, или даже некоторые жития, отсутствовавшие во французском тексте. Тем самым «русская» часть переводной версии «Синаксаря» оказывается значительно более полной, чем представленная в оригинале. Именно это обстоятельство делает русское издание не просто переводом французской книги на еще один язык (а она уже переведена на английский, новогреческий, немецкий, итальянский, в настоящее время переводится на румынский), но, по существу, новым, исправленным и дополненным ее изданием, по своим достоинствам на сегодняшний день превосходящим оригинал.
Поскольку это издание имеет своей основой «Константинопольский Синаксарь» и его продолжения, нас, - говорят издатели, - могут упрекнуть в желании эллинизировать страны сравнительно позднего распространения христианства, лежавшие на рубежах византийской ойкумены, или же такие, как, например, Франция, имеющие очень древнюю традицию христианской святости, предшествовавшую церковному расколу. Следует в этой связи помнить о том, что вселенские агиографические сборники всегда являлись итогом сведения воедино локальных Мартирологиев и Синаксарей, святые которых, прославленные Вселенской Церковью, теряли тем самым местный характер и приобретали вселенское почитание. Их жития становились образцом для верующих всех стран и всех времен, в особенности же для новорожденных Церквей, не имевших еще своих местных святых.
*** Как справедливо отмечал в предисловии к французскому изданию «Синаксаря» игумен святогорского монастыря Симонопетра, архимандрит Емилиан (Вафидис), перед нами — книга, которая никогда не будет окончена: жизнь Церкви продолжается, постоянно являются новые святые, и оттого о «полноте» подобного рода сборников можно говорить лишь с определенной долей условности. Тем не менее очевидно, что труд иеромонаха Макария — наиболее полный из всех ему подобных. На русском же языке и вовсе невозможно найти такого количества сведений о подвижниках Европы, Балкан, Востока, Византии, собранных под одной обложкой. С прилежанием вчитываясь в их жития, читатели будут проживать свою жизнь со всеми святыми (Еф 3, 18), гуляя каждый день по духовному саду «Синаксаря», станут обращаться к святым за молитвенной помощью, чтобы они стали нашими заступниками и помощниками как в этой жизни, так и на пути в Царствие Небесное.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!