У книжной полки. 24 июля

24 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Схиигумен Савва. Плоды любви и покаяния.

 

Схиигумен Савва – известный старец, подвизавшийся в Псково-Печерском монастыре. К нему в сложном, безбожном двадцатом столетии ехали сотни людей, искавших совета и утешения. «Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва?» — спросили у одного из духовных чад. «Он творил любовь», — был ответ. Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой и оставшегося без утешения. Для каждого у отца Саввы находились слова любви. Он в продолжение десятилетий верой, любовью, благодатными дарованиями служил Церкви. Почивший 27 июля 1980 г., он и ныне продолжает окормлять христиан через свои книги. Своими писаниями отец Савва зажигает охладевшие сердца, вселяет дух веры. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одну из таких книг. Она вышла в свет в Издательстве Николин день и называется - «Схиигумен Савва. Плоды любви и покаяния». ***

В этой книге собраны наставления схиигумена Саввы о духовной жизни христианина, которые он дает своим духовным чадам, отвечая на их письма. Книга содержит следующие разделы: «Гордость и смирение», «Любовь и милосердие», «Плоды истинного покаяния», «Избранные поучения на исповеди», «Душеполезные наставления ищущим спасения», «Лекарство для души». В первых двух разделах схиигумен Савва содержательно и подробно раскрывает великие христианские добродетели, которые приводят душу к духовно-нравственному совершенству. Это – смирение, кротость, милосердие, миротворчество, самоукорение и любовь. При этом он касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которым с самого начала надо бороться христианину. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть ни духовного роста, ни спасения.

Предваряет эти два раздела старец такими словами: «Человек создан по образу и по подобию Божию (Быт. 1:26), предопределен для вечного блаженства и в земной жизни призван к живому, непосредственному богообщению. Все люди без исключения, как иноки, так и мирские, должны были бы идти этим путем, но, к сожалению, этот путь, оказывается, доступен не для всех. Какая же причина мешает людям иметь живое общение с Господом и наслаждаться утешениями неизреченными? Основная причина тому — похоть очес и гордость житейская. Гордым Господь противится и только смиренным дает благодать, только смиренным являет Себя и пребывает с ними неразлучно. Но истинно смиренных людей, которые живут по воле Божией, а не по своей воле, теперь мало.

Большинство людей, по словам старца, не прислушиваются к голосу Божию в сердце своем, а из тех, кто пытается прислушиваться, многие не понимают его и живут по своей воле, следуя голосу страсти. Поэтому спасение людей теперь совершается в основном болезнями и скорбями. Если человек добровольно не хочет смириться и жить по воле Божией, то он как бы принудительно смиряется через страдания. В этом проявляется милосердие и человеколюбие Божие. Для достижения духовно-нравственного совершенства надо всем, учиться познавать волю Божию, прислушиваясь к голосу Божию, а чтобы вернее услышать в себе голос Божий, надо отложить свою маленькую индивидуальную волю и надо быть готовым на всякую жертву, подобно Самому Христу, Который «был послушным Отцу даже до смерти» (Флп. 2:8).

Цель жизни христианина, - отмечает схиигумен Савва, — стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией. Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но, чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей, и прежде всего от гордыни — матери всех пороков и грехов. Недопустима даже малейшая тень красования своим «Я», самый тонкий вид самолюбия является преградой для вселения Духа Божия в сердце человека. Малейшее попрание чужой личности рассматривается как грех против любви, против образа Божия в человеке. Грех этот особенно противен Духу Святому и отгоняет его. От нас требуется постоянная мучительно-страдальческая борьба с грехом, который живет и в нас, и вне нас. Требуется постоянное воздержание и ограничение себя во всем, чтобы легче было искоренить из сердца страсти и пороки и насадить в нем семена христианских добродетелей.

Особенное внимание схиигумен Савва обращает на покаяние, которым исправляются все наши душевные болезни - грехи. Этому Таинству посвящено два следующих раздела этой книги. В одном из писем батюшка пишет: «Боголюбивейший друг мой Д.! Отвечаю на твои вопросы об истинном покаянии и, в основном, о плодах истинного покаяния. Одновременно исполняю твою просьбу и пишу душеполезные наставления, а также в виде приложения пишу те покаянные молитвы и воздыхания, кото­рые ты просил у меня. Вопросы о покаянии не только тебе интересны. Часто ко мне обращаются люди с такими же вопросами. Особенно часто спрашивают: «Батюшка, а что такое покаяние?», «Батюшка, а что значит истинное покаяние?», «Как надо правильно каяться?» — и подобных вопросов.

На все твои вопросы, - продолжает старец, - я с Божией помощью постараюсь ответить, но у тебя есть и такие вопросы, на которые тебе сама совесть подскажет, как поступить. Совесть для нас то же, что компас для мореплавателя. Если капитан потеряет компас, то он не будет знать, в какую сторону направлять корабль, особенно в пасмурную погоду. Так и у нас, христиан, кто потерял совесть и стал бессовестным, тот уже не знает, как достигнуть тихой гавани спасения». Далее, размышляя о покаянии, схиигумен Савва отмечает, что покаяние это основа нашего спасения, поэтому пренебрегать им нельзя. Это обращение к лучшему, начало святой и непорочной жизни. В ком есть вера и истинное покаяние, в том, значит, есть и решимость оставить грех, на том пребывает благодать Господа нашего Иисуса Христа, очищающая грехи чрез духовных пастырей.

Следующий раздел книги называется – «Душеполезные наставления ищущим спасения». Здесь батюшка говорит со своими корреспондентами на разные духовные темы, опять же о покаянии, а также познании себя, о долготерпении Божием, о воздушных мытарствах, о молитве за врагов и о многом другом. Большое внимание автор уделяет греху осуждения, на который в жизни мало обращается внимания. Автор старается научить избавляться от него. В заключение этого раздела он наставляет: «Итак, возлюбленный друг мой Д., убегай решительно от всякого встречающегося случая ко греху. Благотвори всем людям без разбора, замкни на замок уста, глаза, уши, чтобы через эти отверстия в твою храмину не входили соблазны. Трудись для неба беспрерывно, чтобы стать свободным от искушений и грехов, чтобы стать угодным Богу.

Но только не забывай, - говорит старец, - что своими силами, без помощи Божией, ты ничего не смо­жешь сделать доброго. Христос сказал: «Кто пре­бывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Живи так, чтобы, имея таинство веры в чистой совести, в мире сердца и в безмолвии всего суще­ства своего, ты мог сохранить вверенную тебе благодать с такою твердостью, которую никакие удары бед, никакая страсть, никакие искушения не смогли бы разрушить. Как можно чаще очищай себя покаянием, освящай себя общением с Господом нашим Иисусом Христом в Пречистых Тайнах Его и одежду души своей украшай достойными плодами покаяния».

 

*** Имя старца Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы (Остапенко) знакомо сегодня наверно каждому православному человеку. На его духовных поучениях, которые неоднократно переиздавались, взросло не одно поколение православных христиан, а он, таким образом, стал для них первым духовным наставником. Наставления и поучения старца, прочитанные однажды, западают глубоко в душу. Они зажигают охладевшие сердца, учат познанию собственной души, укрепляют веру в Бога и помогают встать на путь покаяния. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать