У книжной полки. 25 сентября

25 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монахиня Таисия (Карцева). Жития русских святых: 1000 лет русской святости.

 

Жития святых всегда были любимым чтением благочестивых православных людей. Приснопамятный святитель Иоанн Шанхайский говорил: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удо­стаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи пре­исполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзыв­чивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Наша русская земля прославлена целым сонмом святых и не знать о них стыдно русскому человеку. Тем более сейчас, когда житийные сборники доступны широкому кругу читателей. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию именно такой сборник. Он вышел в свет в Издательстве «Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса» и называется – «Жития русских святых: 1000 лет русской святости». ***

«Не мечом землю нашу наследихом, но десницею Твоею и мышцею Твоею и просвещением лица Твоего: и святых Твоих слезами, подвиги и поты, кровьми и учении отечество наше утвердися», - поется в службе Всем святым, в земли Российстей просиявшим. Во многом история России и история Русской Православной Церкви - это история русской святости. Настоящее издание является сборником житий русских святых, и том числе мало­известных подвижников, исповедников и новомучеников, прославленных Русской Православной Церковью в XX веке. Написано оно в Русском Зарубежье насельницей Покровской женской обители во Франции монахиней Таисией (Карцевой) к 1000-летию Крещения Руси.

Как рассказывают издатели, большая часть долгой жизни матушки Таисии прошла в эмиграции, во Франции, где в Казанском скиту она в 1944 г. стала послушницей, а через два года приняла иноческий постриг. С 1952 г. до конца дней она была насельницей Покровской женской обители под Парижем, находя­щейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Ее книга про­должила традиции русской агиографической литературы, начиная от древних патериков и кончая многочисленными предреволюционными жизнеописаниями подвижников благочестия. Эта преемственность, практически утраченная за годы советской власти, была сохранена духов­ными писателями русского зарубежья. И в этом, пожалуй, заключается основное значение книги матушки Таисии.

Вместе с тем условия зарубежья наложили свой отпечаток на эту книгу. Сказались, прежде всего, труднодоступность или даже отсутствие многих важных источников. Вероятно, вследствие этой причины книга не содержит жития некоторых известных и почитаемых святых. Наоборот, некоторые из святых, жития которых включены в книгу, почитаются местно и малоизвестны русскому православному народу. Для некоторых святых не указаны все дни памяти, в том числе дни их соборного почитания, установленные в Русской Православной Церкви в последние десятилетия. Для новопрославленных святых указывается время их канонизации в Русской Православной Церкви за границей. А, например, Император Николай Второй со своей семьей, ныне причисленные к лику святых Русской Церковью как страстотерпцы, в книге сохранили именование мучеников - именно в этом чине они были прославлены Зарубежной Церковью в 1981 году.

Все сказанное, по словам издателей, носит, безусловно, частный и непринципиальный характер и имеет целью только заранее снять вопросы, которые могут возникнуть у отечественных читателей. Конечно, при подготовке текста к публикации редакция стремилась максимально оставить в неприкосновенности авторский текст - сегодня он поистине является памятником агиографической литературы XX века. Книга отличается как полнотой исторических сведений, так и безупречностью языка. Она издается по современным правилам правописания, с сохранением лексических, стилистических и фонетических особенностей речи. Все жития расположены по принципу месяцеслова, в порядке церковного года. Все даты приводятся по-старому (юлианскому) стилю. В качестве приложения в книгу включен именной указатель святых, в кото­рый внесены все дни их памяти, в том числе в соборах местных святых.И сейчас для примера прочитаю вам житие святого, память которого совершается сегодня. Это житие праведного Симеона Верхотурского. Как повествует автор, праведный Симеон происходил из дворянской семьи. Избегая мира, он удалился в деревню Меркушино в окрестностях Верхотурья Пермской губернии, научился портняжному делу и стал шить шубы с вышивками. А чтобы избежать платы за работу, святой оставлял ее неоконченной и уходил в другое место. Летом уходил на берега реки Туры, молился там или ловил рыбу. Жители Меркушина указывают камни, на которых он любил сидеть. Подвиги и усиленный пост совершенно истощили его силы, и праведный Симеон скончался преждевременно в 1642 году и был погребен близ приходской церкви.

Со временем святой подвижник был совершенно забыт. Но в 1692 году вдруг заметили, что из могилы подымается гроб. К этому гробу люди стали приходить молиться, и стали совершаться многие чудеса. 18 декабря 1694 года гроб был по распоряжению духовных вла­стей открыт и в нем было обнаружено совершенно нетленное тело. Тогда нашелся глубокий старик, в памяти которого сохранились те немногие сведения об угоднике Божием, которые расска­заны здесь, но имя его старик вспомнить не мог. Наконец, Господь услышал усиленную молитву архиепископа Тобольского и паствы его - архиепископу, священнику Меркушинской церкви и одно­му иноку было открыто во сне, что имя новоявленного угодни­ка Божия — Симеон. Между тем чудеса и явления праведника продолжались. Судя по этим явлениям, святой праведный Симеон был молодым человеком, лет 25, светло-русым, с добрыми гла­зами и приятным мягким голосом.

В 1700 году, после молитвы к святому праведному Симеону, были чудесно освобождены взятые кочевниками пленники. В 1696 году миссионеры, к изумлению своему, обнаружили, что жители Верхотурья и окрестностей его все православные и примерной жизни, хотя все Приуралье заселено сектантами или беспокойными людьми. Но те, кто поселялся в Верхотурье, или обращались в Православие, или покидали эти места. 12 сентября (по старому стилю) 1704 г. мощи святого праведного Симеона были перенесены в Верхотурье. Тогда исцеления и чудеса усилились Так, например, прозрела слепая после трехкратного явления ей угодника Божия и панихиды, отслуженной ею у раки.

В 1711 году св. Симеон явился во время литургии иеромонаху Николаевского монастыря Иакову и велел отслужить молебен о предотвращении гнева Божия, грозившего всему народу, что и было исполнено с большой ревностью. В 1749 году святой праведный Симеон явился сектан­ту, научил его креститься и обратил в Православие. В 1790 году получил исцеление казак Кандалов, раненый взрывом 20 фунтов пороха. В 1828 году рабочий Райчев упал в канал, когда были от­крыты шлюзы. Течение уже уносило его, но он стал молиться святому праведному Симеону и был спасен. Чудеса от мощей святого праведного Симеона продолжаются до нашего времени.

 

*** Эта книга монахини Таисии впервые вышла в свет в 1983 году к 1000-летию Крещения Руси по благословению архиепископа Сиракузкого и Троицкого Лавра (будущего предстоятеля Русской Православной Церкви за границей), трудами Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США. В ее предисловии в частности говорилось: «История русских святых - это история терпения и красоты, ибо Православие всегда сочетает веру с красотой, добрую жизнь с прекрас­ным, и история добрых дел русских святых - это история, которая обо­гащает сердце и душу человека. Так обратимся же и мы и в наших радостях, и в наших печалях ко святым, о которых повествуется в этой книге. Они - залог нашей будущей жизни, они ведут нас своими примерами ко Христу, Который есть наш Путь, наша Правда, наша Жизнь»

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать