Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Юрий Шурупов. Белые ризы.
8 апреля (по старому стилю) 1910 года, во время Всенощного бдения великая княгиня Елизавета Фёдоровна и семнадцать сестёр обители дали обет посвятить себя служению Богу и ближним. Каждой из них епископ Трифон (Туркестанов) вручил чётки с наказом непрестанно творить Иисусову молитву во спасение душ и благословил носить специально пошитую для них одежду крестовых сестёр милосердия Марфо-Мариинской обители. «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей вашей благотворительной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его», — сердечно напутствовал вновь посвященных крестовых сестёр владыка Трифон. Белый цвет одежды, которую приняли Великая княгиня и все сестры, исстари почитался верующими как цвет божественный. В белые ризы нетления облекались праведники. «Белые ризы» - так называется книга Юрия Шурупова, посвященная святой преподобномученице Елизавете Федоровне. Она вышла в свет в Издательстве Смирение и находится сегодня на нашей книжной полке. ***
Эта книга написана к 150-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны и рассказывает о том периоде ее жизни, когда пережив гибель мужа, она решает полностью посвятить себя служению Богу и ближним. Нелегкий путь от славы царственной к славе небесной пришлось одолеть святой Елизавете Федоровне. Неотразимая великосветская красавица и - смиренная настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, уничижаемая богоборцами представительница Августейшего семейства Романовых и — прославленная в лике святых преподобномученица Елисавета. Такова жизненная метаморфоза этого удивительного человека, без остатка отдавшего себя служению Богу, Отечеству и людям.
В первой части книги, которая называется «От судьбы не уйдешь», рассказывается о мученической смерти великого князя Сергея Александровича, о той душевной муке, которую пережила великая княгиня в последующие за этим страшным событием дни. Здесь же автор повествует о том, как зародилось в сердце Елизаветы Федоровны ее богоугодное намерение – создать в Москве Обитель Милосердия. Вот что он об этом пишет: «Идея создания обители милосердия возникла у Елизаветы Фёдоровны не на пустом месте. Принцесса Элла с раннего детства видела, насколько ее мать внимательна к судьбам обездоленных и больных людей. Благотворительность в их семье была давней, незыблемой традицией, не имеющей никакого отношения к новомодным веяниям в просвещённой Европе. Милосердие было образом жизни герцогини Алисы. Каждую субботу она водила дочерей в больницы и приюты, наполняя их сердца добротой и состраданием. Это она организовала в Дармштадте Женский комитет Красного Креста, а когда началась война между Пруссией и Австрией, распорядилась отдать под госпиталь свой дом».
Во второй части, которая называется «С любовью к Богу людям», автор более подробно описывает труды святой Елизаветы, которые понесла она при создании Обители Милосердия. Одним из первых немаловажных дел стало приобретение в мае 1907 года усадьбы, жилые строения которой надо было реконструировать и капитально отремонтировать, а затем приспособить под разного рода помещения: больницу с операционной, перевязочной, ванной, с комнатами для послеоперационной реабилитации больных, общежитие для крестовых сестёр, библиотеку и классы для дневных занятий девочек из приюта и другие. Затем, как повествует автор, «много времени потребовалось на составление Устава обители. Этому основополагающему документу Елизавета Фёдоровна уделяла особое внимание.
С названием обители она определилась сразу - во имя святых жён-мироносиц Марфы и Марии. По её мнению, будущие крестовые сестры должны были сочетать подвиг молитвы Марии с подвигом служения ближним Марфы, а сама община предназначалась быть подобием дома Лазаря, в котором часто бывал Христос. Быть может, в образе усопшего Лазаря Елизавете Фёдоровне виделся духовно гибнущий народ России, и она возлагала надежду на то, что по молитвам сестёр Марфо-Мариинской обители Господь воскресит его. Название общины было принято, а вот некоторые положения её Устава потребовали немалых хлопот. Первоначально Великая княгиня в создаваемой ею обители хотела частично возродить древний институт диаконис, существовавший в первые века христианства. Диаконисами в те времена могли быть вдовы или немолодые девы. В главные их обязанности входило наблюдение за женщинами, вступающими в Церковь, обучение их основам веры, помощь при совершении Таинства Крещения, а также забота о бедных и больных. Во время гонений на христианство диаконисы служили мученикам и мученицам в темницах.
Эту идею поддержал митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский). Однако некоторые другие иерархи выступили категорически против начинаний Елизаветы Фёдоровны. Большую помощь Елизавете Фёдоровне в этот непростой период оказал настоятель полкового Покровского храма в городе Орле протоиерей Митрофан Сребрянский», который впоследствии стал духовником обители. Он то и помог великой княгине донести до Святейшего Синода смысл ее начинания, составив следующий документ - «Пояснительное слово об открываемой Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия». Этот небольшой по объёму и глубокий по содержанию документ раскрывал суть предпринимаемого Елизаветой Фёдоровной шага: «...Причину ненормальности и страданий жизни христианство видит в уклонении от Божественной нормы, закона, в грехе. Посему, вступая в борьбу со злом и страданиями, христианство имеет в виду не только физические страдания, не только оказывает милосердие материальной нужде человека: даёт голодному хлеб, холодному - кров и одежду, больному - медицинскую помощь, но не менее и даже более стремится оказать милосердие душе человека, призывая его к нравственному преображению, обновлению по примеру и при помощи Христа.
Религия приглашает человека вспомнить, что он сын Вечного Бога, сын Вечности, располагает его подняться над землёй, возненавидеть грех и жить не узкими, только чисто земными интересами, а приготовлять духовно-телесное существо своё стать способным жить Вечной жизнью в самом близком общении с Богом. Эту работу милосердия с древних времён при помощи Духа Святаго делала вся Церковь Христова всем своим составом и строем. Однако с древних же времён христианства на почве служения Богу, ближним и своему спасению стали выделяться люди, которые в пламенной решимости послужить только Христу и Его делу добровольно выделялись из среды прочих верных братии своих и, давши обет самоотверженного служения Богу, шли на борьбу со злом и страданиями в себе и других для приобретения блаженной Вечности. Эти люди исстари же делились на два вида, шли ко Господу двумя путями: монашеским и диаконским или диаконисским. Оба эти пути, в сущности, имеют один корень и выросли на одной почве. Как монахиня, так и диакониса несомненно и нерушимо веровали в Бога во Святой Троице и Христа Богочеловека, Искупителя мира; имели непреклонную решимость самоотвержению работать во славу Бога, благо ближних и спасение для Вечности...»
Ознакомившись с запиской отца Митрофана, иерархи, бывшие против Елизаветы Фёдоровны, принесли ей свои извинения, хотя и остались при своём мнении о нецелесообразности введения в России института диаконис. Но Елизавета Фёдоровна и не стремилась к этому в чисто церковном понимании формы диаконисского служения. Она опиралась лишь на традицию диаконис в одеянии, традицию необязательности принятия монашеского пострига, традицию бескорыстной помощи больным и бедным. Марфо-Мариинская обитель по замыслу Великой княгини должна была отличаться от обычных общин сестёр милосердия и при этом, безусловно, быть принятой Русской Церковью. Особенностью служения здесь предполагалось соединение мирского и монашеского начал». В ноябре 1908 года Священный Синод утвердил постоянный Устав Марфо-Мариинской обители. Вскоре желающих служить Богу и людям в Марфо-Мариинской обители набралось уже семнадцать человек. Наиболее близкими для Великой княгини были награждённая медалью Красного Креста Варвара Яковлева и Валентина Гордеева — давняя подруга и будущая преемница Елизаветы Фёдоровны на посту настоятельницы обители.
10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна окончательно и без сожаления оставила свой Малый Николаевский дворец в Кремле и поселилась в приготовленном для неё доме. Великая княгиня сняла траурное платье, облачилась в белое одеяние, накрыла голову апостольником. «Я оставляю блестящий мир, где занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих, - спокойно и торжественно объявила она собравшимся вокруг сестрам милосердия. — Не все ещё верят, что я добровольно решилась на этот шаг. Многие думают, что я взяла неподъёмный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне даёт Господь, — идти этим путём, но я буду стараться, и Он, который есть одна Любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему... В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим. Мы вместе будем служить Богу, а в Нём — людям». 9 апреля 1910 года Великая княгиня дала обет управлять обителью милосердия в духе Православной Церкви до конца дней своей жизни. Митрополит Владимир (Богоявленский) снял с Великой княгини крест и покрывало милосердной сестры, прочитал особую молитву и, возложив на неё настоятельский крест и покрывало, провозгласил: «Аксиа!»
*** Эту книгу продолжают еще три части, которые рассказывают о жизни преподобномученицы Елизаветы после основания Обители милосердия до ее мученической кончины. О кровавых злодеяниях богоборцев-большевиков сегодня известно многое. Сломана печать секретности на истории чудовищного по своей жестокости умертвления последнего Российского Императора Николая 2 и его семьи. Но далеко не все знают суровые подробности мученической кончины родственников царя-страстотерпца, в том числе Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и пребывавших вместе с нею в алапаевском заточении других без вины виноватых патриотов России. Сегодня, по слову Митрополита Калужского и Боровского Климента, Русская Церковь старается сделать широко известным подвиг новомучеников Церкви Русской. Новое произведение Юрия Шурупова «Белые ризы» является попыткой внести свою лепту в это святое дело.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!