Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Александр 3иновий Чесноковы. Чтите отеческие предания. Преподобный Филарет игумен Глинский.
На второй день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным праздником Глинской обители, совершается память Собора Святых Преподобных отцов глинских. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «глинские подвижники поистине освещали мир светом праведности, молитвы и любви. Они несли христианскую истину во всей её чистоте, во всей неприкосновенности апостольского и святоотеческого предания всем слоям русского общества». Подвизавшись подвигом добрым, преподобные отцы глинские веру Православную сохранили, а теперь им дарован «венец правды», который дает Господь, Праведный Судия (2 Тим. 4, 7-8). Души их предстоят у Престола Божия, и они имеют высокое дерзновение молиться о своих духовных чадах и обо всех, кто молитвенно чтит их память. И, сегодня, чтобы также почтить память святых отцов, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в Издательстве Новоспасского монастыря. Она называется - «Чтите отеческие предания. Преподобный Филарет игумен Глинский»: исторический очерк». ***
Книгой «Чтите отеческие предания. Преподобный Филарет игумен Глинский» ее авторы - протоиерей Александр Чесноков и 3иновий Чесноков - открывают серию жизнеописаний святых глинских старцев, почитаемых всем Православным миром. В 2008 и 2009 годах в лике святых было прославлено 16 старцев глинских, и авторы хотели бы посвятить каждому святому отдельное издание, чтобы лучше проследить их жизнь и труды в отдельности и показать их индивидуальные особенности. А книга о преподобном Филарете (Данилевском), глинском настоятеле и великом подвижнике, в этой серии является главенствующей, потому что с его прибытием в 1817 году в Глинскую пустынь начинается её духовное возрождение, восстановление и строительство храмов и зданий. Основное внимание в книге сосредоточено на трудах, духовном подвиге игумена Филарета и возрожденной им обители.
Авторы знакомят читателя с краткой историей Православной Церкви и на её фоне с отдельными историческими фактами, связанными с Глинской пустынью, обращают внимание на основы Православной веры, которой придерживались глинские старцы и несли её в мир богоспасаемой пастве. Описание краткой истории Глинской Рождество-Богородицкой пустыни представлено с её основания до наших дней и охватывает эпоху старчествования всех глинских святых. Начиная своё существование с явления на сосне иконы Божией Матери в честь преславного Её Рождества, Глинская пустынь переживала периоды расцвета и упадка, духовного возрождения и материального благополучия при игумене Филарете (Данилевском), претерпела разрушение при богоборческой власти, была восстановлена в годы Великой Отечественной войны и продолжала свое существование до 1961 года. Новое возрождение Глинской пустыни началось в 1994 году, когда затеплились лампады и продолжился подвиг духовно-старческого делания.
По историческим сведениям, еще в начале XX века собирались материалы для прославления в лике святых некоторых глинских подвижников: игумена Филарета (Данилевского), иеросхимонаха Василия (Кишкина) и некоторых других, но кровавые революционные события 1917 года и последующие гонения на Церковь не дали состояться канонизации. По Промыслу Божию эти события оказались перенесены на целый век, а к старцам, которых собирались канонизировать тогда, были добавлены еще другие, жившие не только в XVIII и XIX столетиях, но и в XX веке и перенесшие на себе всю тяжесть богоборческой политики и тяжелых гонений. После канонизации преподобных глинских святых настоящее издание приобретает первостепенное значение как для самой Глинской пустыни в осознании её общественно-исторического значения, так и для понимания того благодатного и спасительного влияния духоносных старцев на православных людей.
Как отмечают авторы книги, в наш век религиозного маловерия и сомнений, а также многообразия христианских учений, особенно необходимо помнить жизнь, наставления и подвиги святых подвижников Православной веры. Необходимо поминать и учиться, как жить в неуклонном исполнении учения Православной Церкви, не подвергаясь влиянию различных трактовок, чуждых истинному духу Евангелия Христова. Памятование о жизни истинных старцев глинских благотворно действует на сердце и душу благочестивого христианина, нередко заставляя его сравнивать свою жизнь с их святой жизнью, отрешаться хотя бы на время от повседневной суеты и мысленно переноситься ко времени их подвигов с желанием, по возможности, подражать вере и житию их. В этом отношении жизнь 16-ти преподобных отцов глинских имеет немало поучительного, поскольку они известны по своему благочестию и богомудрому учению. В их лице сохранилось старческое преемство не только мысли, но и подвига, ведущее свое начало от первых христианских подвижников.
Авторы книги постарались как можно подробнее передать жизнь и духовный подвиг преподобного Филарета (Данилевского), который в истории русского монашества между прославленными подвижниками 19 столетия занимает особое место. Он был живым звеном, связывающим Глинскую обитель с Софрониевой пустынью и Киево-Печерской лаврой, а через них - с афонским иночеством и заветами старца Паисия Величковского. Первую иноческую школу старец Филарет прошел в двух последних обителях под руководством богомудрых отцов, в числе которых был и архимандрит Феодосий - друг и собеседник знаменитого старца Паисия. Проникнутый страхом Божиим и покорный воле руководящих, отец Филарет жил постоянным подвигом, воспитал в себе любовь к строгому благочинию и труду. Вместе с живой верой в помощь Божию он приобрел богатый опыт в духовном руководстве и управлении другими.
По свидетельству авторов, с именем преподобного Филарета связана целая эпоха в жизни обители. По единодушному желанию братии, он был назначен настоятелем Глинской пустыни, которую не только возобновил, построив множество храмов и зданий, но и возродил в ней духовную жизнь. Что же помогло отцу Филарету за сравнительно короткий срок обновить жизнь обители? Прежде всего, его собственный опыт духовной жизни. Деятельный по характеру и, вместе с тем, мягкий, открытый, доброжелательный отец Филарет старался учить не только словом, но и личным примером. Он опытно изучил силу послушания, не только по книгам знал пользу исповедания помыслов, был искренним в своем стремлении помочь всем, кто жаждал прикоснуться к началам духовной жизни здесь, на земле. Личным примером высокой подвижнической жизни, кротким словом наставления, проникнутым мудростью святых отцов, и неусыпным попечением об исполнении написанного им монашеского устава, богомудрый пастырь сумел воплотить в духовных чадах истинно-иноческие добродетели.
Такими трудами отец Филарет положил прочное начало Глинскому общежитию, повлиявшему на развитие других монастырей, которые при своем основании или возобновлении заимствовали Глинский устав. Та же ревность о Боге, то же духовное попечение о спасении братии побудили отца Филарета из строго выбранных выдержек аскетических творений святых отцов составить подробное поучение «Новопостриженному монаху», в котором объясняется важное значение обетов и духовного преуспеяния. Это поучение было представлено на рассмотрение в Святейший Синод, признано вполне полезным и «по желанию высоких особ духовных» в 1824 году отпечатано на славянском языке в Санкт-Петербургской Синодальной типографии с рассылкой по 10 экземпляров в каждый монастырь. До наших дней сохранилось всего лишь несколько экземпляров.
Это поучение не утратило важного значения как для монахов, так и для желающих благочестивой жизни мирян, поскольку в нем собрано немало полезных святоотеческих наставлений. Это побудило авторов данной книги переиздать поучение «Новопостриженному монаху» и другие труды приснопамятного старца: «К новоначальным перед постригом» и «Наставления о должности духовника, служащего в женских монастырях», а также особый Устав, составленный самим отцом Филаретом и переложенный авторами на русский язык. Все вышеуказанные сочинения были переработаны и исправлены в соответствии с современной русской орфографией, а имеющиеся жизнеописания сопоставлены и расширены за счет привлечения дополнительного архивного материала. Местами, чтобы сохранить Дух эпохи и неповторимость высказываний, некоторые фрагменты текста были оставлены в первозданном виде, но для современного русского человека это не затруднит понимания истинного положения вещей, о которых писал отец Филарет.
*** В завершении программы приведу слова глинского иеромонаха Порфирия (Левашева), который относительно святых подвижников Глинской Рождество-Богородицкой пустыни говорит следующее: «Что ни видел великого, дивного и благотворного в древних церквах мир христианский - все то повторилось в нашей Церкви. У нас есть свои Павлы Фивейские, Антонии Великие, Макарии Египетские, Сысои и Иоанникии Великие. Россия в самые решительные кризисы своей жизни видела в них своих архистратигов, своих поборников, спасителей и миротворцев. Этот род подвижников всегда был обилен многоразличными дарованиями; через них от времени до времени как бы обновляется благодатный союз с нами Иисуса Христа».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 29 апреля. Претерпевший же до конца спасется
Церковный календарь 29 апреля. Начало Страстной седмицы. Великий Понедельник. Мученицы Агапия, Ирина и Хиония
Читаем Апостол. 29 апреля 2024
День ангела. 29 апреля
Этот день в истории. 29 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!