У книжной полки. 22 ноября

22 ноября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Ольга Рожнёва. Митрополит Нестор (Анисимов).

 

22 ноября 1885 года, в день празднова­ния иконы Божией Матери «Скоропослушница», в Вятке, в семье статского советника Александра Александровича Анисимова и Антонины Евлампиевны родился сын, которого в крещении назвали Николаем. Под влиянием матери, всегда бывшей для сына образцом право­славной женщины, Коля полюбил молитву и богослужение и с детства мечтал стать священником. И его мечта исполнилась. Более того, он стал великим миссионером, просветителем народов Камчатки. Об удивительном человеке и ревностном пастыре рассказывает очередная книга писательницы Ольги Рожнёвой, выпущенная в свет издательством Сретенского мона­стыря в серии «На страже веры». Она называется «Митрополит Нестор (Анисимов)».

«Куда бы судьба и события ни забрасывали меня, я всегда и везде помнил не только о своем пастырском сане, но и о великом назначении русского человека, во всех своих поступках и помыслах стремясь проявлять присущие нашей великой нации чувства сердечного, участливого отношения к людям». Так говорил митрополит Нестор (Анисимов) и эти его слова стали заветом, обращенному к каждому русскому человеку. Эта книга познакомит читателя с жизнью архипастыря, который никогда не заботился о собственном благополучии, проявляя редкост­ное самопожертвование и полагая душу свою за ближних.

Как повествует автор, будущий митрополит Нестор (в миру Николай Александрович Анисимов) на свет появился хилым, болезненным ребенком, неоднократно бывшим на грани смерти. Однажды, в критический момент, для него даже приготовили гробик, но мальчик выжил. Владыка вспоминал о своем детстве: «Мои первые воспоминания связаны с посещениями кафедрального собо­ра. Помню, меня, тогда еще совсем маленького, водили в церковь бабушка или мама. Неудивительно, что, будучи мальчиком, я часто в нашей детской комнате изображал священнослужи­телей, совершал "службы", устраивая себе подобие архиерейской мантии, митры и облачения. Меня и брата с дет­ских лет приучали молиться по утрам и на сон грядущий. Стоя в детской ком­нате на коленях перед образом, озарен­ным светом лампады, я молился вслух так: "Боженька, сделай меня архие­реем... Боженька, дай здоровье маме, папе, брату Ларичке, крестной бабуш­ке и... моей собачке Ландышке". Такова была моя наивная детская молитва».

Будучи совсем маленьким мальчиком, Коля завидовал подросткам, которые прислуживали в алтаре. Однажды во время богослужения ему удалось пробраться в алтарь. Там он завладел кадилом и с благоговением подал его священнику. Этот день он вспоминал потом как один из счастливейших дней своего детства. Однажды, - повествует автор, - бабушка повела мальчика на архиерейское богослужение в Вятский муж­ской монастырь. Какой-то неземной восторг охватил душу ребенка, когда он вместе с бабушкой в конце литургии подошел к благословляющему архиерею поцеловать крест. Указывая на мальчика, владыка Варсонофий (Курганов) предрек: «Он будет архи­ереем!» Уже став епископом, владыка Нестор сказал как-то: «В раннем детстве я мо­лил Бога сделать меня архиереем, ибо тогда по-детски прельщался я внеш­ним блеском и красотой епископско­го служения. Но когда Господь испол­нил мою детскую молитву, я осознал тяжесть архиерейского омофора и вот уже сорок пять лет сгибаюсь под этим бременем».

Николай окончил Казанское реальное училище и поступил на калмыцко-монгольское отделение миссионерских кур­сов при Казанской духовной академии. Духовным попечителем этих курсов был духовный отец юноши архиманд­рит Андрей (Ухтомский). В 1905 году он поступил в число братии Казанско­го мужского Спасского монастыря. Между тем Господь готовил для будущего пастыря ниву, над которой ему предстояло по­трудиться. И поле его деятельности — далекая Камчатка. Нужно заметить, что над созданием Камчатской миссии трудился еще в XIX веке архиепископ Иннокентий (Вениаминов), просвети­тель Камчатки, Алеутских островов и Северной Америки, ныне прославлен­ный в лике святых. Он же начал устра­ивать в Петропавловске семинарию. Но семинария была переведена на Аляс­ку, а в 1861 году закрыта и миссия.

Православие на Камчатке стало воз­рождаться, когда на Камчатско-Благовещенскую кафедру был наз­начен епископ Евсевий (Никольский), которому прежде всего не хватало помощников, и вла­дыка обратился с просьбой прислать на Камчатку миссионера. Его письмо пришло в Казанский Спасо-Преображенский монастырь к архимандриту Андрею (Ухтомскому). В 1907 году Николай как раз окончил курсы по калмыцко-монгольским языкам, и отец Андрей предложил ему готовиться к миссионерскому служе­нию. Молодой человек, никогда ра­нее и не помышлявший о столь дале­ком странствии, впал в недоумение и растерянность. Ему никогда не приходило в голову, что нужно одному поехать на край света, чем представлялась ему, да и в реальности была в то время Камчатка. Он вспоминал: «С каким-то огорчением я замкнулся в самом себе, не допуская даже мысли о возможности отъезда».

В таком состоянии Николай с мамой вместе пришли в храм на всенощную в субботу перед Неделей Торжества Православия. После службы священ­ник начал проповедь о значении мис­сионерства, о миссии на Камчатке. Свою проповедь он закончил словами: «Помолимся же, братие и сестры, Богу, чтобы Он послал на эту ниву делате­лей, ибо там жатвы много, а делателей нет». Николай и его мать поняли, что Господь зовет его на Камчатку. Начались сборы, Николай написал от­цу Иоанну Кронштадтскому письмо с просьбой благословить его на мис­сионерскую деятельность. Вскоре при­шел ответ. На своей фотографии отец Иоанн написал: «Раба Божия Николая Анисимова благословляю на великий подвиг миссионерства, если он находит себя способным и чувствует в себе призвание к нему. Да явится в нем благодать Божия, немощныя врачующая. Целую его братски. Протоиерей Иоанн Сергиев. 18 марта 1907 года».

В 1907 году послушник Николай принял постриг с именем Нестор, был рукоположен во диакона и через несколько дней — в иерея. В мае того же года молодой и ревностный пастырь начал собираться в долгий путь на Камчатку. Отец Нестор так писал о коренных народах Камчатки: «Отрадным явлением среди убогого, дикого бытия этих забытых всеми людей было отсутствие всякой ругани и сквернословия. Камчатские народности не знали никакой брани, воровства и обмана. Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди. Среди них я чувствовал себя без малейшего напряжения, спокойно и радостно, словно жил там постоянно». Отец Нестор полюбил народ Камчатки и стал относиться к коренным жителям этого края как к собственным детям.

Отец Нестор добросовестно, часто с рис­ком для жизни, исполнял свой пастыр­ский долг — проповедовал слово Божие и обращал в веру Христову тысячи язычников. Он изучил эвенкийский, тунгусский и корякский языки и перевел на них Божественную литургию, а также частично Евангелие. Составил корякский словарь, на тунгусский язык перевел избранные молитвы и заповеди блаженства. А главное, ему удалось завое­вать сердца местных жителей. Труды ревностного пастыря можно было воистину назвать апостольскими. Ему приходилось постоянно разъезжать на оленьих и собачьих упряжках по обширной, совершенно дикой территории, рискуя жизнью, попадая в многодневные снежные бураны, терпя холод и голод, совершая богослужения даже во время землетрясений. Местные жители прозвали его «Майгу-поп Нестор» (большой батюшка Нестор) и под этим именем он стал известен всему Камчатскому краю.

Во время Первой Мировой войны отец Нестор добровольно, по благословению своего епархиального архиерея, организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь раненым воинам под огнем врага» и в течение двух лет руководил им на передовых позициях. Одновременно он стал и военным священником в лейб-гвардии Драгунском кавалерийском полку. В октябре 1916 года – уже в сане архимандрита - возвратился на Дальний Восток. Здесь он был хиротонисан во епископы и назначен первым правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии с пребыванием в городе Петропавловске. Сам Владыка вспоминал об этом так: «Архиепископ Евсевий усадил меня за пись­менный стол и велел составить доклад о моей пастырско-миссионерской де­ятельности. Это, по его словам, было необходимо для разрешения вопроса о создании на Камчатке епископской кафедры. И тут же сказал: "Кандидат на эту кафедру один — архимандрит Нестор. Ибо Нестор — это Камчатка, а Камчатка — это Нестор"».

 

 

*** Митрополит Нестор (Анисимов) отошел ко Господу 4 ноября 1962 года, в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Таким образом, день кончины Владыки, как и многое в его жизни, был глубоко знаменательным. В Казани будущий апостол Камчатки принял иноческий постриг. В Казани учился. В Казани получил благословение отца Иоанна Кронштадт­ского на свое миссионерское служение. Духовник будущего владыки ар­химандрит Андрей благословил его в путь на Камчатку Казанской иконой Богоматери с ликами двух Несторов: святого мученика Нестора Солунского и святого Несто­ра Летописца... И митрополит Нестор действительно прожил скорбную, му­ченическую жизнь исповедника и на­писал чудесные книги-летописи, уподо­бляясь своим небесным покровителям. Обо всем этом и рассказывает Ольга Рожнева на страницах данной книги. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать