У книжной полки. 25 ноября

25 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Монах Симеон Афонский. Увещание ко спасению или время созидать самих себя.

 

«Хорошо быть верующим,

Но еще лучше – быть добро делающим.

Хорошо иметь простоту,

Но еще лучше – сердечную чистоту.

Хорошо стяжать молитвы духовный меч,

Но еще лучше – обуздать свое тело и речь.

Хорошо ради молитвы забраться в пещеру,

Но еще лучше – стяжать благодать и совершенную веру.

Хорошо иметь духовные книги и бдение,

Но еще лучше – стяжать мудрость и рассуждение.

Хорошо иметь поклоны и потоки слез,

Но еще лучше – когда в сердце живет Христос».

 

Эти стихи принадлежат афонскому духовному писателю - монаху Симеону, произведения которого уже не раз присутствовали на нашей книжной полке. Его книги выходят в Издательстве Пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Монах Симеон передает подвижнический опыт, используя редкий литературный жанр афористической и пословичной притчи, более понятной нашему поколению, а также стихотворную форму изложения. Именно поэтичный жанр представлен на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Увещание ко спасению или время созидать самих себя». ***

Эта книга, по словам издателей, представляет собой увещание ко Спасению, изложенное в стихотворной форме. Издатели проводят исторические параллели и видят в творчестве афонского монаха сходство с «Гимнами» прп. Симеона Нового Богослова, часть которых, по сути дела, являются увещанием к братии монастыря или даже обращением к определенным лицам. Как говорится в предисловии этой книги, не стоит забывать, что когда прп. Симеон писал свои послания, это были самые обычные письма братиям, духовно близким людям или молитвы к Богу. «Гимнами Божественной Любви» их назвал впоследствии ученик Святого, прп. Никита Стифат. Он же пространно озаглавил каждое письмо, создав таким образом «Корпус Гимнов». Но первоначально это были самые обычные увещания ко Спасению и письма в стихах к определенным людям, написанные популярным в то время метрическим стихом.

Подобно посланиям прп. Симеона Нового Богослова, старец Симеон Афонский соединяет письма реальным лицам с общими наставлениями ко Спасению, излагая это в стихотворной форме. Некоторые увещания адресованы конкретным людям, с их особенностями характера, предпочтениями, привычками, а некоторые - раскрывают трудности духовной жизни, свойственные целым группам, на­пример престарелым монахам. В итоге, автор охватывает различные типы душевного устроения людей и обобщает их ошибки в основные закономерности. В одних случаях, поучения изложены рифмованным стихом, а в других - рифма соединяется с метрическим стихотворным размером. Именно поэтому, с художественной точки зрения, произведение обращает на себя внимание и неподдельный интерес, и, прежде всего живостью изложения поучений. Когда-то подобный жанр был достаточно популярен, но впоследствии пришел в забвение, о чем, считают издатели, стоит только пожалеть.

Ну а с точки зрения содержания эта книга обращает на себя внимание как новый взгляд на известные духовные проблемы, новое осмысление святоотеческой традиции и, что важнее всего, приложение старых известных истин к современности. Книга состоит из трех частей. Первая часть включает в себя общие наставления, раскрывающие важнейшие духовные понятия. Речь идет о добродетелях, о борьбе со страстями, в общем, об обретении спасения. Вот, например, первые четыре поэтических произведения, состоящие, как и все остальные из 12 двухстиший, напоминают нам о том, чем должно быть наполнено наше сердце, как нужно следить за тем, чтоб сохранять его чистоту и о том, для чего нужно постигать его. Давайте обратимся к этим стихам и узнаем ответы отца Симеона на некоторые из этих вопросов.

И вот что он пишет о сердце:

 

Сердце твое - исток чистоты,

Как только над ним поработаешь ты.

Тому, кто для мыслей - приятель и друг,

Слово о сердце - незначащий звук.

Тому, что есть сердце, названий не счесть,

Это «ум» для того, у кого оно есть.

Сердце в Писании значит - «душа»,

У кого, как голубка, она хороша.

Сердце еще называется «дух»,

Для тех, у которых есть внутренний слух.

«Жизнь» - для того, кто надеется жить;

«Радость», «Любовь» - кто желает любить.

«Небо» - для тех, кто как небо глубок,

«Спасение» - в ком обретается Бог.

«Святость» - для тех, кто сумел стать святым,

«Свобода» - кто с Богом стал целым одним

«Молчанье» - оно «Тишина» и «Покой»

Для тех, кто вошел в свет нетварный душой.

 «Духовное око», «Огонь», «Свет ума»,

«Опора», «Пространство» - в ком совесть пряма.

«Сознание», «Вечность» и «Благодать»,

В чье сердце Христос снизошел обитать.

Еще «Целомудрие» и «Чистота»,

Кто любит не мир, а Иисуса Христа.

 

Вторая часть стихотворных поучений содержит увещание к престарелым монахам. Ее лейтмотивом является указание на то, что состояние духовной зрелости не зависит от телесного возраста. По словам издателей, есть действительно важная проблема, и связана она с длительным периодом гонений, когда Православная традиция была фактически сметена шквалом репрессий. Поэтому многие наши современники приняли монашество уже в зрелом возрасте, со всеми вытекающими отсюда последствиями. А шире - во второй части речь идет вообще о монахах, которые успели состариться, не достигнув состояния духовной зрелости, что связано с характерными проблемами в духовной жизни.

Вот, например, что отец Симеон пишет, обращаясь к таким монахам:

 

Брат мой, пришла пора

Заглянуть в свое сердце,

Для Бога его приготовь

Не ищи в нем нигде середины

И никаких берегов.

Успей отыскать в нем

Небесный свет

В котором живет

Любовь.

Брат мой, пришла пора
Заглянуть в свое сердце
И страсти его побороть,
Отринь от него все думы свои,
Забудь до конца свою плоть.
Успей стяжать в нем
Святое безмолвие,

В котором живет Господь.

Брат мой, пришла пора
Заглянуть в свое сердце,
Получше в него посмотри,
Спасенья не нужно

Вне сердца искать,

Оно постоянно

Внутри.

Его откроет в тебе благодать,

Лишь ум для нее

Отвори.

Брат мой, пришла пора
Заглянуть в свое сердце
В молитве и в тишине.

Бога не нужно искать в небесах

И где-то на стороне,

Лишь мысли отринь,

Чтобы встретить Христа

В сердечной твоей

Глубине.

 

 

 

Третья часть содержит увещание братии. В ней публикуются послания к разным лицам, задающие краткую программу жизни и борьбы со страстями, в зависимости от привычек характера и недостатков человека. Как предполагают издатели, здесь каждый узнает себя, своих близких и найдет полезный совет о том, как исправить душевные недуги. В заключение же книги автор дает еще несколько советов. Вот несколько из них.

 

Если хочешь спастись, во Христа

Всей душою поверь,

Чтобы в сердце твоем распахнулась

В Царство Божие дверь.

Если хочешь спастись,

Сумей Христа всей душой возлюбить,

Чтобы в новом неведомом мире

В совершенной Любви безбоязненно жить.

Если хочешь спастись,

Ты оставь, не жалея,

Пустые мечты и желанья,

Чтоб Господь в твоем сердце взрастил

Святое зерно покаянья.

Если хочешь спастись,

Пусть забудет твой ум все его глупые страсти,

Чтоб Христос сохранил в чистоте

Сердце твое от греховной напасти.


 

Если хочешь спастись, крепко усвой,

Что скорби земные и утеснения,

Для души, возлюбившей Христа,

Есть прямая дорога Спасения.

Если хочешь спастись,

Шествуй средним путем,

Не принимай, не отвергай ничего,

Чтобы в свете нетварном зреть

Только Христа одного.

Если хочешь спастись,

Всецело предайся Христу,

И к безсмертию Сам Он

тебя приведет безопасно.

Зачем же тогда говорить,

что Спасение ты,

Как потерянный, ищешь напрасно?

Если хочешь спастись,

Совершенно доверься Христу,

Чтобы Сам Он в тебе

Весь твой грех победил.

Зачем же тогда говорить,

Что ты для Спасенья души

Никаких не имеешь сил?

 

 

*** Как отмечают издатели, взгляд монаха Симеона на святоотеческое Предание можно назвать новым. Мы не можем подра­жать древним отцам, подвизавшимся в египетской пустыни. Современным людям трудно достичь таких высот и в полноте перенять образ мысли авторов «Древнего Патерика». При этом ни у кого не вызывает сомнения, что повторить подобные подвиги едва ли возможно. Тем не менее, почувствовать ревность древних отцов ко Спасению и передать это современным языком вполне под силу и нынешним подвижникам, так как это делает монах Симеон. Его духовные поучения принесут большую пользу всем тем, кто стремится к совершенству, очищению сердца от страстей, стяжанию Духа Святого. Книга не оставит равнодушными тех, кто ставит перед со­бой «вечные» вопросы о душе и Боге, ищет ответы на духовные проблемы современной жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать