Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Се, время покаяния... Великопостные размышления.
Если бы кто-то попросил сказать одним словом, в чем состоит духовная жизнь, можно было бы ответить — в покаянии. Особым периодом года, отведенным нам именно для покаяния, для особенно напряженной духовной жизни – является Великий пост. Это не значит, что христианин остальное время года должен жить иначе, без покаяния и духовного подвига. Просто из-за нашей немощи, из-за того, что мы отвлекаемся всевозможными заботами и не можем жить в духовной собранности весь год, Церковь снисходит к нам и требует от нас того, чтобы мы хотя бы десятую часть года – т.е. время Великого поста, - посвятили Богу, посвятили покаянию и очищению души. Об этом говорит в своей новой книге схиархимандрит Авраам (Рейдман), которая вышла в свет в Издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря и называется – «Се, время покаяния... Великопостные размышления». ***
«Се, время покаяния» - это сборник избранных поучений схиархимандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста. По словам издателей, «круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных покаянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и благодарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл. Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно исполненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.
Как отмечает автор, одной из важнейших составляющих Великого поста является воздержание от пищи. Пост, по мнению отца Авраама, - это основа добродетелей, если не будет поста, все здание добродетелей рухнет. По словам святых отцов, мы входим в рай соблюдением поста. Адам в свое время нарушил заповедь о посте, вкусил от запрещенного древа — и был изгнан из рая. Через воздержание чрева мы можем вновь войти в рай. Но надо понимать, что пост должен обязательно соединяться с другими добродетелями. Ибо без покаяния, в особенности без покаянной молитвы, пост будет лишь диетой. Пост, не сопровождаемый сокрушением сердечным, ради которого он и предпринимается, становится просто неким физическим упражнением и, может быть, принесет пользу здоровью, но никак не душе.
В то же время, - продолжает автор, Великий пост - это не только воздержание в пище, но и время добрых дел, милостыни, молитвы, смирения, неосуждения ближних и, в особенности, покаяния. Вот когда мы во время поста будем действительно очищаться, тогда мы пройдем это поприще с пользой для себя, тогда мы что-то приобретем. Мы немножко лучше научимся молиться, мы немножко больше научимся смиряться, мы станем чуть снисходительнее к нашим ближним. И это небольшое духовное продвижение значит очень много, гораздо больше, чем высокие мечтания о недоступных нам добродетелях. Тот, кто соединил пост с покаянием и усердием к исполнению Евангелия, для того время Великого поста стало временем стяжания Божественной милости, Божественной благодати, временем прощения грехов и очищения души.
Многие считают, - отмечает автор, - что Великий пост, как период сугубого покаяния, есть время тяжелое и печальное. Но это не так. Почему Спаситель запрещает нам при посте помрачать свое лицо, почему Он заповедует нам в это время помазать свою голову благовониями и умыться? Потому что время поста для христианина — это праздник, это время обновления души. Люди, идя на какое-то торжество, предвкушают встречу с хозяином и стараются себя украсить, чтобы ему понравиться. Так и мы, вступившие в поприще Великого поста, поприще покаяния, предвкушаем радостную встречу с Господом. Подлинное покаяние всегда приносит человеку утешение. Блаженная, благодатная радость - это естественное, и даже, говорит священник, - обязательное следствие истинного покаяния. Недаром древний подвижник и учитель Церкви преподобный Григорий Синаит называет покаянный плач радостотворным, то есть творящим радость.
Проповеди, собранные в этой книге, сопровождают каждую Неделю Великого поста. Мы же сегодня уделим внимание тем из них, которые были сказаны на Страстной седмице. Первая проповедь называется «О духовном и телесном служении Богу». В ней вспоминаются события Великой среды, когда некая жена возлила на главу Спасителя благовонное миро. Апостолы, увидев то, что она сделала, вознегодовали на нее, Господь же сказал, что везде: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 36,13). Вознегодовал на нее и Иуда, который был казнохранителем. По словам отца Авраама, сам «он не посмел что-либо возразить; это сделали ученики, искренно убежденные в том, что нищим нужно помогать. В отличие от них Иуда лишь притворялся милосердным, а на самом деле стремился единственно к обогащению.
Увидев, что Учитель так «понапрасну» тратит деньги, Иуда понял, что с Господом он не сможет стать тем, кем хочет, зря проводит время рядом с Ним. Тогда он решил обогатиться за счет предательства и пошел к первосвященникам, чтобы за деньги предать Учителя. Так предательски, - говорит автор, - поступает и с нами наш собственный ум, когда заставляет нас вместо благ духовных искать житейских. Когда мы, как нам кажется, не получаем того, о чем молимся, — а просим мы, к сожалению, по большей части не духовных благ, а телесных, которые Господь нам не дает потому, что они нам не нужны, не полезны и даже вредны для спасения, — тогда мы, думая, что молитва не приносит пользы, хотим от житейских занятий извлечь то, чего не получаем от Бога. Но не будем в этом уподобляться Иуде, - наставляет отец Авраам, - этому несчастному человеку, а, наоборот, постараемся стать подобными женщине, помазавшей Спасителя.
Следующая проповедь называется «О достойном и недостойном причащении». Здесь вспоминаются события Великого четверга, в особенности - установление Господом перед Своими Крестными страданиями Таинства Евхаристии. «Некоторые считают, - говорит автор, - что если они причащаются раз в год, например в Великий пост, или несколько раз в году, например в четыре поста и в день своего ангела, то таким образом, благодаря редкому причащению, становятся его достойны. Святитель Иоанн Златоуст говорит примерно так: «Если ты достоин причащаться, значит достоин причащаться часто; если же недостоин, значит вовсе никогда недостоин». Редкое причащение не делает человека достойным этого таинства. Скорее наоборот, те люди, которые причащаются часто, лучше видят свои грехи, лучше за собой следят. Ведь если человек причащается и бывает на исповеди лишь раз в год, то что он вспомнит из своих грехов, совершенных за целый год?»
Автор приводит слова одного современного греческого старца, который говорит, что перед причастием в душе должно быть чувство страха, благоговения, покаяния, осознания своего недостоинства, после же причастия — мир и тихая радость. Вот основные признаки того, как человек должен причащаться и что при этом должен чувствовать. Правда, иногда бывает, как об этом пишет святитель Игнатий, что после причастия от усталости человек не сразу испытывает подобное духовное чувство — тишину в своей душе. Однако после незначительного отдыха, оно обязательно начинает в нем действовать». «Ведь благодать, которой сподобляются достойные причастники Тела и Крови Христовых, чрезвычайно велика: в причастившемся человеке все пронизано Христом». О том, что бывает с тем, кто недостойно подходит к Причастию, а также «О принятии Крестной жертвы» и «О Божественном смирении» автор также говорит на страницах данной книги.
*** По словам отца Авраама, покаяние – это внутреннее изменение, это борьба с грехом, это почти бесконечное многообразие внутренней жизни. Покаяние не односложно, не примитивно, оно не обедняет человека, не делает его скодоумным. Наоборот, оно обогащает его безграничным богатством премудрости Божией и делает человека новым существом, которое на все взирает чисто и духовно. Несмотря на то, что Великий пост подходит к концу, на этом не заканчивается время нашего покаяния, ведь, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни». А великопостный период можно сравнить с многодневным духовным путешествием, во время которого человек надеется собрать некое духовное сокровище. Церковь же помогает ему в этом, постоянно напитывая его душу святыми воспоминаниями и чувствами. И об этом пишет схиархим. Авраам (Рейдман) в книге - «Се, время покаяния...»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!