У книжной полки. 25 марта

25 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Творения преподобного Симеона Нового Богослова.

 

В истории Церкви Христовой известно только трое святых, удостоившихся имени Богослова, и одним из них является преподобный Симеон Новый Богослов, память которого Святая Церковь совершает сегодня. Святой отец поучениями устными, а позднее и письменными проповедовал свой личный опыт сокровенного общения с Господом. В 19 веке его сочинения стали известны русскому читателю благодаря переводческим трудам епископа Феофана Затворника. Святитель ценил византийского писателя-мистика за то, что «преподобный внушает ревность к внутренней благодатной жизни. И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум». Сегодня сочинения преподобного Симеона вновь переизданы и доступны широкому кругу читателей. Как, например, вот эти два тома «Творений преподобного Симеона Нового Богослова», которые вышли в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. ***

Как отмечают издатели в предисловии книги, "творения преподобного Симеона Нового Богослова, подвижника и мистика конца X - начала XI века, занимают особое место в святоотеческой письменнос­ти. Опыт благодатного озарения, в юности пережитый святым Симеоном как второе рождение, лег в основу его учения о непосредственном личном познании Бога в Духе Святом. Но в отличие от многих подвижников древности Новый Богослов с величайшей искренностью доверил сокровенный опыт письменному слову, сравнив себя с «братолюбивым нищим», спешащим поделиться нечаянно обретенными «златницами» с любым желаю­щим. Собранные учениками его слова и гимны переписыва­лись и распространялись среди единомышленников, их высоко ценили позднейшие мистики, монахи-исихасты, многие образованные люди в Византии и на Балканах.

Был Новый Богослов известен и на Руси. Так, например, преподобный Нил Сорский почитал его как святого; часть его творе­ний вошла в Великие Четьи-Минеи святителя Макария Московского. Однако и современников преподобного Симео­на, и читателей последующих веков смущало его требо­вание буквального следования Евангелию, его убежден­ность в необходимости для спасения сознательного опы­та богообщения. Слишком дерзким казался и строй его речи, далекий от академического богословствования. Со временем творения преподобного Симеона стали редкостью в библиотеках и книгохранилищах Византии. Но вдали от мира, на Святом Афоне, его писания всег­да оставались в круге чтения ревнителей «молитвенного делания». Слова аскетическо-катихизические, богослов­ские и нравственные, главы практические, гностичес­кие и богословские, а также божественные гимны аввы Симеона афониты хранили и передавали из поколения в поколение и в отдельных списках, и в составе сборни­ков святоотеческих наставлений.

Интерес к преподобному Симеону Новому Богосло­ву стал возрождаться в конце 18 века, когда препо­добный Никодим Святогорец возглавил труды по со­биранию святоотеческих рукописей, главным образом для издания пятитомного «Добротолюбия», куда вошли и некоторые творения святого Симеона. Основной же корпус его сочинений был собран и из­дан учеником и сотрудником преподобного Никодима Дионисием Загорейским, подвижником с острова Пипери. Задача, стоявшая перед Дионисием, заключалась не только в определении подлинности текстов, но и в воз­можной адаптации их для обычного благочестивого чи­тателя. Редактируя разнородный рукописный материал, Дионисий счел необходимым перевести слова преподоб­ного Симеона на новогреческий, упорядочить их под об­щим заглавием и снабдить сквозной нумерацией.

Таким же образом были отредактированы главы, а поэтические тексты гимнов лишь пронумерованы и опубликованы в подлиннике. Творения преподобного Симеона Нового Богослова увидели свет в Венеции в 1790 году - и свет увидел нового ученика и апостола Христова, вдохновен­ного любомудра, поэта и учителя христианской жизни, с евангельской простотой говорившего с каждым о глу­бинах духовного опыта. И говорившего на понятном языке. Для русского читателя преподобного Симеона Нового Богослова вслед за преподобным Паисием Величковским и святыми старцами Оптиной пустыни в наибольшей полноте открыл святитель Феофан Затворник. Двухтом­ный труд его, основанный на переводе слов и глав Дио­нисия Загорейского, вышел в 1882 году, став одной из вех русского религиозного возрождения XIX века. Гимны же в прозаическом переводе иеромонаха Пантелеймона (Успенского) были опубликованы лишь в 1917 году и до конца века оставались библиографической редкостью.

Святая жизнь и писания прп. Симеона стали известны христианскому миру благодаря трудам пресвитера Студийского монастыря инока Никиты Стифата. Он, будучи учеником преподобного, еще при его жизни собирал, переписывал, хранил каждое слово учителя, чтобы передать Церкви. Он же составил и житие святого отца, к которому мы и сейчас обратимся. Преподобный Симеон родился в Пафлагонском селении Галате от родителей знатных и богатых. Из детства обнаруживал он как большие способности, так и нрав кроткий и благоговейный, с любовию к уединению. Когда подрос, родители отправили его в Константинополь к родным, которые занимали важное место при дворе. Там юноша был отдан в научение и скоро прошел так называемые грамматические курсы. После ему следовало перейти в философские, но он отказался от них, боясь увлечься во что-либо непотребное по влиянию товарищества.

Дядя, у которого жил преподобный Симеон, поспешил ввести его на служебную дорогу, представив его царям братьям - Василию и Константину Порфирородным, и те включили молодого человека в чин царедворцев. Однако самого юношу мало занимал тот факт, что он стал одним от царского синклита. На иное устремлялись его желания, и к иному лежало его сердце. Еще во время учения он познакомился с монахом Студийского монастыря, старцем Симеоном, которого звали Благоговейником, часто бывал у него и во всем пользовался его советами. Искренним желанием подвижника было поскорее посвятить себя мироотречной жизни, но старец, глядя на младость его лет, призывал к терпению, ожидая, пока созреет и глубже укоренится сие благое намерение. Советами же и руководством не оставлял его, подготовляя его постепенно к иночествованию среди мирской суетности.

Преподобный Симеон все свободное время посвящал чтению и молитве. Старец снабжал его книгами, сказывая, на что особенно должно в них обратить внимание. Однажды, вручая ему книгу писаний Марка Подвижника, старец указал ему разные в них изречения, советуя их обдумать повнимательнее и по ним направлять свое поведение. В числе их было и следующее: «если желаешь иметь всегда душеспасительное руководство, внимай своей совести и неотложно исполняй, что она будет внушать тебе». Это изречение преподобный Симеон принял к сердцу так, как бы оно исходило из уст Самого Бога, и положил строго внимать и слушаться совести, веруя, что, будучи гласом Божиим в сердце, она внушает всегда одно душеспасительное.

С этих пор святой весь предался молитве и поучению в Божественных Писаниях, бодрствуя до полуночи и питаясь только хлебом и водою, да и их принимая лишь столько, сколько нужно для поддержания жизни. Так более и более углублялся он в себя и в область Божию. Молитва его стала продолжительной, сосредоточенной и напряженной, часто она сопровождалась слезами. Именно в то время, когда Симеон стоял на одной из своих ночных молитв, его посетило первое мистическое озарение: внезапно подвижника осиял неизреченный Божественный свет, наполнивший собою все помещение. Так благодать Божия дала ему вкусить полнее сладость жизни по Богу и тем самым пресекла вкус ко всему земному. Но этот первый опыт религиозного воодушевления и мистического просветления не сразу привел молодого человека к монастырской жизни. Только спустя несколько лет Симеон пришел к решению окончательно оставить мир и стать монахом

 

*** В первый том настоящего издания творений преподобного Симеона вошли его духовные слова (с 1 по 52). Второй том содержит продолжение духовных слов (слова с 53 по 92), а также богословские главы. В приложении ко второму тому помещено подвижничес­кое слово духовного отца Нового Богослова - старца Си­меона Благоговейного. Как отмечают издатели, в творчестве выдающегося византийского писателя-мистика, нашли отражение черты его уникальной личности. Центральная тема его писаний — встреча с Самим Христом, духовно преображающая че­ловека. Личный опыт богообщения, по убеждению преподобного Симеона, необходим для спасения и доступен во все времена каждо­му верующему во Христа и Его вечное Евангелие (Откр. 14,6), ведь Христос вчера и сегодня и вовеки тот же (Евр. 13, 8). 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать