У книжной полки. 23 ноября

23 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Елена Анатольевна Морозова. Диалоги о семье и браке.

 

Наверное, никто не будет возражать против положения о том, что большинство людей хочет построить крепкую семью, такую, где тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть. Однако не всегда так полу­чается. Современная статистика свидетельствует о том, что развод стал привычным явлением нашей повседневной жизни. И это происходит несмотря на то, что о семье уже почти все сказано и написано. В реальной жизни тем не менее часто возникают ситуации, когда многие очевидные вещи попросту забываются. Поэтому будет не лишним снова вспомнить, как возникли человек, брак и семья и для чего нужен брак вообще. На эту тему размышляет автор этой книги - Елена Анатольевна Морозова - теолог, врач и православный психолог. Книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Диалоги о семье и браке». ***

Книга Елены Анатольевны Морозовой посвящена актуальной проблеме нашего времени: созданию и сохранению семьи. Особая острота этого вопроса связана с тяжелым кризисом, в котором находятся наши семьи: приоритет отдается эгоцентрическим ценностям, растет число раз­водов, падает рождаемость, ужасает количество абортов, которые совершаются ежедневно. Кризис дал глубокие корни. Поэтому сегодня так важно возрождать ценность семьи и брака, актуализировать их духовные начала. Как построить отношения между мужчиной и жен­щиной, как избежать вечного конфликта «отцов и де­тей», как сохранить эмоциональные теплые отношения в браке, каковы духовные основания брака и семьи — эти и другие вопросы автор поднимает в своей книге.

По словам архимандрита Георгия (Шестуна), существует немало работ, посвященных семье и браку. Однако большинство авторов делает акцент либо на их духовных основаниях в контексте право­славия, либо на психологических аспектах, что не по­зволяет получить целостной картины. Однозначно положительным моментом является то, что автор книги предлагает рассматривать семью и брак в кон­тексте двух взаимодополняющих друг друга аспектов: духовного и психологического. Это позволяет полу­чить некий стереоскопический эффект за счет более объемного видения этих вопросов. Принципиальным является то, что красной нитью в работе автора про­ходит базовое положение христианской антропологии о трехуровневом соподчиненном устроении личности: дух — душа — тело. При этом брак рассматривается как встреча именно двух личностей, но личностей разного пола (само слово «пол» может пониматься как половина целого, а целое и есть единение в браке).

На телесном уровне, как отмечал святитель Иоанн Златоуст, цель брака - это удовлетворение естественного телесного физиологического влечения, которое заложено в нас изначально. Результат телесной, биологической, близости — дети, которые являются первоочередной целью брака. Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1, 28) — таково было Божественное наставление. Однако телесная близость — не всегда необходимый атрибут брака. Известны случаи, когда супружеские пары изначально соблюдали невинность и целомудрие. Например, святой пра­ведный Иоанн Кронштадтский и его жена. Или же другой вариант — когда супруги решали отказаться от телесных отношений в браке по достижении детьми зрелого возраста. Часто после этого они давали монашеские обеты, как, например, святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские. Понятно, что такой путь подходит только для избранных.

На душевном уровне цель брака — это вза­имная поддержка, обретение эмоциональной близости, чуткости через разделение всех радостей и бед. На этом уровне в браке расцветает глубокая нежность, забота друг о друге, которая помогает сформироваться, и забота о других людях, когда муж и жена, преодолев свой изначальный эгоизм, становятся открытыми для всех людей. А как проявляется духовный уровень в личности? Дух, духовность, по словам святителя Григория Богослова, есть «частица Бога», «искра Богоподобия», которая есть в каждом человеке. Именно она делает человека личностью. В широком понимании дух — это та нематериальная часть человека, которая связывает его с вечным и непреходящим миром. Проявлениями духовного уровня являются со­весть, жертвенность, любовь, страх Божий, жажда познания Бога. К сожалению, духовность часто пре­бывает в латентном, «дремлющем» состоянии, когда человек в своей повседневной жизни, возможно, и не подозревает о ее существовании, а руководству­ется насущными материальными потребностями.

В чем же важность учета трехуровневого строения личности? Как говорит архимандрит Георгий (Шестун), «если рассматривать человека только в кон­тексте телесно-душевном (что чаще всего и происходит в современной психологии), то, к сожалению, такая личность становится как бы урезанной, усеченной. При этом отсекается самая важная составляющая — духовность. Духовность очень неоднозначно понима­ется в контексте, чаще всего как возможность выхода за рамки собственного «эго». Только встает вопрос: а выхода куда, в какую плоскость? На этот вопрос в психологии ответа, как правило, нет. Чаще всего духовные люди в светском понимании — это люди, принявшие высшие образцы человеческой культуры, высшие ценности бытия как свои собственные. Другими словами, духовный человек в светском понимании — это культурный человек.

Духовные люди в православном понимании-— это, скорее, не те, кто «включен» в мир человеческой куль­туры, а кто родился духом и стал человеком духовным, обладающим духовным умом, духовно открытыми оча­ми. Человек, вставший на путь воцерковления, очищая свою душу покаянием, постом, смирением от страстей, становится все более чутким к духовному миру. Таким образом, включение духовной составляющей в контекст личности позволяет рассмотреть вопросы семьи и брака под иным углом зрения. Что же выступает в качестве духовных аспектов семьи и брака? По словам отца Георгия, это - глубокие православные корни брачно-семейных отношений, которые как никогда актуальны сегодня: жертвенность, правильная иерархия, из­бавление от собственного эгоцентризма, единение супругов, становление «одной плотью» на уровне духа, души и тела. Автор проводит мысль о том, что именно следование этим принципам позволяет выстроить действительно прочное здание семьи, не зависящее от внешних влияний.

Психологические аспекты жизни в семье и в браке также подробно рассматриваются в этой книге. Это те обстоятельства, которые кажутся мелочами, но, нака­пливаясь, способны служить поводом для разногласий: общение в семье, способ разрешения конфликтов, сложившиеся эмоциональные стереотипы, особенности психологии мужчины и женщины... Знание этих пси­хологических закономерностей позволяет значительно расширить способность членов семьи реально оцени­вать причины разногласий и увеличивает возможности к их разрешению. Основным «инструментом» для этого является рефлексия, другими словами, постоянное внимание к себе, своим помыслам, эмоциям. В право­славном контексте отцы Церкви говорят о трезвлении с помощью которого можно глубоко осознать страстные движения своей души.

Интересным моментом в книге является параллель, проводимая автором между православными духовными закономерностями и психологическими аспектами. Например, в контексте важности эмоциональных по­зитивных отношений матери и ребенка, родительских директив. Характерно, что современные психологиче­ские исследования являются подтверждением истин, высказанных отцами Церкви, и не противоречат, а лишь подтверждают их с научной точки зрения. Другими словами, можно говорить о сопряженности светского (психологического) и православного (духовного) взглядов на семью и брак. Таким образом, рассмотрение духовных и психологических аспектов семьи и брака значительно расширяет диапазон восприятия этих важных вопросов, помогает выстроить по-настоящему гармоничную семью.

 

*** Понимание духовной природы брака и семьи, важности истинной безусловной любви, хранения семейных традиций, знание о преобразующей роли семейных кризисов – все эти понятия являются теми краеугольными камнями, на которых выстраи­вается прочный фундамент брака и гармоничной семьи. Но как достичь этой гармонии? Об этом и многом другом, что касается семейных отношений, беседует автор с читателями книги «Диалоги о семье и браке». Материал, используемый в книге, построен в виде вопросов и ответов; в большинстве своем он основан на реальных событиях в ходе общения с реальными людьми. Насколько содержательным и интересным получился это диалог — судить вам, наши уважаемые читатели. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать