У книжной полки. 25 октября

25 октября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнёва. Священноисповедник Николай (Могилевский).

 

Мы продолжаем рассказывать вам о книгах современной писательницы Ольги Рожнёвой, которая неустанно знакомит нас со святыми подвижниками 20 столетия. Одну из своих очередных книг, выходящих в Изд-ве Сретенского монастыря в серии «На страже веры», Ольга Леонидовна посвятила священноисповеднику - святителю Николаю, митрополиту Алма-Атинскому и Казахстанскому. Данная епархия была образована в июле 1945 года, и тогда же ее управляющим был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Он прослужил на Алма-Атинской кафедре 10 лет, упокоившись от праведных трудов 25 октября 1955 года. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году исповедник Христовой веры и молитвенник земли Казахстанской, митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской. О жизни подвижника и его трудах и повествует книга – «Священноисповедник Николай (Могилевский)». ***

Священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казах­станский — один из великих подвижников наше­го времени, человек святой жизни, молитвенник, пастырь пастырей, прошедший в жизни многие испытания. В этой книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем. Удивительная жизнь митрополита Николая началась 9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи. Родился он в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии. Назвали мальчика Феодосием. Отец новорожденного был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу. И детям своим он завещал следовать в жизни словам псалмопевца «Пою Богу моему, дондеже есмь».

Феодосий рос мальчиком резвым, даже шаловливым, и отец иногда был вынужден сурово наказывать его за буйство юности, за что впоследствии владыка Николай был очень ему благодарен. О начале своего духовного становления сам Владыка оставил такие воспоминания. «Отец у нас был строг, очень требовательным к порядку и исполнению заданных нам работ. Родитель не признавал никаких объективных причин, и та работа, которая нам поручалась, должна была выполняться в срок и добросовестно. Семья у нас была большая, жалование у отца-псаломщика маленькое. Поэтому нам приходилось работать и в поле, и на огороде, и по дому. Отцу надо было всех накормить, одеть, обуть и выучить. Никто в нашей семье без образования не остался. Отец знал множество пословиц и поговорок, но всем им предпочитал одну: «Делу - время, потехе - час».

О матери митрополит Николай вспоминал: «Мама наша была сама любовь. Она никогда не кричала на нас, а если мы провинимся, что, конечно, бывало, то она посмотрит так жалобно, что станет ужасно стыдно. И сразу даешь себе слово никогда не оби­жать ее, не доставлять ей ничего неприятного. Она понимала, что живется нам нелегко, но не могла облегчить тяжелой жизни и только своей любовью как бы снимала с нас усталость. Одно ее ласковое слово было больше любой награды». Большое значение в воспитании Феодосия имела и его бабушка Пелагия. «Долгими зимними вечерами, - рассказывал Владыка, - забирала нас бабушка на печь и начинались нескончаемые рассказы о святых угодниках Божиих. Бабушка была почти неграмотная, но она с поразительной точностью знала жития многих святых, особенно русских. Рассказывала она очень красочно, не книжным, а простым, народным языком, так, как эти повествования переваривались в ее сознании.

Бабушкины рассказы мы запоминали гораздо лучше, чем то, что нам, бывало, задавали по книге. Мы настолько ясно представляли всю окружающую обстановку, в которой тот или иной подвижник или мученик совершал свой подвиг, его страдания и духовную брань, которую он вел, что иногда нам казалось, что мы сами все это видели, что не бабушка, а сами святые рассказывали нам о своей жизни. На каждый случай жизни, у бабушки была пословица или поговорка, почерпаемые ею из кладезя народ­ной мудрости. И ее простые, богодухновенные беседы воспитывали в нас честность, трудолюбие, отзывчивость и самое главное - живую веру в Господа нашего Иисуса Христа, в Его Пречистую Матерь и святых угодников Божиих».

Часто вспоминал Владыка и своего дедушку, который тоже был священником: «Жил он на одном приходе 60 лет, не стремясь уйти на более выгодное место. Отец его, мой прадед, бедный дьячок, в свое время говорил ему: «Сын мой, никогда не гонись за деньгами! Если спросят тебя, сколько нуж­но за требу, ты скажи: «Копеечку». И никогда ты не будешь знать нужды, народ сам оценит твое бескорыстие и поддержит тебя». Так он и поступал всю жизнь. В воскресенье после обедни, выпив чаю, брал он с собою епитрахиль и собирался уходить. «Куда ты? - спрашивала матушка. «К друзьям своим», - отвечал батюшка, и шел к больным, к опечаленным или примирять ссорящихся. Он был действительно отцом своей пастве. Вот так мы и росли, воспитываемые строгостью, трудом, любовью, рассказами о житии святых и добрым примером наших близких».

Мы не будем сейчас пересказывать само жизнеописание митрополита Николая, предоставим это нашим читателям. Зачитаем лишь некоторые воспоминания об архипастыре его духовных чад. Александра Андреевна Зубцова из Алма-Аты пишет о нем: «Владыка Николай - это исключительный человек. У него было такое прекрасное лицо, которое можно назвать только ликом. Он всегда улыбался, никогда никому ни в чём не отказывал. И всегда молился за всех кто просил его об этом. Много молился ночами. Он имел любовь ко всем: к людям, к животным и даже к насекомым». Из рассказа Валентины Павловны Хитайловой из Елеца мы узнаем, что «Владыка сам часто стоял на клиросе, любил петь с левым хором раннюю обедню. Сам тон задавал. У него был бархатный баритон, очень мягкий, красивый. Когда Владыка пел, он пронизывал душу своим пением. Особенно в Великий пост - он выходил на кафедру и пел «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…» - пел задушевно, тоскующе. Его голос лился по храму, стояла гробовая тишина, лишь слышно, как бряцают звонцы кадила и как люди плачут».

А вот что вспоминает о владыке Николае архимандрит Исаакий (Виноградов): «Владыка никогда не заботился о каком-либо величии, присущем его сану, его служению; он умел прекрасно разве­сти кадило, приготовить себе облаче­ние, а при скудости такого вещества, как ладан, сам великолепно готовил его из моченого угля, душистой ку­линарной эссенции и смолы хвойных деревьев, которую его помощники со­бирали в хвойном лесу. Сослужители владыки иногда как бы ставили ему в укор то, что он мало заботится о сво­ем быте, о пище и одежде. "Но именно это и дает мне то долголетие, которое является на земле наградой Божией за прожитую жизнь", — отвечал влады­ка и всегда следовал этим своим пра­вилам — поменьше привлекать к себе заботы окружающих и побольше своей заботы окружающим отдавать».

За эту простоту, за ласковость, за любовь к каждому приходившему в храм человеку, за необычайную доброту очень любила паства своего владыку. А сам митрополит Николай говорил: «Деятельная любовь к ближним угоднее Богу, чем самые трудные аскетические подвиги». Владыка наставлял: «И на Страшном Суде о чем прежде всего спросит нас Господь? Сколько мы поклонов поло­жили или как посты соблюдали? Нет! Он спросит нас о том, накормили ли мы алчущего, напоили ли жаждуще­го, посетили ли болящего, утешили ли скорбящего, дали ли добрый совет находящемуся в затруднении?» «Дела милости духовной, - учил святитель, — уте­шить скорбящего, подать добрый со­вет, предотвратить от греха, помочь грешнику вернуться на путь спасения».

 

*** Мирополит Николай часто говорил: «Други мои, не забывайте меня, грешного, в молитвах своих сейчас и после смер­ти. Я вас не забываю и никогда не за­буду. Если стяжаю дерзновение, если только Господь примет меня в Свои кровы, если простит и помилует, я бу­ду молиться за вас и после моего пе­рехода в иную жизнь». Когда Владыка отошел ко Господу, каждый год 25 октября накануне празднования Иверской ико­ны Божией Матери во всех церквах г. Алма-Аты стали совершать заупокойную Литургию и па­нихиду о упокоении в селении праведных приснопамятного мит­рополита Николая. А в 2000 году состоялось его прославление в лике святых. И теперь уже не важно, знал человек Владыку или не знал, все православные алмаатинцы считают себя его духовными детьми, а самого владыку своим отцом, ходатаем и по­кровителем. И если у кого-то случает­ся несчастье или возникают затрудни­тельные обстоятельства, самый первый совет, который дадут страждущему человеку алмаатинцы, это: «Поезжайте к митрополиту».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать