У книжной полки. 23 апреля

23 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святитель Феофан Затворник. Евангельская история.

 

Самым авторитетным источником, из которого мы знаем о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, является Священное Писание. «Слово Божие, - говорит святитель Феофан Затворник, - уподобляется зеркалу. Как, смотрясь в зеркало, всякий видит, где какое пятно или порошинка на лице или на платье, так и душа, читая слово Божие и там исчисленные заповеди рассматривая, не может не видеть, исправна ли она в тех заповедях или неисправна». Тем, кто обращался к святителю за духовной поддержкой, он советовал читать и заучивать на память слова Господа и святых апостолов, при этом сопровождать прочитанное своими размышлениями. «Ничего из заученного, – пишет епископ Феофан, – не оставляйте голым знанием, а так устройтесь, чтоб оно влияло на ваш нрав, на ваши чувства и расположения и служило руководством в вашем поведении. Этого легко достигнете, если заучиваемое будете при размышлении прилагать к себе». Немалое время сам святитель уделял размышлениям над Священным Писанием, и свидетельствуют об этом его многочисленные труды. Один из них вышел в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Евангельская история». ***

Составитель биографии святителя, архимандрит Георгий (Тертышников) говорит, что «одним из важнейших дел жизненного подвига Преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изъяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. Епископ Феофан считается одним из выдающихся экзегетов своего времени, а его истолковательные труды, по словам профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского, являются “великим подарком для Православной Церкви”. “Внимательный читатель находит в них не только все нужное для полного и ясного понимания священного текста, но вместе с тем и глубоко продуманное и прочувствованное разъяснение множества разного рода догматических, в особенности же нравственных, христианских истин, понятий, вопросов».

«Евангельская история» - один из важнейших истолковательных трудов святителя Феофана, занимающий особое место в русской духовной литературе. Полное его название – «Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых евангелистов». Это, как говорится в предисловии, - путеводитель по Святому Евангелию – главной Книге, ведущей ко спасению. Вся земная жизнь Спасителя подробно изложена автором словами святых евангелистов в хронологической последовательности. Каждый может найти здесь описание интересующего его события Евангельской истории по заглавию частей и параграфов, обозначающих их содержание. В обращении к читателям святитель объясняет правила, принятые им для установления порядка евангельских событий.

В частности святой отец пишет: «Предлагая Вашему вниманию Евангельскую историю в настоящем виде, из многого, что можно сказать по сему случаю, считаю неотложно необходимым объяснить только Вам с полною подробностию, почему для евангельских событий избран мною такой именно, а не другой порядок последования их одних за другими. Прежде всего укажу общий порядок действования Господа Спасителя. После тридцатилетней сокровенной жизни Господь являет Себя миру и в продолжение трех с половиною лет Божески действует среди людей, показывая в Себе Бога – воплощенна Божественною мудростию в учении, Божественною силою в знамениях и чудесах, Божественною премудростию, благостынею и святостию в жизни и образе действования и Божественным всеведением в ведении сердечных помышлений и будущих вещей».

Далее преосвященный автор рассматривает порядок следования событий, который читатели найдут в заключительной части книги, ну а первые три составляет непосредственно «Евангельская история». В ее основу, впервые в 19 веке были положены сами новозаветные тексты по Синодальному переводу, а не их пересказы. Сочетание этих евангельских текстов в нужном порядке, это, как отмечает сам святитель Феофан, в некотором роде «механический труд». «Не совсем механический, - тут же добавляет он, - однако ж преимущественно такой. И это самый надежный путь». «Но, - как отмечает преподаватель Сретенской духовной семинарии, иеромонах Ириней (Пиковский), - если строить синопсис на основе какой-то богословской идеи, то тогда однозначного решения не получится. Ведь, по словам святителя, «сколько умов – столько идей и теорий». Следовательно, нужны какие-то внутренние правила для упорядочивания последования евангельских событий». О них-то святитель и говорит в своем историко-богословском исследовании.

Стоит добавить, что тексты всех четырех Евангелий епископ Феофан делит на небольшие отделы. Это деление, по словам отца Иринея, – авторское, оно не соответствуют богослужебным зачалам. И в параллель этим делениям каждого из Евангелий он выстраивает обще евангельскую канву из 260 параграфов. Каждый из параграфов – это небольшой сюжет, составленный из текстов разных Евангелий. При этом присутствует заголовок параграфа и ссылки на фрагменты Евангелий, но нет никаких указаний на то как именно формировался каждый из параграфов. По содержанию видно, что это смешанный текст, составленный из лоскутков. Никаких графических знаков деления, ссылок на святоотеческую литературу нет. Поэтому в правильности соединения пазлов в единую мозаику читателю стоит полностью полагаться на интуицию Вышенского затворника».

Давайте для примера обратимся к этому сочинению святителя, к параграфу 170, где рассказывается о событии, которое празднует сегодня Святая Церковь. Это «Воскрешение Лазаря». Для своего повествования автор берет Евангелие от Иоанна, гл. 11, стихи с 17 по 46. «Господь Иисус, пришедши в Вифанию, нашел, что Лазарь уже четыре дня во гробе. Вифания была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати от него. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услышавши, что идет Господь Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Встретив Господа Иисуса, Марфа сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Господь Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Господь Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Сказавши это, Марфа пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя. Та, как скоро услышала это, поспешно встала и пошла к Нему. Господь Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Иудеи, которые были с Мариею в доме и утешали ее, видя, что она поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Господь Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам воскорбел духом, и возмутился, и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди посмотри. Господь Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

Господь же Иисус, опять скорбя внутренне, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Господь Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Господь Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? И так, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Господь же Иисус возвел очи Свои к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав сие, Он воззвал громким голосом: Лазарь! гряди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Господь Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Господь Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус».

 

*** В заключение снова приведем слова архимандрита Георгия (Тертышникова), который о творениях Святителя-затворника писал, что они «для каждого возраста духовного, для каждой степени образования есть своя духовная пища, своя наука, свое доступное учение, начиная от млека до твердой пищи, от азбуки духовной жизни до высшей мудрости духовной, доступной уже только совершенным. “Невозможно было бы передать все содержание нравоучительных писаний Преосвященного Феофана. Это может сделать только тот, кто сам прошел всю школу духовного воспитания и роста, кто пережил все сам в себе — выносил, прочувствовал, сделал родным для себя путь нравственного возрастания. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать