Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Н. И. Кривошеин. Дважды Француз Советского Союза.
О России во второй половине XX века рассказано, написано и снято очень много... Но это лишь малая часть того, что открыто нам, современным россиянам. Многие из нас за время советской власти утратили свои родовые корни, утратили связь поколений, и не знаем мы, кем были наши дедушки и бабушки. Как жили они в 30-40-50 годы прошлого столетия? Чем стал для них Советский Союз? К сожалению, для многих внуков эти вопросы так и останутся без ответа. Но еще живут и здравствуют такие дедушки и бабушки, которые умеют и любят вспоминать прошлое и, глядя детям в глаза, рассказывать о том, какой была Россия в XX веке. Именно таким дедушкой является автор книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Это Никита Игоревич Кривошеин. Его книга «Дважды Француз Советского Союза» вышла в свет в Издательстве «Христианская библиотека» и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Никита Игоревич Кривошеин, переводчик-синхронист, племянник епископа Василия (Кривошеина), в 1957-60 гг. узник Дубравлага. Его воспоминания, вошедшие в книгу, охватывают тот период истории, о котором мы, казалось бы, знаем вполне достаточно. Только помогает ли это нам понять свою страну и свой народ? Каким был Советский Союз? как в нем жили люди? почему сегодня одни продолжают любить советское прошлое, а другие от него стремятся отвернуться, преодолеть? Быть может, ответы на эти вопросы частично находятся и в воспоминаниях автора. Однако, как отмечают издатели, в образе страны, который читатель увидит в этой книге, нет ни капли сочувствия к советскому. Никита Игоревич говорит, как свидетель и участник событий, которые могут показаться странными, нетипичными. Но здесь необходимо сделать важную оговорку: это только сегодня так кажется. Все современники прекрасно понимали, что аресты, допросы, тюрьмы не были чем-то неожиданным или исключительным. Так жила вся страна не только в 30-е, но и в 40-е, и в 50-е годы.
Все эти десятилетия Советская Россия жила за «железным занавесом», однако в воспоминаниях Никиты Игоревича тесно переплетаются судьбы тех, кто жил не только в России, но и во Франции. И даже так: кто жил и в России, и во Франции. Как говорится в предисловии книги, семья Кривошеиных оказалась среди обманутых Сталиным эмигрантов, поверивших в возможность вернуться на Родину. Семья автора вернулась из Франции в Советский Союз в 1947. Назад во Францию Никита Игоревич уехал в 1971. За эти годы и он сам, и его отец узнали, что такое ГУЛАГ. «Время истекшее придает большую добавочную стоимость любым воспоминаниям» — замечает автор, когда говорит о монахине Марии (Скобцовой). Эти же слова можно приложить и ко всем его воспоминаниям. Бережное, трепетное, в чем-то даже «священное», отношение автора к образам прошлого дает читателю возможность увидеть ценность, особенную «добавочную стоимость» тех из них, что хранятся не в папках, коробках или фотоальбомах, а в сокровенной глубине сердца.
В воспоминаниях Никиты Игоревича есть удивительное чувство истории. Несколькими штрихами он тонко очерчивает характер эпохи и делает это убедительно и ярко, как умелый рассказчик. Вереницей проходят образы замечательных русских людей, которых сегодня, увы, уже невозможно встретить. Их имена по большей части забыты, но рассказчик призывает: надо помнить и о них, надо найти для них место в нашем сердце, в нашей памяти. Епископ Василий (Кривошеин), монахиня Мария (Скобцова), протоиерей Андрей Сергиенко, священник Вячеслав Якобс, священник Станислав Кишкис, Константин Андроников, Вадим Козовой — множество разных людей проходит перед читателем. Такой калейдоскоп встреч и расставаний, мимолетных впечатлений, как будто бы случайных деталей создает удивительно целостную картину жизни.
Взять, к примеру, первую часть книги, которую составила «Мемуарная проза». В своих новеллах автор попробовал рассказать не столько о себе, сколько о своей эпохе, то есть о нескольких светлых людях, которых ему послал Господь в лагерные годы: священниках, поэтах, правозащитниках, художниках, самых простых, замечательных и честных людях... Как замечает Никита Игоревич, всех не перечислить. Но по выходе на свободу они продолжали дружить, и эта связь сохраняется до сих пор — с теми, кто ещё жив. Очерки, собранные во второй часть книги, которая называется – «Прислушиваясь к слову и памяти», поведают о не состоявшейся репатриации в СССР матери Марии (Скобцовой), о «принесшем великую пользу» возвращении туда замечательного священника Андрея Сергиенко. Здесь же автор рассказывает о том, как семья Константина Андроникова укрывала во Франции сразу после войны русских людей от насильственной выдачи советским властям, о блестящем и скромном герое Николае Вырубове, который был до глубокой старости всей душой обращен в будущее...
Третью часть книги составили «Выступления, интервью, публицистика». Этот раздел по темам и по календарю калейдоскопичен. Несколько текстов выступлений, записи для радиопередач. Устное во многом родилось с помощью журналиста Михаила Соколова. В интервью и публицистике присутствуют люди, которым забвение не грозит: это Александр Исаевич Солженицын, Владыка Василий (Кривошеин), герои русского Резистанса во Франции, немцы-антинацисты. Все они боролись с тоталитаризмом. Говорит автор и о до сих пор неразрешённом церковном кризисе, от коего страдает уже пятое диаспорное поколение. Завершает книгу автобиографический очерк - «Русский француз».
Сам автор о себе в предисловии пишет следующее: «С чего начинается моё христианство? С заучивания наизусть (задолго до освоения грамоты) главных молитв, с повторения их вслух перед образами утром и вечером, с каждовоскресного стояния на обедне в парижской церкви на улице Дарю со знаменитым хором регента Афонского, с книги «Мой первый учебник Закона Божьего» с ятями и твёрдыми знаками. Годам к десяти у меня сформировался навык постоянной молитвы в одиночестве. Я бесконечно благодарен родителям за такое детство, ставшее опорой всей дальнейшей жизни». В августе 1957 года я послал неподписанную статью в газету «Монд» - о венгерских событиях. И вскоре оказался во Внутренней тюрьме КГБ СССР. Там, в центре Москвы, я прожил восемь месяцев, из них более шести в одиночке, правда с книгами — по три на десять дней. Как только сошёл нервно-физический шок от ареста и первых чуть ли не суточных допросов с убедительными угрозами, сама по себе вернулась способность молиться — почти как в детстве».
«Лубянка не Афон, - продолжает рассказ автор, - но тихая сосредоточенная молитва возможна была и здесь — при ранней побудке, за чтением, на получасовой прогулке... В коммунистической Москве молитвы из памяти тоже никогда не уходили, наоборот, закреплялись на редких литургиях, которые я до ареста посещал у Иоанна Воина на Якиманке. Не обозначить как, но очень скоро я оказался в состоянии почти бесстрашия, почти полноценной внутренней умиротворенности и странной, противоестественной уверенности, что я оборонён и вне опасности. Большой храбрости по ходу следствия я не проявил, но ни один человек из-за моих протоколов не пострадал. Моя поныне убежденность: только Господь — никто и ничто иное — даровал мне в эти дни кротость и мудрость, спасшие меня от предъявляемых хотя и лживых, но ловко сфабрикованных обвинений в шпионаже. Хэппи энд (только 3 года лагеря) я воспринял не как чудо (каким оно для меня было), а как нечто естественное...»
Вот так, по словам автора, Господь помог ему, благодаря родителям, почувствовать христианство, а благодаря Внутренней тюрьме укрепиться в нём. В Мордовском лагере, как признается Никита Игоревич, такой интенсивной молитвенности уже не было. Зато были долгие беседы с литовским, великого богословского образования, мучеником Советов, каноником Станиславом Кишкисом, были исповеди и тайное причастие у светящегося молодого священника, отца Вячеслава Якобса. ныне митрополита Таллинского и Эстонского Корнилия... Отдельно автор рассказывает о своем дяде, владыке Василии, чьи «Богословские труды» недавно вышли также в издательстве «Христианская библиотека». По словам автора, епископ Василий был совершенной духовной личностью, а потому и человеком органичной, внешне незаметной, естественной скромности. Выбор, который был сделан Владыкой, для автора весом и значим, так как был определён его благодатной надеждой на возрождение живой церковной жизни. Уверен, - говорит Никита Игоревич, - что на небесах он радуется и объединению двух ветвей Церкви (РПЦ и РПЦЗ), которое произошло в 2007 году.
*** Воспоминания Никиты Кривошеина, собранные в этой книге, по словам издателей, дороги тем, что это взгляд на мир глазами русского европейца. От них веет добротой, смиренным принятием всего того, что пришлось пережить. Это мужественное, честное и в то же время доброе и деликатное свидетельство о тех страницах истории России и русского народа, которые пропаганда — и советская, и нынешняя — стремится вычеркнуть из нашей памяти. В этих воспоминаниях есть цельный образ прошлого, которому дана нравственная оценка. Так можно без стыда подводить итог своей жизни. Сохранение исторической памяти невозможно без нравственного усилия, без воспитания души. К этому нас и побуждает чтение воспоминаний Никиты Кривошеина.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
День ангела. 28 апреля
Этот день в истории. 28 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!