Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Схиархимандрит Агапит (Беловидов). Житие Оптинского старца Амвросия.
«Великий будет человек», - сказал однажды преподобный Лев Оптинский о своем молодом послушнике Александре Гренкове. На закате своей богоугодной жизни старец Лев прозревал в любимом ученике будущего преемника по старчеству, того, кто еще немало потрудится на ниве нравственного воспитания русского народа. Впоследствии, сколько людей перебывало в тесной хибарке благодатного старца, ища его духовной поддержки и утешения. Путь «старчества» и духовного руководствования, который был введен в Оптиной пустыни старцем Львом, и которым затем вел старец Амвросий своих духовных чад, призвана осветить книга, которая находится сегодня на нашей книжной полке. Это полное «Житие Оптинского старца Амвросия», впервые изданное в 1900 году, а ныне вышедшее в свет в Издательстве Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь. Об этом издании - далее в нашей программе. ***
Эта книга посвящена великому старцу 19 века, преподобному Амвросию Оптинскому. Богатый материал о его жизни, 30-летнем старческом подвиге, духовных дарах и наставлениях людям собраны схиархимандритом Агапитом (Беловидовым), который сам начал иноческий путь в Оптиной пустыни. «Маститый» архимандрит Агапит, как называет его скитский летописец, являлся одним из столпов оптинского благочестия. Духовным окормлением у него пользовались многие скитские братия, в их числе старцы: отец Нектарий (Тихонов) и отец Варсонофий (Плиханков). Преданным учеником архимандрита был монах Феодот (Герасимов), замечательный подвижник Оптиной. Труд по составлению жизнеописания преподобного Амвросия велся отцом Агапитом по соборному благословению Оптинских старцев во главе с отцом Иосифом (Литовкиным). Он задумывался как наиболее полный материал для грядущей канонизации святого, в которой не сомневалась его многотысячная паства.
В предисловии монахиня Евфимия (Аксаментова) пишет: ««Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия, старца Оптинского», впервые появившееся в печати в самом начале XX века, сразу же стало библиографической редкостью... Уже в 1917 году, незадолго до закрытия Оптиной, ценители духовного чтения специально отправлялись навестить архимандрита Агапита с целью испросить у него хоть экземпляр этой замечательной книги. Отец Агапит, обремененный недугами и почтенным возрастом, жил тогда на покое в монастырской больнице, в небольшой светлой комнате, святой угол которой был украшен несколькими горшками цветущих гиацинтов и нарциссов... Это благолепие утешало убеленного сединами архимандрита и, вероятно, переносило в те досточудные времена, когда скитские оранжереи еще помнили великих оптинских первопроходцев, а самостоятельное старчествование преподобного Амвросия только начиналось...»
Как отмечает монахиня Евфимия, «Оптина, как мудрая и рассудительная мать, внимательно относилась к каждому своему вновь прибывшему насельнику — послушания братия получали с учетом способностей и душевных наклонностей. Новоначальные, конечно в меру физических сил, несли и общие монастырские труды. Выпускник Тамбовской семинарии, 23-летний Андрей Иванович Беловидов, поступив в Оптину в 1865 году, был, как человек образованный, определен на клиросное и библиотечное послушания, трудился он и в трапезной... Вскоре, в период своего пребывания в скиту, он становится письмоводителем преподобного Амвросия. Стоит ли говорить о том, какую замечательную возможность для собственного духовного развития получил молодой послушник, едва переступив порог обители и оказавшись помощником старца? Вероятно, в те годы и было впервые распознано литературное дарование юноши.
Тогда же, возможно из бесед со старцем или со своим родным дядей, тоже оптинцем, отцом Платоном (Покровским), который, как известно, с преподобным Амвросием в пору их студенческой дружбы посещал затворника Илариона, родилась задумка составить жизнеописание троекуровского подвижника. Эта первая агиографическая работа нового насельника была впоследствии высоко оценена современниками. Так, с благословения старца, а Преподобный с воодушевлением поддержал начинание отца Агапита, появился в Оптиной замечательный агиограф. «Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то. — А сам все улыбается и улыбается... Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание», — вспоминал позднее архимандрит Агапит.
Почему же и сегодня, - пишет монахиня Евфимия, - спустя более чем столетие со дня появления книги отца Агапита (Беловидова), мы вновь и вновь возвращаемся именно к его Жизнеописанию, и это при том, что о старце Амвросии писали многие — писали талантливо, с огромной любовью и благоговением? Говорить о выдающемся иноке, своем учителе, которого уже при жизни почитали за святого, слава о добрых делах которого умножалась день ото дня, — невероятно трудная задача. Период старчествования в Оптиной преподобного Амвросия справедливо считается наиболее ярким и плодоносным — и по масштабу великих трудов и личных дарований старца, и по тому невероятному духовному влиянию, которое возымела в то время Оптина на все слои российского общества. Вне сомнения — превосходство литературного труда архимандрита Агапита кроется в принадлежности автора к оптинскому монастырскому организму.
Он был плоть от плоти этого дивного организма, и он был воспитанник этой серьезной монашеской школы, причастник ее духа. Сам последователь заветов старческих, отец Агапит и в литературной деятельности, обладая писательским даром, художественным вкусом и острой наблюдательностью, оставался прежде всего и по преимуществу — монахом, иноком, задача которого — душевная польза читателя, приобщение его к подлинным духовным ценностям, правдивость и простота. Поэтому наряду с богатыми материалами, повествующими о чудесных случаях и исцелениях, совершенных преподобным Амвросием, Житие предлагает читателю обратить внимание на те евангельские жемчужины, которые сокрыты от внешнего мира за повседневной, обыденной стороной жизни великого старца. Переживания детской и юношеской поры преподобного Амвросия; подробности монастырских будней периода первых лет в обители; обычная для всякого монаха череда скорбей и искушений; изнуряющие болезни, делавшие жизнь старца по человеческим меркам все более невыносимой, — все это те неприметные составляющие христианского подвига, которые содержат в себе лучшее назидание для ищущих его.
Преподобный Амвросий начал свое духовническое и отчасти старческое служение еще при жизни преподобного Макария. Одно время он и келейничал, и письмоводительствовал у него, но ввиду болезненности это не могло продолжаться долго, однако постепенно старец Макарий вводил преподобного Амвросия в круг своей старческой деятельности, отсылая к нему за советом многих своих чад, — так осуществлялось старческое преемство в Оптиной. Так, постепенно, преподобный Амвросий перенимал от своего великого предшественника духовный опыт. Собственный живой и проницательный ум старца Амвросия, обогащенный знанием аскетической литературы и облагодатствованный непрестанным подвигом молитвы, соделал Преподобного прозорливым наставником как для монашествующих, так и для мирян — утешать и назидать которых также составляло теперь добрую традицию оптинского старчества. Но были у преподобного Амвросия и другие духовные «воспитатели» — его тяжелые, изматывающие болезни... С каждым годом, в первый раз — после иерейской хиротонии, когда он сильно простыл, тяжело шел на поправку и более с той поры не мог участвовать в богослужении, и до последнего дня его жизни они проявляли себя все беспощаднее, отнимая последние силы...
В. Н. Лосский в своей известной статье о старце замечает: «Болезнь укротила слишком пылкую натуру отца Амвросия, принудив его войти в подвиг молитвенного делания», но она сообщила также его сердцу способность обостренно чувствовать человеческое страдание. По всей видимости, дар исцелений, засвидетельствованный в Житии множеством незабываемых примеров, был у преподобного Амвросия именно как у подвижника, очень хорошо знавшего, что такое болезнь и что такое мучения, которые она приносит. Как никто другой старец умел сочувствовать страждущим, жалеть их... Господь творил эти чудесные исцеления, внимая молитве и великому состраданию Своего угодника, что мужественно и с доброй шуткой терпел собственные болезни. Остается только изумляться той энергии, жизнелюбию и неподдельной заинтересованности в человеческих нуждах, которые всегда сопутствовали старцу, невзирая на степень его изнеможения и усталости, — ведь поток народа был к нему неисчислимый. Великое будущее преподобного Амвросия, которое предрекал ему старец Лев, стало великой ношей его подвигов, трудов и самопожертвования. Обо всем этом и рассказывает схиархимандрит Агапит (Беловидов) «Житие Оптинского старца Амвросия».
*** Как отмечают издатели, «Житие великого оптинского старца Амвросия» по праву можно назвать эталоном русской агиографии. В нем уникально содержание, уникален и автор. Оптинскнй насельник схиархимандрит Агапит (Беловидов) помимо литературного дарования имел богатый монашеский опыт: подвизался в оптинском скиту, впоследствии был настоятелем нескольких монастырей, затем вернулся в родную обитель. Его агиографический подход отличает тщательная проработка материала, безупречная историческая честность, авторская скромность, отсутствие ненужного витийства, пафосности и недомолвок. В заключение стоит добавить, что главной причиной, побудившей отца Агапия к составлению данного труда, послужил священный долг Оптинской обители сохранить благодарную память о своем родном батюшке и великом благодетеле.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!