У книжной полки. 24 июня

24 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иван Сергеевич Шмелев. Пути небесные.

 

В 1937 году архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим в газете «Православная Русь» писал: «Иван Сергеевич Шмелев! Кому из русских православных людей, любящих родную литературу, не дорого это имя?! Никто из современных русских писателей не проник так глубоко в душу русского народа, не выявил ее надмирную сущность, не отметил ее запечатленность, как Иван Сергеевич. Как трудно понять и раскрыть во всей полноте душу русскую. Над ее изломами потрудилось немало писателей, но немногим удалось заглянуть в ее святая святых. Господь дал Шмелеву дар продолжить заветное дело Пушкина, Гоголя, Достоевского – показать смиренно-сокровенную православную Русь, душу русскую, Божиим перстом запечатленную». Итогом нравственных и религиозных исканий Шмелева, его последней «песней о Родине» стал неоконченный роман «Пути небесные». Одно из последних изданий этого романа было осуществлено в 2015 году Издательством Сибирская Благозвонница. Об этой книге – далее в нашей программе. ***

Роман «Пути небесные» – во многом уникальное явление в русской культуре. В нем показана жизнь человеческой души, руководимой Божественным Промыслом и ведущей духовную брань с силами зла. Здесь встречается отражение не только душевно-телесной, но подлинно духовной жизни человека. В основе романа реальная история двух людей - инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Ковалевой, живших в конце XIX века рядом с Оптиной Пустынью. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После ее внезапной смерти Виктор стал монахом Оптиной Пустыни.

В первой главе своего произведения автор пишет: «Эту чудесную историю - в ней земное сливается с небесным - я слышал от самого Виктора Алексеевича, а заключительные ее главы проходили почти на моих глазах. Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходил из просвещенной семьи, в которой перемешались вероисповедания и крови: мать его была русская, дворянка; отец - из немцев, давно обрусевших и оправославившихся. Виктор Алексеевич родился в начале сороковых годов. Он был высокого роста, сухощавый, крепкий, брюнет, с открытым, красивым лбом, с мягкими синими глазами, в которых светилась дума, и вспыхивало порой тревогой, Всегда в нем кипели мысли, он легко возбуждался и не мог говорить спокойно».

«В детстве, - продолжает автор, - он исправно ходил в церковь, говел и соблюдал посты; но лет шестнадцати, прочитав что-то запретное, — Вольтера или Руссо, — решил «все подвергнуть критическому анализу» и увлекся немецкой философией. Резкий переход от «нравственного календаря» к Шеллингу, Гегелю и Kaнту вряд ли мог дать что-нибудь путное юному уму, но и особо вредного не случилось: просто образовался некий обвал душевный. «В церкви, в религии я уже не нуждался, — вспоминал о том времени Виктор Алексеевич. - Многое представлялось мне наивным, детски-языческим. «Богу - если только Он есть надо поклоняться в духе, а в поклонении Бог и не нуждается», - думал я». И он стал никаким по вере. Сороковые годы ознаменовались увлечением немецкой философией, шестидесятые — естественными науками. В итоге последнего увлечения — крушение идеализма, освобождение пленной мысли, бунтарство, нигилизм. Виктор Алексеевич и этому отдал дань.

«Я стал, в некотором смысле, нигилистом, — рассказывал он, — даже до такой степени, что испытывал как бы сладострастие, когда при мнe доходили в спорах до кощунства, до скотского отношения к религии». В нем нарастала, по его словам, «похотливая какая-то жажда-страсть все решительно опрокинуть, дерзнуть на все, самое-то священное… духовно опустошить себя». Он перечитал всех борцов за свободу мысли, всех безбожников-отрицателей и испытал как бы хихикающий восторг. «С той поры «вся эта ерунда», как называл я тогда религию, — рассказывал Виктор Алексеевич, — перестала меня тревожить. Нет ни Бога, ни дьявола, ни добра, ни зла, а только «свободная игра явлений». И все. Ничего «абсолютного» не существует. И вся вселенная — свободная игра материальных сил». Окончив Московское техническое училище, Виктор Алексеевич женился по любви на дочери помещиков-соседей». Но скоро семья распалась, и герой романа остался один на один со своими увлечениями. А увлекался он тогда астрономией, или астрономической механикой.

Однажды, черной мартовской ночью, созерцание звездного неба и скорбь о непознаваемости тайн мироздания привели Вейденгаммера к потери сознания. На один микромиг перед ним разверзлись небеса, и он увидел «бездонную бездну бездн», на фоне которой - яркие, живые небесные пути в их движении и пересечениях. Он остро ощутил невидимую Силу, которая движет все эти бесчисленные миры, и его охватило чувство беспомощности перед бездонным, непостижимым источником всех видимых путей движений. «После открывшегося ему комната показалась такой давящей, будто закрыли его в гробу и ему не хватает воздуху». В отчаянии Виктор Алексеевич выбежал на улицу, чтобы обрести равновесие. Там в ранний утренний час он встретил плачущую девушку – сироту Дарью Королеву, которая рассказала ему о своих невзгодах. Все это происходило напротив Страстного монастыря, и когда началась заутреня, девушка скрылась за монастырскими воротами.

Так, в темную мартовскую ночь, на Тверском бульваре, где поздней порой сталкиваются обычно ищущие невысоких приключений, скрестились пути двух жизней: инженера-механика Виктора Алексеевича Вейденгаммера, 32 лет, и золотошвейки Дарьи Ивановны Королевой, 17 лет. Их дальнейшую судьбу и воссоздает Иван Сергеевич Шмелев. Писатель встречался с Вейденгаммером в Оптиной Пустыни в 1900-1910-х годах, куда Виктор Алексеевич ушел после трагической смерти своей возлюбленной Дариньки. Рясофорный монах Виктор провел в Оптиной пустыни последние 16 лет своей жизни и исполнял послушание инженера-строителя. Память о нем хранят возведенные под его руководством церковь прп. Льва Катанского и другие здания в Оптиной и соседней Шамординской обителях.

Стоит добавить, что Виктор Алексеевич был дядей супруги писателя - Ольги Александровны, которая оказала огромное влияние на духовное становление Шмелева. Образ Дарьи, несомненно, вобрал некоторые черты жены писателя, которой он и посвятил свой роман. Изначально «Пути небесные» были задуманы как несколько очерков об истории Вейденгаммера и Дариньки и предназначались для газеты «Православная Русь», выпускаемой монастырем – братством прп. Иова Почаевского. Однако вскоре отдельные очерки вылились в солидный роман, который ставил перед собой две задачи: - показать путь обретения веры неверующим интеллигентом; - воплотить образ воцерковленной, глубоко верующей героини. А центральной темой романа стала проблема спасения души.

Создавая свою последнюю книгу, писатель посещал монастыри, чтобы самому полнее проникнуться атмосферой их жизни. Так, летом 1936 года, во время поездки по Прибалтике, Шмелев посетил Псково-Печерский монастырь. А в следующем году он провел три недели в монастыре св. Иова Почаевского – крупном центре русского православия за рубежом. Шмелев познакомился с издателем газеты «Православная Русь», архиепископом Серафимом, беседовал с монахами, усердно посещал церковные службы, работал в монастырской библиотеке, проявляя особый интерес к истории и старцам Оптиной Пустыни. «Я должен быть ближе к монастырю: мне нужен воздух моей Родины»; «Только там я смогу - если Бог даст - закончить мою работу», - писал он в январе 1948 года, имея в виду третий том «Путей Небесных». Этим планам не удалось осуществиться. 24 июня 1950 года Иван Сергеевич приехал из Парижа в небольшой русский мона­стырь, расположенный в Бюсси-ан-Отт. Вечером того же дня он тихо предал душу Богу. Нелегкий земной путь писателя завершился в стенах православной русской обители Покрова Божией Матери.

 

*** Роман известного русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелева – «Пути небесные» - является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», над которым он работал более 15 лет. К сожалению, произведение осталось незавершенным. Первый том был написан в мае 1936 года, второй - создавался в 1944-1947 годах. Смерть писателя в 1950-м помешала ему завершить последнюю часть этой трилогии. «Пути небесные» - это роман о человеческих чувствах и нравственном выборе, о тайнах духовного пути и духовном возрождении. Иван Шмелев уже давно снискал себе славу писателя, который в своем творчестве выражает православный взгляд на мир. Но эта книга и для тех, кто не отвык еще от обаяния хорошей русской прозы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать