Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Молитвы и псалмы на всякую потребу души. Наследие святого Паисия.
Когда-то, держа в руках Псалтирь, один благочестивый старец Новоафонского монастыря произнёс: «Бог наклонился к сыну своему Давиду и сказал ему то, что он хотел услышать». Псалтирь Давида — одно из одухотворённых писаний Святого Духа, которое откликается на все нужды и обстоятельства человеческой жизни и является благодатью и для Бога, и для людей». Греческий подвижник Арсений Каппадокийский читая богодухновенные псалмы, прилагал их к молитвам на всякую потребу души, и этому он научил своего ученика – прп. Паисия Святогорца. Благодаря святому старцу эти молитвы и псалмы сохранились до наших дней и в прошлом году были выпущены в свет отдельной книгой Издательством Сатис. Эту книгу мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. ***
Предваряет книгу «Молитвы и псалмы на всякую потребу души» благословение митрополита Арголиды Нектария. Здесь Владыка пишет: «После многолетнего изучения русского благочестия и святых земли русской и их Богоносной жизни, которые я изучал, будучи еще студентом, искренне буду рад изданию этого молитвослова, предназначенного для наших русских братьев. Молитва должна быть первым и основным делом каждого христианина. Она невидима, но работает так эффективно, как никакое другое «оружие» во вселенной. Как говорят святые Отцы: «молись больше, чем дышишь», так как молитва и есть дыхание души. Будем помнить, что во время Второй мировой войны святой Серафим Вырицкий молился тысячу дней и ночей на камне перед иконой святого Серафима Саровского, подражая в этом своему небесному покровителю. Благодаря пламенным молитвам этого слабого и болезненного старца мощной немецкой армии не удалось захватить Ленинград».
«Этот молитвослов, - отмечает Владыка, - основан на Священном Предании святого Арсения Каппадокийского, которое сохранил и распространил святой Паисий Святогорский. Он учит нас, как правильно общаться с Богом посредством использования неисчерпаемого богодухновенного содержания Псалтири, так как это относится ко всем обстоятельствам человеческой жизни». Как следует из этого архипастырского слова, настоящий молитвослов содержит избранные псалмы и молитвы с указанием, в каких случаях и обстоятельствах их читал великий подвижник нашего времени святой Паисий Святогорец в соответствии с практикой греческого православного благочестия. Благословляя издание этого молитвослова, Владыка Нектарий желает «благословения Святой Троицы для всех христиан, кто искренне будет молиться о спасении, и помощи им, а также и всему миру».
А вот что в предисловии книги пишет ее составитель священник Дионисий Табакис: «В писаниях св. Григория Нисского о псалмах говорится: «Словно приятный спутник, пророк Давид играет с теми, кто ребячится, сражается вместе с мужчинами, наставляет молодёжь, поддерживает в старости. Он становится в мире всем. Он оружие солдат, тренер спортсменов и арена для атлетов, венец славы для победителей и радость от застолья, он же и утешение в скорби. Не существует ничего в нашей жизни, что сравнимо с этой благодатью». Из этого Божественного источника жизни, по словам отца Дионисия, исходят псалмы святого Арсения Каппадокийского (духовного отца преподобного Паисия) и, чтобы лучше услышали священника, он, кроме молитв и Благословения, использовал Псалтирь и псалмы как молитву для каждого определённого случая. Таким образом, использование благословенных псалмов для всех жизненных случаев — болезней, испытаний, проблем — святой Паисий унаследовал, как дар исцеления, от своего духовного отца и продолжил его миссию.
Преподобный Паисий говорил: «В самый трудный час, если читаешь Псалтирь, то уже чувствуешь облегчение, искупление и уверенность в том, что Бог поможет... Это есть поражающая молния для дьявола. Какое утешение, что существует Псалтирь! Эти полтора часа, пока читаю Псалтирь, я вижу, как самую действенную помощь миру. Зимой, когда я изнемогал от боли в животе, я читал Псалтирь стоя. Из глаз моих струились слёзы от мучительной боли. Одной рукой я держал больное место, а другой Псалтирь. Как огнестрельным оружием я бил дьявола. Днем я поражал его Псалтирью, а вечером молитвой. Дьявол был в ярости...» По словам отца Дионисия, святой Арсений описал в своих трудах, в каких случаях читаются определённые псалмы; и когда эти записи пришли к нему в руки, он начал читать Псалтирь, произнося молитву, соответствующую каждому псалму. Ему открылось, что, когда читаешь молитвы с Псалтирью, очень существенно помогает и сам святой Арсений.
Молитвы и псалмы, используемые святым Арсением в каждом конкретном случае, я, - говорит составитель, - применяю и в других. Всё происходящее имеет и духовную, и материальную основу. 1-ый псалом, который читает святой Арсений для плодоносных деревьев и виноградных плантаций, он начинает со слов «что посеете, пусть примется» и затем молится о каждом истоке любого начинания. Говорю: «Детки, что рождаются, пусть будут благословенны и успешны. Каждое слово, что произносится от души, и, как и всё, что имеет душу, произрастёт и даст плод». 105-ый псалом о Божественном озарении читается для слепцов, также и 122-ой псалом для слепцов читается для прозрения всего мира. Каждый последователь учения святого Арсения может найти необходимую молитву в нужный час. Таким образом, проводя параллель между современной эпохой и Псалтирью, в данной книге указаны жизненные ситуации и соответствующие псалмы для каждой из них.
Например, псалом 28 святые отцы советовали читать тем, «кто имеет страх перед морем и боится стихии». Переводя на язык современности, этот псалом полезен будет тем, кто страдает от чрезмерного напряжения современного мира и воспринимает жизнь, словно невыносимую бурю. В продолжение темы приводится псалом 68 - «Когда разливаются реки и наводнения разрушают людские дома». Этот псалом полезен для лечения от бича современного мира — алкоголизма, так как эта пагубная болезнь топит человека и всю его семью. Или псалом 115 - «Для Божественного исцеления от страшной страсти к обманчивому» - применяется в ситуации, когда человек попадает в зависимость от экрана: телевизора, компьютерных игр, интернета и т.д., ибо всё, что происходит на экране, по существу, есть мир нереальный — мир виртуальный, мир лжи.
Подобным образом, в этом молитвослове приводятся различные случаи из современной жизни и псалмы, и молитвы, соответствующие каждой отдельной проблеме. В основу этой книги положены рукописи преподобного Паисия. С каких же слов начать своё обращение к Господу, когда хотим просить Его о помощи или благодарить Его за Его бесконечную любовь и деяния? С этих слов и начинается данная книга — со слов псалма 50 «Помилуй мя, Боже...», затем читается Богородичен, после следует молитва св. Арсению и молитва святителю Тихону, Патриарху Московскому и Всея Руси, затем читается молитва по соответствующему случаю, далее следует благодарственный молебен и в конце гимн Богоматери.
Таким образом, по словам отца Дионисия, «восхваляя чудесного русского мученика, святителя Тихона, которого любит и почитает русский народ, мы вписываем в нашу книгу гимн в его честь, и теперь ярчайшие звёзды Царства Христа: святой Арсений и святой Тихон, — как братья, исполняют Божественную службу на небесном алтаре. Удваивает силу священнодействия этот дивный союз двух очень схожих характеров, их праведных жизней, которые являются чудесным событием, и так угодны нашему Всевышнему. Одновременно придя в земную жизнь, они сталкиваются со многими трудностями при аналогичных исторических условиях. Исполненные Святым духом, как отважные львы они сражаются в окружении стаи безбожных волков, с теми, кто воюет против Бога. Непоколебимые, волевые, рыцари без страха и упрёка, преданные своему делу на протяжении всей своей жизни. Поэтому, за их благочестивые жизни, Господь наградил их даром творить чудеса, которым удостаиваются земные Его слуги за их преданность и веру».
*** Как отмечает автор-составитель, «псалмы можно назвать вторым Евангелием за то, что в них наши священные церкви с особенным почитанием и трепетом воссоединяются с Православной жизнью, в конце которой отцы наши скажут, что Давид пребывал и пребывает всегда - от начала и до конца, как воспевается в молитвах на ежедневных церковных литургиях». И зная, какую пользу приносит Псалтырь и молитвы святых страждущим людям, священник Дионисий Табакис выражает истинную благодарность Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Деве Марии, за то, что с Их благословения представилась возможность создать это скромное писание, где повествуется о действиях ежедневных животворящих молитв, услаждающих нашу жизнь и жизнь всех братьев наших, что пребывают в страдании.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 5 мая. Светлое Христово Воскресение
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!