У книжной полки. 22 апреля

22 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Юрий Шурупов. Белые ризы.

 

8 апреля (по старому стилю) 1910 года, во время Всенощного бдения великая княгиня Елизавета Фёдоровна и семнадцать сестёр обители дали обет посвятить себя служению Богу и ближним. Каждой из них епископ Трифон (Туркестанов) вручил чётки с наказом непрестанно творить Иисусову молитву во спасение душ и благословил носить специально пошитую для них одежду крестовых сестёр милосердия Марфо-Мариинской обители. «Эта одежда скроет вас от мира, и мир будет скрыт от вас, но она в то же время будет свидетельницей ва­шей благотворительной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его», — сердечно напутствовал вновь посвященных крестовых сестёр владыка Трифон. Белый цвет одежды, которую приняли Великая княгиня и все сестры, исстари почитался верующими как цвет божественный. В белые ризы нетления облекались праведники. «Белые ризы» - так называется книга Юрия Шурупова, посвященная святой преподобномученице Елизавете Федоровне. Она вышла в свет в Издательстве Смирение и находится сегодня на нашей книжной полке. ***

Эта книга написана к 150-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны и рассказывает о том периоде ее жизни, когда пережив гибель мужа, она решает полностью посвятить себя служению Богу и ближним. Нелегкий путь от славы царственной к славе небесной пришлось одолеть святой Елизавете Федоровне. Неотразимая великосветская красавица и - смиренная настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия, уничижаемая богоборцами представительница Августейшего семейства Романовых и — прославленная в лике святых преподобномученица Елисавета. Такова жизненная метаморфоза этого удивительного человека, без остатка отдавшего себя служению Богу, Отечеству и людям.

В первой части книги, которая называется «От судьбы не уйдешь», рассказывается о мученической смерти великого князя Сергея Александровича, о той душевной муке, которую пережила великая княгиня в последующие за этим страшным событием дни. Здесь же автор повествует о том, как зародилось в сердце Елизаветы Федоровны ее богоугодное намерение – создать в Москве Обитель Милосердия. Вот что он об этом пишет: «Идея создания обители милосердия возникла у Елизаветы Фёдоровны не на пустом месте. Принцесса Элла с раннего детства видела, насколько ее мать внимательна к судьбам обездоленных и больных людей. Благо­творительность в их семье была давней, незыблемой традицией, не имеющей никакого отношения к ново­модным веяниям в просвещённой Европе. Милосердие было образом жизни герцогини Алисы. Каждую субботу она водила дочерей в боль­ницы и приюты, наполняя их сердца добротой и состраданием. Это она организовала в Дармштадте Женский комитет Красного Креста, а когда началась война между Пруссией и Австрией, распорядилась отдать под го­спиталь свой дом».

Во второй части, которая называется «С любовью к Богу людям», автор более подробно описывает труды святой Елизаветы, которые понесла она при создании Обители Милосердия. Одним из первых немаловажных дел стало приобретение в мае 1907 года усадьбы, жилые строения которой надо было реконструировать и капитально отремонтировать, а затем приспособить под разного рода помещения: больницу с операционной, перевязочной, ванной, с комнатами для послеоперационной реабилитации больных, общежитие для крестовых сестёр, библиотеку и классы для дневных занятий девочек из приюта и другие. Затем, как повествует автор, «много времени потребовалось на составление Устава обители. Этому основополагающему документу Елизавета Фёдоровна уделяла особое внимание.

С названием обители она определилась сразу - во имя святых жён-мироносиц Марфы и Марии. По её мнению, будущие крестовые сестры должны были сочетать подвиг молитвы Марии с подвигом служения ближним Марфы, а сама община предназначалась быть подобием дома Лазаря, в котором часто бывал Христос. Быть может, в образе усопшего Лазаря Елизавете Фёдоровне виделся духовно гибнущий народ России, и она возлагала надежду на то, что по молитвам сестёр Марфо-Мариинской обители Господь воскресит его. Название общины было принято, а вот некоторые положения её Устава потребовали немалых хлопот. Первоначально Великая княгиня в создаваемой ею обители хотела частично возродить древний институт диаконис, существовавший в первые века христианства. Диаконисами в те времена могли быть вдовы или немолодые девы. В главные их обязанности входило наблюдение за женщинами, вступающими в Церковь, обучение их основам веры, помощь при совершении Таинства Крещения, а также забота о бедных и больных. Во время гонений на христианство диаконисы служили мученикам и мученицам в темницах.

Эту идею поддержал митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский). Однако некоторые другие иерархи выступили категорически против начинаний Елизаветы Фёдоровны. Большую помощь Елизавете Фёдоровне в этот непростой период оказал настоятель полкового Покровского храма в городе Орле протоиерей Митрофан Сребрянский», который впоследствии стал духовником обители. Он то и помог великой княгине донести до Святейшего Синода смысл ее начинания, составив следующий документ - «Пояснительное слово об открываемой Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия». Этот небольшой по объёму и глубокий по содержанию документ раскрывал суть предпринимаемого Елизаветой Фёдоровной шага: «...Причину ненормальности и страданий жизни христианство видит в уклонении от Божественной нормы, закона, в грехе. Посему, вступая в борьбу со злом и страданиями, христианство имеет в виду не только физические страдания, не только оказывает милосердие материальной нужде человека: даёт голодному хлеб, холодному - кров и одежду, больному - медицинскую помощь, но не менее и даже более стремится оказать милосердие душе человека, призывая его к нравственному преображению, обновлению по примеру и при помощи Христа.

Религия приглашает человека вспомнить, что он сын Вечного Бога, сын Вечности, располагает его подняться над землёй, возненавидеть грех и жить не узкими, только чисто земными интересами, а приготовлять духовно-телесное существо своё стать способным жить Вечной жизнью в самом близком общении с Богом. Эту работу милосердия с древних времён при помощи Духа Святаго делала вся Церковь Христова всем своим составом и строем. Однако с древних же времён христианства на почве служения Богу, ближним и своему спасению стали выделяться люди, которые в пламенной решимости послужить только Христу и Его делу добровольно выделялись из среды прочих верных братии своих и, давши обет самоотверженного служения Богу, шли на борьбу со злом и страданиями в себе и других для приобрете­ния блаженной Вечности. Эти люди исстари же делились на два вида, шли ко Господу двумя путями: монашеским и диаконским или диаконисским. Оба эти пути, в сущности, имеют один корень и выросли на одной почве. Как монахиня, так и диакониса несомненно и не­рушимо веровали в Бога во Святой Троице и Христа Богочеловека, Искупителя мира; имели непреклонную решимость самоотвержению работать во славу Бога, благо ближних и спасение для Вечности...»

Ознакомившись с запиской отца Митрофана, иерархи, бывшие против Елизаветы Фёдоровны, принесли ей свои извинения, хотя и остались при своём мнении о нецелесообразности введения в России института диаконис. Но Елизавета Фёдоровна и не стремилась к этому в чисто церковном понимании формы диаконисского служения. Она опиралась лишь на традицию диаконис в одеянии, традицию необязательности принятия мо­нашеского пострига, традицию бескорыстной помощи больным и бедным. Марфо-Мариинская обитель по замыслу Великой княгини должна была отличаться от обычных общин сестёр милосердия и при этом, безусловно, быть принятой Русской Церковью. Особенностью служения здесь предполагалось соединение мирского и монашеского начал». В ноябре 1908 года Священный Синод утвердил постоянный Устав Марфо-Мариинской обители. Вскоре желающих служить Богу и людям в Марфо-Мариинской обители набралось уже семнадцать человек. Наиболее близкими для Великой княгини были награж­дённая медалью Красного Креста Варвара Яковлева и Ва­лентина Гордеева — давняя подруга и будущая преемница Елизаветы Фёдоровны на посту настоятельницы обители.

10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна окончательно и без сожаления оставила свой Малый Николаевский дворец в Кремле и посели­лась в приготовленном для неё доме. Великая княгиня сняла траурное платье, облачилась в белое одеяние, на­крыла голову апостольником. «Я оставляю блестящий мир, где занимала бле­стящее положение, но вместе со всеми вами я вос­хожу в более великий мир — в мир бедных и стра­дающих, - спокойно и торжественно объявила она собравшимся вокруг сестрам милосердия. — Не все ещё верят, что я добровольно решилась на этот шаг. Многие думают, что я взяла неподъёмный крест и либо пожалею об этом и сброшу его, либо рухну под его тяжестью. Конечно же, я недостойна той безмерной радости, какую мне даёт Господь, — идти этим путём, но я буду стараться, и Он, который есть одна Любовь, простит мои ошибки, ведь Он видит, как я хочу служить Ему... В моей жизни было столь­ко радости, в скорби — столько безграничного утеше­ния, что я жажду хоть частицу этого отдать другим. Мы вместе будем служить Богу, а в Нём — людям». 9 апреля 1910 года Великая княгиня дала обет управлять обителью милосердия в духе Православной Церкви до конца дней своей жизни. Митрополит Владимир (Богоявленский) снял с Великой княгини крест и покрывало милосердной сестры, прочитал особую молитву и, возложив на неё настоятельский крест и покрывало, провозгласил: «Аксиа!»

 

*** Эту книгу продолжают еще три части, которые рассказывают о жизни преподобномученицы Елизаветы после основания Обители милосердия до ее мученической кончины. О кровавых злодеяниях богоборцев-большевиков сегодня известно многое. Сломана печать секретности на истории чудовищного по своей жестокости умертвления последнего Российского Императора Николая 2 и его семьи. Но далеко не все знают суровые подробности мученической кончины родственников царя-страстотерпца, в том числе Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, и пребывавших вместе с нею в алапаевском заточении других без вины виноватых патриотов России. Сегодня, по слову Митрополита Калужского и Боровского Климента, Русская Церковь старается сделать широко известным подвиг новомучеников Церкви Русской. Новое произведение Юрия Шурупова «Белые ризы» является попыткой внести свою лепту в это святое дело.

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать