У книжной полки. 25 апреля

25 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Собрание сочинений святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского.

 

Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, являясь мудрым архипастырем и знаменитым проповедником, вошел в историю Русской Православной Церкви как «Рус­ский Златоуст». Будучи ученым богословом, церковным историком и педагогом, он оставил глубокий след во всех областях своей боговдохновенной, разносторонней и поистине плодотворной деятельности. Важнейшим из творений святителя Иннокентия стал труд «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Впервые он был опубликован в начале 19 века на страницах журнала «Христианское чтение», номера которого мгновенно раскупались и читались с небывалым интересом. Впоследствии он не раз переиздавался, как отдельной книгой, так и в собраниях сочинений. Одно из таких изданий мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***

Эта книга входит в «Собрание сочинений святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского», выпущенного Единецко-Бричанской епархией в шести томах. В ней собраны произведения, посвященные Господу Иисусу Христу, апостолу Павлу и священномученику Киприану Карфагенскому. Сюда же вошли лекции и трактаты святителя. Напомню читателям, что святитель Иннокентий Херсонский снискал особую любовь паствы, трудясь на поприще проповедничества. Однако, «рядом с проповедничеством шла и развивалась и его научно-литературная богословская деятельность, которая также достигла удивительных высот». «Плоды этих трудов были многочисленны, и он основал для них особый журнал «Воскресное чтение», который быстро расцвёл и сделался одним из самых распространённых изданий того времени».

Эту книгу, по собранным в ней произведениям, можно разделить на 6 частей. И первые три части составили следующие произведения - «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа», «Жизнь святого апостола Павла», «Жизнь святого священномученика Киприана Карфагенского». Эти произведения являются первыми научно-литературными трудами святителя, которые он написал, будучи инспектором столичной Духовной Академии. Как говорится в статье, подготовленной несколькими авторами по благословению митрополита Одесского и Херсонского Сергия, «особое внимание читателям следует обратить на произведение «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа». Здесь, помимо духовной и художественной ценности, как доступного и назидательного повествования, проявляется яркий талант автора, применившего новый в это время историко-археологический метод.

Автор «мастерской рукой пользуется всем собранным им материалом; всякую черту евангельской истории умеет пояснить подводящей археологической или географической подробностью, и притом так, что эти подробности отнюдь не нагромождаются одна на другую — в беспорядочную массу, за которой теряется главный предмет, а размещаются с мастерством художника, который из мелких мозаичных камней создает чудный образ — образ Богочеловека», — писал один из критиков. «Это ... сочинение, которому по степени популярности мало подобных во всей нашей духовной литературе...» — говорили о нем в год 100-летия со дня его рождения. Именно за свои сочинения «Жизнь святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского», «Жизнь святого апостола Павла» и «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» он был удостоен степени доктора богословия.

Давайте, и мы обратим свое внимание к произведению, которое посвящено воспоминанию искупительных страданий Богочеловека за всех людей. С апостольских времен неделя, следующая за Четыредесятницой, называлась Великой или Страстной, и каждый из ее дней является Великим. Этим дням предшествует воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим. Размышляя об этих и последующих событиях, святитель пишет: «Вход в Иерусалим еще больше, чем воскрешение Лазаря, привел в замешательство врагов Иисусовых. Тот, Кого верховный синедрион осудил на смерть, Чье местопребывание должен был объявить начальству каждый под страхом строгого наказания, — Тот Самый перед лицом синедриона торжественно вошел в Иерусалим, провел полдня в храме, был почитаем как Мессия и удалился как победитель!»

Как отмечает автор, «случай показал, что значит и как много может нравственная доблесть против коварства и злобы. Сын Давидов не имел ни одного служителя, который бы вступился за Него (Ин. 18, 36); легионы ангелов, всегда готовых прийти на помощь Сыну Божию (Мф. 26, 53), оставались безмолвными зрителями Его шествия; за Него действовали истина и правда; а между тем целый синедрион оказался бессилен против Него — признал себя побежденным!» А это в свою очередь еще больше разозлило первосвященников и фарисеев, «поэтому решено было действовать безотлагательно, но по-прежнему тайно, так как всеобщее расположение к Иисусу Христу не позволяло открыто применить силу». После этого торжественного события, по словам автора, «Во избежание тайных козней от врагов и волнений народных, Господь все последние ночи перед страданием и смертью Своей проводил вне Иерусалима, в кругу усердных почитателей и друзей: но поприщем последних действий Его должен был быть Иерусалим как вместилище всего священного и средоточие всенародной деятельности. Поэтому, едва только наступило утро, Господь вместе с учениками отправился во святой град».

Отправляясь в Иерусалим, Господь идет на встречу Своим вольным страданиям. В первые дни Страстной седмицы Иисус Христос, по словам преосвященного автора, беседует «с учениками о силе веры» и поучает «их любви к врагам». Враги же тем временем изобретают «новые способы к Его погублению». О том, как искушали Спасителя книжники и фарисеи, как обличил Он их лицемерие, а потом был предан Своим учеником, о крестном пути Иисуса Христа, о последних часах земной жизни Богочеловека – обо всем этом размышляет святитель Иннокентий на страницах своего труда. С помощью этих размышлений автор проведет читателя от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте. И поэтому данное произведение послужит практическим пособием для всех углубленно изучающих Евангелие, а также духовно следовать за грядущим на страдания Господом.

Следующее из названных выше произведений, посвящено апостолу Павлу, его жизни и трудам, которые он предпринял для распространения веры Христовой, и за что притерпел мученическую смерть. В заключение этого труда автор пишет: «Павел был человеком одной с нами природы, имея все то, что есть и у нас. Но так как он показал величайшую любовь к Иисусу Христу, то взошел превыше небес и находится теперь среди Ангелов. Таким образом, если и мы решимся восстать от духовной недеятельности и оживить в сердце нашем этот огонь любви, то и мы в состоянии будем подражать сему праведнику. Если бы это было для нас невозможно, то он не воскликнул бы, говоря: «подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Итак, не будем только лишь удивляться Павлу, но будем и подражать ему, дабы по отшествии из сей жизни нам удостоится узреть его и разделить с ним неизреченную славу, которая да будет уделом всех нас, по благодати и милости Иисуса Христа».

Сочинение о священномученике Киприане было составлено святителем на основе «собственных сочинений святого Киприана и особенно из его писем; из жизни святого Киприана, писанной Понтием диаконом, который неотлучно находился при нем в последние годы его жизни; из похвального слова святому Киприану Григория Назианзина и беседы Августина о мученичестве святого Киприана; а также из некоторых мест в писаниях Иеронима, Августина и других, где они сказывают что-либо о святом Киприане». Как отмечает святитель, «в самой истории не много таких святителей, коих паства любила бы с такой горячностью, как святого Киприана». Из его жизнеописания можно увидеть, «что она вместе с ним желала идти под меч. Еще сильнее было сие желание в тех, кои» были приближены к нему, и «имели случай видеть все величие души его».

 

*** Кроме вышеперечисленных произведений в данную книгу вошло 11 лекций святителя Иннокентия Херсонского по антропологии, нравственному богословию, о религии вообще и на другие темы, а также некоторые трактаты. Завершает книгу стихотворение архипастыря «Не унывай», фрагмент которого я вам сейчас прочитаю:

 

Когда угодно было Богу,

Чтоб, родившись бедняком,

Ты пролагал себе дорогу

Терпеньем тяжким и трудом,

То будь покорен, терпелив,

Неутомим и молчалив,

На помощь свыше уповай,

И никогда не унывай.

 

Когда по воле Провиденья,

Трудясь всю жизнь, и день и ночь,

Ты не встречаешь ободренья

И труд тебе уже невмочь,

Преодолей строптивый гнев,

И руку к Господу воздев,

Отрады свыше ожидай,

Но никогда не унывай.

 

И укрепившись благочестьем

В твоей страдальческой борьбе,

Не чти паденьем и бесчестьем

Последовать своей судьбе;

Но тщися в малом верен быть,

Себя для долга позабыть,

Его с любовью исполняй,

И в подвигах не унывай.

 

 

Этим стихотворением святителя мы и завершаем нашу программу. 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать