У книжной полки. 22 сентября

22 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Александр 3иновий Чесноковы. Чтите отеческие предания. Преподобный Филарет игумен Глинский.

 

На второй день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы, который является престольным праздником Глинской обители, совершается память Собора Святых Преподобных отцов глинских. По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), «глинские подвижники поистине освещали мир светом праведно­сти, молитвы и любви. Они несли христианскую истину во всей её чистоте, во всей неприкосновенно­сти апостольского и святоотеческого предания всем слоям русского общества». Подвизавшись подвигом добрым, преподобные отцы глинские веру Православную сохранили, а теперь им дарован «венец правды», который дает Господь, Пра­ведный Судия (2 Тим. 4, 7-8). Души их предстоят у Престола Божия, и они имеют высокое дерзнове­ние молиться о своих духовных чадах и обо всех, кто молитвенно чтит их память. И, сегодня, чтобы также почтить память святых отцов, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая вышла в свет в Издательстве Новоспасского монастыря. Она называется - «Чтите отеческие предания. Преподобный Филарет игу­мен Глинский»: исторический очерк». ***

Книгой «Чтите отеческие предания. Преподобный Филарет игумен Глинский» ее авторы - протоиерей Александр Чесноков и 3иновий Чесноков - открывают серию жизнеописаний святых глинских старцев, почитаемых всем Право­славным миром. В 2008 и 2009 годах в лике святых было прославлено 16 старцев глинских, и авторы хотели бы посвятить каждому святому отдельное издание, чтобы лучше проследить их жизнь и труды в отдель­ности и показать их индивидуальные особенности. А книга о преподобном Филарете (Данилевском), глинском настоятеле и великом подвижнике, в этой серии является главенствующей, потому что с его прибытием в 1817 году в Глинскую пустынь начинается её духовное возрождение, восстанов­ление и строительство храмов и зданий. Основное внимание в книге сосредоточено на трудах, духовном подвиге игумена Филарета и возрожденной им обители.

Авторы знакомят читателя с краткой историей Православ­ной Церкви и на её фоне с отдельными историческими фактами, связанными с Глинской пустынью, обращают внимание на основы Православной веры, которой придерживались глинские старцы и несли её в мир богоспасаемой пастве. Описание краткой истории Глинской Рождество-Богородицкой пустыни представлено с её основания до наших дней и охватывает эпоху старчествования всех глинских святых. Начиная своё существование с явления на сосне иконы Божией Матери в честь преславного Её Рождества, Глинская пустынь переживала периоды расцвета и упадка, духовного возрождения и материаль­ного благополучия при игумене Филарете (Да­нилевском), претерпела разрушение при бо­гоборческой власти, была восстановлена в годы Великой Отечественной войны и продолжала свое существование до 1961 года. Новое возрождение Глинской пустыни началось в 1994 году, когда затеплились лампады и продолжился подвиг ду­ховно-старческого делания.

По историческим сведениям, еще в начале XX века собирались материалы для прославления в лике святых некоторых глинских подвижников: игумена Филарета (Данилевского), иеросхимонаха Василия (Кишкина) и некоторых других, но кровавые рево­люционные события 1917 года и последующие го­нения на Церковь не дали состояться канонизации. По Промыслу Божию эти события оказались пере­несены на целый век, а к старцам, которых собира­лись канонизировать тогда, были добавлены еще другие, жившие не только в XVIII и XIX столетиях, но и в XX веке и перенесшие на себе всю тяжесть богоборческой политики и тяжелых гонений. После канонизации преподобных глин­ских святых настоящее издание приобретает первостепенное значение как для самой Глинской пустыни в осознании её общественно-исторического значения, так и для понимания того благодатного и спасительного влияния духоносных старцев на православных людей.

Как отмечают авторы книги, в наш век религиозного маловерия и сомне­ний, а также многообразия христианских учений, особенно необходимо помнить жизнь, наставления и подвиги святых подвижников Пра­вославной веры. Необходимо поминать и учиться, как жить в неуклонном исполнении учения Православной Церкви, не подвергаясь влиянию различных трак­товок, чуждых истинному духу Евангелия Хри­стова. Памятование о жизни истинных старцев глинских благотворно действует на сердце и душу благочестивого христианина, нередко заставляя его сравнивать свою жизнь с их святой жизнью, отрешаться хотя бы на время от повседневной су­еты и мысленно переноситься ко времени их под­вигов с желани­ем, по возможно­сти, подражать вере и житию их. В этом отно­шении жизнь 16-ти преподоб­ных отцов глинских имеет немало поучительного, поскольку они известны по своему благочестию и богомудрому учению. В их лице сохрани­лось старческое преем­ство не только мысли, но и подвига, ведущее свое начало от первых христианских подвиж­ников.

Авторы книги постарались как мож­но подробнее передать жизнь и духовный под­виг преподобного Фи­ларета (Данилевско­го), который в истории русского монашества между прославленны­ми подвижниками 19 столетия занимает особое место. Он был живым звеном, связывающим Глинскую обитель с Софрониевой пустынью и Киево-Печерской лаврой, а через них - с афонским иноче­ством и заветами старца Паисия Величковского. Первую иноческую школу старец Филарет прошел в двух последних обителях под руководством богомудрых отцов, в числе которых был и архиман­дрит Феодосий - друг и собеседник знаменитого старца Паисия. Проникнутый страхом Божиим и покорный воле руководящих, отец Филарет жил постоянным подвигом, воспитал в себе любовь к строгому благочинию и труду. Вместе с живой верой в помощь Божию он приобрел богатый опыт в духовном руководстве и управлении другими.

По свидетельству авторов, с именем преподобного Филарета связана це­лая эпоха в жизни обители. По единодушному желанию братии, он был назначен настоятелем Глинской пустыни, которую не только возобно­вил, построив множество храмов и зданий, но и возродил в ней духовную жизнь. Что же помогло отцу Филарету за сравнительно короткий срок обновить жизнь обители? Прежде всего, его собственный опыт духовной жизни. Де­ятельный по характеру и, вместе с тем, мягкий, от­крытый, доброжелательный отец Филарет старал­ся учить не только словом, но и личным примером. Он опытно изучил силу послушания, не только по книгам знал пользу исповедания помыслов, был искренним в своем стремлении помочь всем, кто жаждал прикоснуться к началам духовной жизни здесь, на земле. Личным примером высокой подвижнической жизни, кротким словом на­ставления, проникнутым мудростью святых отцов, и неусыпным попечением об исполнении написан­ного им монашеского устава, богомудрый пастырь сумел воплотить в духовных чадах истинно-иноческие добродетели.

Такими трудами отец Филарет положил прочное начало Глинскому обще­житию, повлиявшему на развитие других мона­стырей, которые при своем основании или воз­обновлении заимствовали Глинский устав. Та же ревность о Боге, то же духовное попечение о спа­сении братии побудили отца Филарета из строго выбранных выдержек аскетических творений святых отцов составить подробное поучение «Новопостриженному монаху», в котором объясняется важное значение обетов и духовного преуспеяния. Это поучение было представлено на рассмотрение в Святейший Синод, признано вполне полезным и «по желанию высоких особ духовных» в 1824 году отпечатано на славянском языке в Санкт-Петер­бургской Синодальной типографии с рассылкой по 10 экземпляров в каждый монастырь. До наших дней сохранилось всего лишь несколько экземпляров.

Это поучение не утратило важного значения как для монахов, так и для желающих благочести­вой жизни мирян, поскольку в нем собрано немало полезных святоотеческих наставлений. Это побудило авторов данной книги переиздать поучение «Новопостриженному монаху» и другие труды приснопамятного старца: «К новоначальным перед постригом» и «Наставления о должности духовника, служащего в женских монастырях», а также особый Устав, составленный самим отцом Филаретом и переложенный авторами на русский язык. Все вышеуказанные сочинения были переработаны и исправлены в соответствии с современной русской орфографи­ей, а имеющиеся жизнеописания сопоставлены и расширены за счет привлечения дополнительного архивного материала. Местами, чтобы сохранить Дух эпохи и неповторимость высказываний, некоторые фрагменты текста были оставлены в первозданном виде, но для современного русского человека это не затруднит понимания истинного положения вещей, о которых писал отец Филарет.

 

*** В завершении программы приведу слова глинского иеромона­ха Порфирия (Левашева), который относительно святых подвижников Глинской Рождество-Богородицкой пустыни говорит следующее: «Что ни видел великого, дивного и благотвор­ного в древних церквах мир христианский - все то повторилось в нашей Церкви. У нас есть свои Павлы Фивейские, Антонии Великие, Макарии Египетские, Сысои и Иоанникии Великие. Россия в самые решительные кризисы своей жизни виде­ла в них своих архистратигов, своих поборников, спасителей и миротворцев. Этот род подвижни­ков всегда был обилен многоразличными дарова­ниями; через них от времени до времени как бы обновляется благодатный союз с нами Иисуса Христа». 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать