У книжной полки. 26 апреля

26 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Се, время покаяния... Великопостные размышления.

 

Если бы кто-то попросил сказать одним словом, в чем состоит духовная жизнь, можно было бы ответить — в покаянии. Особым периодом года, отведенным нам именно для покаяния, для особенно напряженной духовной жизни – является Великий пост. Это не значит, что христианин остальное время года должен жить иначе, без покаяния и духовного подвига. Просто из-за нашей немощи, из-за того, что мы отвлекаемся всевозможными заботами и не можем жить в духовной собранности весь год, Церковь снисходит к нам и требует от нас того, чтобы мы хотя бы десятую часть года – т.е. время Великого поста, - посвятили Богу, посвятили покаянию и очищению души. Об этом говорит в своей новой книге схиархимандрит Авраам (Рейдман), которая вышла в свет в Издательстве Александро-Невского Ново-Тих­винского женского монастыря и называется – «Се, время покаяния... Великопостные размышления». ***

«Се, время покаяния» - это сборник избранных поучений схиархимандрита Авраама на воскресные и праздничные дни Великого поста. По словам издателей, «круг великопостных евангельских чтений премудро определен Церковью так, чтобы души слушающих исполнились истинных по­каянных чувств: сокрушения духа, надежды на милость Божию и бла­годарности к искупившему нас Спасителю. Автор книги побуждает читателя взглянуть на знакомые евангельские события и притчи как бы впервые и помогает ему глубоко пережить их смысл. Особый раздел в книге составляют толкования на Великий канон святого Андрея Критского. Простые, доступные и одновременно ис­полненные духовного опыта объяснения отца Авраама делают этот канон живым и близким для каждой души, жаждущей покаяния.

Как отмечает автор, одной из важнейших составляющих Великого поста является воздержание от пищи. Пост, по мнению отца Авраама, - это основа добродетелей, если не будет поста, все здание добродетелей рухнет. По словам святых отцов, мы входим в рай соблюдением поста. Адам в свое время нарушил за­поведь о посте, вкусил от запрещенного древа — и был изгнан из рая. Через воздержание чрева мы можем вновь войти в рай. Но надо понимать, что пост должен обязательно соединяться с дру­гими добродетелями. Ибо без покаяния, в особен­ности без покаянной молитвы, пост будет лишь диетой. Пост, не сопровождаемый сокрушением сердечным, ради которого он и предпринимает­ся, становится просто неким физическим упраж­нением и, может быть, принесет пользу здоровью, но никак не душе.

В то же время, - продолжает автор, Великий пост - это не только воздержание в пище, но и время добрых дел, милостыни, молитвы, смирения, неосуждения ближних и, в особенности, покаяния. Вот когда мы во время поста будем дей­ствительно очищаться, тогда мы пройдем это поприще с пользой для себя, тогда мы что-то приобретем. Мы немножко лучше научимся мо­литься, мы немножко больше научимся смирять­ся, мы станем чуть снисходительнее к нашим ближним. И это небольшое духовное продвижение значит очень много, гораздо больше, чем высокие мечтания о недоступных нам добродетелях. Тот, кто соединил пост с покаянием и усердием к исполнению Евангелия, для того время Великого поста стало временем стяжания Божествен­ной милости, Божественной благодати, временем прощения грехов и очищения души.

Многие считают, - отмечает автор, - что Великий пост, как период сугубого покаяния, есть время тяжелое и печальное. Но это не так. Почему Спаситель запрещает нам при посте помрачать свое лицо, почему Он заповедует нам в это время помазать свою голову благовониями и умыться? Потому что время поста для христианина — это праздник, это время обновления души. Люди, идя на какое-то торжество, предвкушают встречу с хозяином и стараются себя украсить, чтобы ему понравиться. Так и мы, вступившие в поприще Великого поста, поприще покаяния, предвкушаем радостную встречу с Господом. Подлинное покаяние всегда приносит человеку утешение. Блаженная, благодатная радость - это естественное, и даже, говорит священник, - обязательное следствие истинного покаяния. Недаром древний подвижник и учитель Церкви преподобный Григорий Синаит называет покаянный плач радостотворным, то есть творящим радость.

Проповеди, собранные в этой книге, сопровождают каждую Неделю Великого поста. Мы же сегодня уделим внимание тем из них, которые были сказаны на Страстной седмице. Первая проповедь называется «О духовном и телесном служении Богу». В ней вспоминаются события Великой среды, когда некая жена возлила на главу Спасителя благовонное миро. Апостолы, увидев то, что она сделала, вознегодовали на нее, Господь же сказал, что везде: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 36,13). Вознегодовал на нее и Иуда, который был казнохранителем. По словам отца Авраама, сам «он не посмел что-либо возразить; это сделали ученики, искрен­но убежденные в том, что нищим нужно помогать. В отличие от них Иуда лишь притворялся мило­сердным, а на самом деле стремился единственно к обогащению.

Увидев, что Учитель так «понапрасну» тратит деньги, Иуда понял, что с Господом он не сможет стать тем, кем хочет, зря проводит время рядом с Ним. Тогда он решил обога­титься за счет предательства и пошел к первосвя­щенникам, чтобы за деньги предать Учителя. Так предательски, - говорит автор, - поступает и с нами наш собственный ум, когда заставляет нас вместо благ духовных искать житейских. Когда мы, как нам кажется, не получаем того, о чем молимся, — а просим мы, к сожалению, по большей части не духовных благ, а телесных, которые Господь нам не дает потому, что они нам не нужны, не по­лезны и даже вредны для спасения, — тогда мы, думая, что молитва не приносит пользы, хотим от житейских занятий извлечь то, чего не получа­ем от Бога. Но не будем в этом уподобляться Иуде, - наставляет отец Авраам, - этому несчастному человеку, а, наоборот, поста­раемся стать подобными женщине, помазавшей Спасителя.

Следующая проповедь называется «О достойном и недостойном причащении». Здесь вспоминаются события Великого четверга, в особенности - установление Господом перед Своими Крестными страданиями Таинства Евхаристии. «Некоторые считают, - говорит автор, - что если они причащаются раз в год, например в Великий пост, или несколько раз в году, например в четыре поста и в день своего ангела, то таким образом, благодаря редкому причащению, становятся его достойны. Святитель Иоанн Златоуст говорит примерно так: «Если ты достоин причащаться, значит досто­ин причащаться часто; если же недостоин, значит вовсе никогда недостоин». Редкое причащение не делает человека достойным этого таинства. Скорее наоборот, те люди, которые причащаются часто, лучше видят свои грехи, лучше за собой следят. Ведь если человек причащается и бывает на исповеди лишь раз в год, то что он вспомнит из своих грехов, совершенных за целый год?»

Автор приводит слова одного современного греческого старца, который говорит, что перед причастием в душе должно быть чувство страха, благоговения, покаяния, осознания своего недостоинства, после же причастия — мир и тихая радость. Вот основные признаки того, как человек должен причащаться и что при этом должен чувствовать. Правда, иногда бывает, как об этом пишет святитель Игнатий, что после причастия от усталости человек не сразу испытывает подоб­ное духовное чувство — тишину в своей душе. Од­нако после незначительного отдыха, оно обяза­тельно начинает в нем действовать». «Ведь благодать, которой сподобляются достойные причастники Тела и Крови Христовых, чрезвычайно велика: в причастившемся человеке все пронизано Христом». О том, что бывает с тем, кто недостойно подходит к Причастию, а также «О принятии Крестной жертвы» и «О Божественном смирении» автор также говорит на страницах данной книги.

 

*** По словам отца Авраама, покаяние – это внутреннее изменение, это борьба с грехом, это почти бесконечное многообразие внутренней жизни. Покаяние не односложно, не примитивно, оно не обедняет человека, не делает его скодоумным. Наоборот, оно обогащает его безграничным богатством премудрости Божией и делает человека новым существом, которое на все взирает чисто и духовно. Несмотря на то, что Великий пост подходит к концу, на этом не заканчивается время нашего покаяния, ведь, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), «Господь призывает человека к покаянию и спасению до последней минуты его жизни». А великопостный период можно сравнить с многодневным духовным путешествием, во время которого человек надеется собрать некое духовное сокровище. Церковь же помогает ему в этом, постоянно напитывая его душу святыми воспоминаниями и чувствами. И об этом пишет схиархим. Авраам (Рейдман) в книге - «Се, время покаяния...» 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать