У книжной полки. 22 февраля

22 февраля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Прп. Петр Дамаскин. Краткое изложение священного трезвения.

 

Книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, называют «сокровищницей видений, собранием духовных дарований... вместилищем Божественного познания и премудрости... кратким изложением священного трезвения», собственно говоря, «Малым Добротолюбием». Ее автором является преподобный Петр Дамаскин, «писатель», который, по словам архимандрита Ювеналия (Половцева), на собственном опыте ясно познал «истины внутренней жизни», уразумел «множество тонких сетей, окружающих внутреннюю и внешнюю деятельность христианина-подвижника... и потому неложно» указывал «путь другим, желающим подвизаться». Творения прп. Петра Дамаскина, а именно книга «Краткое изложение священного трезвения», которая вышла в свет в Издательстве Правило веры, и заняла сегодня свое место на нашей книжной полке. ***

В предисловии к творению святого Петра Дамаскина, изданному в 1782 году в Венеции на греческом языке вместе с другими писаниями свя­тых отцов и составившему большую книгу по названием Филокалия, жизнь преподобного писателя отнесена к VIII веку. А сам он называется священномучеником и епископом Дамасским. В греческом же Синаксарнике, изданном в прошедшем столетии известным своими учеными трудами Святогорцем Никодимом, последний говорит, что было два священномученика Петра Да­масских. Первый — упоминаемый в предисловии Филокалия, и другой, скончав­шийся от меча. Некоторые, продолжает Никодим, приписывают сочинение книги о духовной жизни первому, а другие противоречат этому, на основании того, что писатель ее упоминает о Симеоне Метафрасте, жившем в X столетии, и полагают, что книгу о духовной жизни сочинил второй, священномученик Петр, живший позднее.

Однако в предисловии подлинника мы находим следующие сведения о жизни преподобного Петра. Будучи епис­копом Дамаска, он жил в царствование Константина Копронима в 775 году. Проходя сначала уединенную и отшельническую жизнь, святой Петр был так нестяжателен, что не имел даже и книги, собственно ему принадлежавшей, как сам он о себе свидетельствует. Но, получая от других книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, великих учителей Церкви и вообще всяких других подвижных и богоносных отцов, был очень трудолюбив. И, поучаясь в законе Господни день и нощь и напояемый отсюда животочными струями, оказался поистине, со­гласно слову Псалмопевца, древом высоким и небесным, насажденным при самых исходищах Духа. Многие и великие плоды принес он в жизни своими подвижническими трудами, но еще боль­шие и величайшие при смерти получением венца мученического.

Как отмечает архимандрит Ювеналий в предисловии к изданию 1782 года, «в подобном сочинении, конечно, важно не время жизни писателя и не иерархическая степень, кото­рую он занимал, а нравственная польза, доставляемая его творением. В этом великом достоинстве нельзя отказать книге святого Петра. Первая часть ее составляет одно непрерывное сказание или «напоминание душе своей». Об этом в первой главе сам святой пишет: «Многих и великих даров сподобившись от Бога, по благодати, и не сделав ничего доброго, я, бедный, убоялся, чтобы по лености и праздности не пришли для меня в забвение такие дары и столькие благодеяния Божии и мои прегрешения, и не оказался я неблагоразумным и неблагодарным к Благодетелю. Потому и написал это «напоминание» в обличение бедной души моей, и поместил в нем по именам все те творения, жизнеописания и слова святых отцов, которые я прочитал с тем, чтобы это служило мне хотя отчасти воспоминанием их слов».

По словам прп. Петра, «Бог просвещает всех познанием, как лучами, а после знания даровал и веру». … Далее, как отмечает святой отец, человек «чрез веру получает истинное познание, делами сохраняет памятование, и Бог дарует ему большее усердие, знание и силу. Из естественного познания рождается усердие в произволяющем иметь оное, от усердия же сила делать (доброе), и деланием сохраняется памятование. От памятования бывает большее делание, и ради сего даруется большее знание, а от этого знания, называемого мудростью, рождается воздержание страстей и терпение скорбей. От них происходят труды о Боге и познание даров Божиих и своих согрешений, от которых – благоразумие, чрез него – страх Божий».

«От страха Божия, - продолжает автор, – хранение заповедей, то есть плач, кротость, смиренномудрие, от которых рождается рассуждение (рассудительность). А от рассуждения прозрение, то есть (дарование) предвидеть будущие согрешения и отсекать их прежде времени вследствие опытности и воспоминания, ради чистоты ума, о прежде сделанном, в настоящее время совершаемом и бывающем по забвению. От сих (добродетелей) надежда, от нее – беспристрастие и совершенная любовь. Такой (человек) ничего уже тогда не желает, кроме воли Божией, но и самую временную жизнь эту оставляет с радостью, ради любви к Богу и ближнему, премудростью, и вселением Святого Духа, и сыноположением, для того, чтобы быть распятым, погребенным, и воскреснуть, и вознестись духовно со Христом подражанием Ему, то есть пребыванию Его в мире. И просто: делается сыном Божиим по благодати и получает залог тамошнего блаженства, как говорит Богослов в слове о восьми помыслах: делается бесстрастен, праведен, благ и премудр, имея Бога в себе, как сказал Сам Христос, чрез соблюдение Его святых заповедей (Ин. 14:21)».

Из этих и других слов, которые заключены на страницах данной книги, а также из естества вещей , по словам автора, мы видим, что "всякому человеку, если он захочет спастись, ничто не может воспрепятствовать: ни время, ни место, ни начинание. Только чтобы он поступал, как дело требует, как должно с рассуждением, направляя всякую мысль к намерению Божию. Ибо не то, собственно, нужно, что делается, а для чего делается". Как утверждает прп. Петр, «места и занятия различны». И потому, повторяет святой отец, каждый должен приобрести рассуждение, или даруемое от Бога чрез смиренномудрие, или чрез вопрошение имеющих дарование рассуждения. Ибо совершаемое нами без рассуждения не есть добро, хотя мы по неведению и почитаем его за добро. Чрез рассуждение же человек познает свою силу и предприятие, к которому он хочет приступить, и таким образом начинает делом благоугождать Богу».

Во второй части данного издания содержится вторая книга прп. Петра, заключающая в себе 24 кратких слова, полных духовного видения. И в первом из них говорится «о духовной мудрости». Как отмечает автор, «Начало всех письмен, на каждом языке, составляет «альфа», хотя некоторые сего и не знают. И начало всех добродетелей есть духовная мудрость, хотя она же составляет и конец их: ибо если она не приблизится к уму, то человек не может сделать ничего доброго, никогда не слышав о нем, а если услышит сколько-нибудь – это самое и есть уже мудрость. Но как азбука есть предмет обучения детей, без которого, однако, нельзя приобрести мудрости и обучиться последующим учениям, так и начало видения, хотя и весьма мало, но без него никак нельзя приобрести добродетели.

Потому, признается смиренный автор, и боюсь я писать что-либо о мудрости, будучи вовсе немудр; ибо четыре, как полагаю, различные вещи приводят ум в состояние говорить: или сверхъестественная благодать свыше и блаженство, или чистота, происходящая от подвигов по Богу и могущая привести душу в первоначальную красоту ее, или усвоение земной учености, приобретаемое чрез обучение человеческое и старание о внешней мудрости, или, опять, проклятое и сатанинское обольщение, происходящее от гордости и лукавства демонского и составляющее извращение естества. А я, не причастный ничему сказанному, как могу писать? – недоумею; разве только вера ваша, понуждающая меня к сему по Богу, привлечет благодать к перу». Несмотря на эти смиренные слова, мы видим перед собой труд, исполненный духовной мудрости, с которым читатели смогут познакомиться, открыв эту книгу.

 

*** По словам издателей этой книги, святой Петр Дамаскин, (а память его совершается 22 февраля), оставил, как отеческое и неотъемлемое наследство, эту поистине превосходную и преисполненную добра книгу, тщательно и с неизъяснимою благодатью им трудолюбиво сочинен­ную. В ней представлено общее и душеспасительное восхваление всех добродетелей, сокровищница видений, со­брание духовных дарований, высоту Божест­венных блаженств, жертвенник телесных дея­ний, тончайший разбор страстей, рог изобилия подвижнической жизни, вместилище Божествен­ного познания и премудрости и, чтобы сказать вкратце: краткое изложение священного трезвения.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать