У книжной полки. 24 сентября

24 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Преподобный Силуан Афонский. Писания.

 

По словам митрополита Омского и Таврического Владимира, «Всемилостивый Бог всегда рядом с человеком. Мы не видим Его только потому, что сердца наши слепы. Нечистота падшего, искаженного, тленного мира помрачает очи нашей души, так что лишь изредка, словно бы на огромном расстоянии ощущаем мы лучи Божественной Любви. Мы занимаемся тленными пустяками, забывая о бессмертной своей душе. Преподобный Силуан Афонский на собственном опыте узнал, какую радость и веселье дарует Божественная благодать, еще на земле своими глазами видел он Господа и Спасителя своего. Он сумел преодолеть слепоту падшего мира, и зрению его открылось Горнее Царство». Об этом свидетельствуют житие святого и его «Писания», собранные на страницах книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется соответственно – «Преподобный Силуан Афонский. Писания». ***

Писания преподобного старца Силуана, по словам издателей — это искрен­ние и глубокие размышления о Боге, Его неизреченной любви к падшему человеку и миру, погибающему во грехе и неведении Бога. Сам старец называл свои записки «Пес­нями любви». Он составлял их ночью, после продолжи­тельных молитв, когда его сердце горело любовью к Богу и ближним. Старец касается различных аскетических тем: о молитве, о покаянии, о смирении, о любви и т. д. Писания преподобного Силуана были собраны и отредактированы его учеником схиархимандритом Софронием (Сахаровым) и изданы им во 2-й части книги «Старец Силуан» в 1952 году. По этой книге архимандритом Алипием (Кастальским-Бороздиным) было составлено краткое житие преподобного Силуана, представленное на страницах этого издания.

И к этому житию мы сейчас и обратимся. «Преподобный Силуан (в миру Семен Ивано­вич Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии в Лебедянском уезде (ныне — Липец­кая область), в селе Шовском в крестьянской семье. В формировании его личности большое влияние на него оказал его благочестивый отец, человек глубокой веры, кроткий и сми­ренный. «Я в меру отца своего не достиг», — го­ворил старец Силуан. Однажды, когда Семену было четыре года, к ним в дом пришел стран­ник-книгоноша. И стал утверждать, к огорче­нию хозяев, что Бога нет. Особенно смутили мальчика дерзкие слова книгоноши: «Где Он, Бог-то?». Семен решил, что когда вырастет большой, то пойдет по всей земле искать Бога. В 19 лет он услышал рассказ о святой жизни праведного Иоанна Сезеновского и о чудесах, которые совершались на его могиле. Семен сделал для себя заклю­чение: «Если он святой, то, значит, Бог с нами и незачем ходить по всей земле — искать Его». При этой мысли его сердце загорелось любовью к Богу, и он много молился с плачем.

Тогда же юноша почувствовал стремление к мо­нашеству, но отец настоял, чтобы сначала он окончил военную службу. Постепенно этот духовный порыв в нем угас, и Семен начал, как и его сверстники, вести веселую и невоздержанную жизнь. От мирской суеты к монашескому подвигу Господь призвал его особым образом. Однажды, после нецело­мудренно проведенного вечера, он задремал и увидел, что ему в рот вползла змея. Юноша ощутил сильнейшее омерзение и проснулся. В это время он услышал слова Божией Матери: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так мне нехорошо смотреть, что ты делаешь!» Семен был потрясен этим видением, он почув­ствовал великий стыд за свои грехи и твердо решил после окончания военной службы уйти в монастырь. Он в корне изменил свою жизнь, в нем обострилось чувство греха. Движимый покаянием, он постоянно размышлял о Страш­ном суде и всей душой стремился на Святую Гору Афон, куда посылал свои скудные солдат­ские деньги.

Окончив службу в гвардии, Семен напи­сал письмо святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, в котором говорил, что хо­чет уйти в монастырь, и просил помолиться, «чтобы мир не задержал его». На следующий день он почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя». Оно сопровождало его и по до­роге на Афон, до тех пор, пока в русском монас­тыре святого великомученика Пантелеимона он не принес глубокое и горячее покаяние за всю свою жизнь. Он был принят в обитель в 1892 году. После исповеди духовник сказал «брату Си­меону», что все его грехи прощены, теперь нуж­но положить начало новой жизни: «Иди с ми­ром и радуйся, что Господь привел тебя в эту пристань спасения!»

Его духовный подвиг совершался в обще­жительном афонском монастыре с его длитель­ными богослужениями, постами, бдениями, частыми исповедями и причащением святых Христовых Таин, чтением, трудом на послуша­ниях и келейной молитвой. Основой келейно­го правила была Иисусова молитва, которая усладила душу Симеона. Он молился этой мо­литвой горячо и много, и вскоре, когда он мо­лился вечером перед образом Божией Матери, молитва вошла в его сердце и начала совер­шаться там сама днем и ночью. Это был вели­кий и редкий дар, полученный им от Божией Матери». В 1896 году Симеон был пострижен в ман­тию с именем Силуан. Внешне его жизнь не от­личалась от жизни других монахов обители, но внутренне он был уже очень опытным подвиж­ником, ведущим крепкую брань с диаволом, которая длилась пятнадцать лет.

Однажды во время ночного борения с бесами, когда инок Силуан мучительно старался чисто молиться, но ему это не удавалось, он встал с табурета, чтобы сделать земной поклон перед иконой и увидел перед собой огромную фигуру беса, который ждал поклонения себе. Он снова сел на табурет и с болезнью серд­ца обратился к Господу: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» И был ему ответ в душе: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?» И снова он получил ответ в сердце: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». Так Сам Господь указал ему, что путь к чистой молитве и бесстра­стию лежит через стяжание смирения.

После полученного от Господа откровения преподобный Силуан твердо стал на указанном духовном пути. Он держал ум свой во аде, и ум его очистился, вернулась великая Божествен­ная благодать, но как только он позволял свое­му духу выйти из адского пламени, так вражие помыслы снова обретали силу. И так эта брань длилась еще целых пятнадцать лет, пока он не получил силу одним движением мысли отго­нять прилоги врага. Достигнув духовного совершенства и бес­страстия, старец молился уже больше не о себе, но обо всем мире, погибающем во грехах и от­чаянии. «Мир погибает в оковах отчаяния, а мне, последнему и худшему всех, Ты открыва­ешь вечную жизнь. Господи, не могу я один, дай всему миру познать Тебя», — молился преподобный. Он томился мыслью, что люди живут, не зная Бога и Его любви, и молился великою молитвою, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал людям Себя познать. Особен­но усердно старец Силуан по ночам молился за души усопших и томящихся во аде, которые уже ничем не могут себе помочь, молился за друзей и врагов — за весь мир, за все человечество.

Об этом он сам писал следующее: «Я большой грешник, но я видел великую любовь и милость Господа над собой. С малых лет я молился о тех, кто меня обижал; я говорил: «Господи, не поставь ему грехов за меня». Но хотя я и любил молиться, однако грехов не избежал. Господь же не помянул моих грехов, и дал мне любить людей, и желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась и были в Царствии Небесном, и видели славу Господню, и наслаждались любовью Божиею. Я по себе сужу: если меня Господь так возлюбил, то значит всех грешных Он любит так же, как и меня. О, любовь Господня; нет сил ее описать, ибо она безмерно велика и чудная». «О, братья, - обращается ко всем нам прп. Силуан, - прошу вас и умоляю от лица Божьего милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие — внутри нас; любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познавши любовь Божию, оставили свои престолы. И это понятно, потому что любовь Божия горяча; она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с нею».

 

*** Старец Силуан мирно почил 24 сентября 1938 года. В тот же день его соборно отпели в главном храме святого великомученика Пантелеимона и затем похоронили на монастырском кладбище вне стен обители. Через три года по афонскому обычаю были обретены его честные благоуханные мощи и положены в костнице монастыря. В 1988 году старец Силуан был причтен к лику святых. Своим житием он явил нам образ Христов, любящий и страждущий за всех людей. Все последние годы своей жизни он неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. Этим свидетельством Божественной Любви наполнены и писания святого Силуана Афонского.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать