У книжной полки. 21 сентября

21 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Земная жизнь Пресвятой Богородицы.

 

« Ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный » (Лк. 1:48-49), - отвечала Пресвятая Богородица на приветствие праведной Елисаветы. Длинный ряд веков, протёкших с того времени, служит подтверждением непреложности изреченных слов. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предъизбрание Её для великой тайны воплощения Сына Божьего, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божьему о спасении людей, предстательство пред престолом Господа обо всём мире и непрерывные благодеяния требующим Её помощи: вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим. О земной жизни Пресвятой Богородицы рассказывает книга с одноименным названием, вышедшая в свет в Издательстве Борисова. ***

Книга «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» печатается по изданию Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря 1904 года. Его полное название звучит так: «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковного предания». Эта удивительная книга, написанная в русском монастыре на святом Афоне, наполнена огромной любовью, глубоким знанием и пониманием сущего. Книга о земной жизни и Успении общей Матери всех христиан, о нашей усердной предстательнице и заступнице пред престолом Божиим, Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим. Издание дополнено молитвами ко Пресвятой Богородице в скорбях и болезнях, материнскими и другими.

Как говорится в первой главе, а она называется « Пророчества о Пресвятой Богородице в Ветхом Завете», - «первое слово о Пресвятой Деве произнесено ещё в раю. Оно сказано Самим Богом в обетовании об Искупителе павших прародителей наших. Это обетование, называемое у изъяснителей Святого Писания «первоевангелием», находится в словах Божьих, обращённых к змию — обольстителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». (Быт. 3: 15). Кроме того, по словам автора, «в пророческих речениях Ветхого Завета даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Её от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление,— всё это написано у святых Пророков чертами, вразумительными для душ верующих». Краткий обзор этих пророчеств и представлен в первой главе.

Следующая глава – «Прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете». Как отмечает автор, «святой Апостол Павел, определяя значение Ветхого Завета, истории его лиц и обрядов, говорит, что всё это служило «тенью» или предызображением новозаветных лиц и событий. Значение предызображений (прообразований) признавал Сам Господь наш Иисус Христос. Он Сам применял ветхозаветные события к новозаветным; например, Он говорил: « как Моисей вознёс змию в пустыни; так должно быть вознесену Сыну человеческому » (Иоанн. 3:14), и ещё: « как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф. 12:40).

Ветхозаветные прообразования главным образом имели своим объектом Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, к Которому направлялись надежды и ожидания праведных мужей древнего мира. Но Православная Церковь, в Богослужебных канонах и песнопениях, и святые Отцы, в своих творениях, находят между ветхозаветными предсказаниями и такие, которые относятся к лицу приснодевственной Матери Господа. «Во всём вообще Богодухновенном Писании внимательный исследователь увидит разные указания на Пречистую Деву Марию, рассеянные повсюду» — замечает святой Андрей Критский. И святой Иоанн Дамаскин называет Пресвятую Деву «Богородицей, по предведению Божьему предопределённой в предвечном совете, в различных образах и словах пророческих прообразованной и предвозвещённой Духом Святым». О том, какие это были прообразования, читайте во второй главе.

Следующие семь глав рассказывают о земной жизни Пречистой Девы от Ее рождества до Успения. В частности, о Рождестве Приснодевы в книге говорится следующее: «Ожидание Мессии было средоточием всей веры древних Израильтян; с именем Мессии еврей соединил понятие о самом лучшем времени для своего народа. Цари и Пророки желали дожить до этого времени — и умирали, не получив желаемого. Лучшие люди Еврейского народа жили мыслью своей в будущем: отличительными чертами их были — любовь к потомству, желание благоденствия и славы его, стремление в своём поколении обрести обетованное Богом «Семя жены» — великого «пророка» и «Примирителя». Патриархам Израильского народа неоднократно было дано Богом обетование о размножении потомства их; это обетование, как одно из важнейших, переходило из рода в род, и всегда было живо в памяти народа.

Удивительно ли после этого, что чадородие у израильтян было вменяемо жёнам в честь и славу и на многочисленное потомство смотрели, как на великое счастье и благословение Божье. С другой стороны, бесчадие почитаемо было тяжким несчастием и наказанием Божиим. Так, Авраам жаловался Богу на своё бесчадие; Рахиль хотела лучше умереть, чем остаться бездетной; Анна, впоследствии мать Самуила неутешно сетовала на неимение детей и в слёзной молитве просила Господа о даровании ей сына; Елисавета, мать святого Иоанна Предтечи, прямо называла своё неплодство стыдом, «поношением между людьми». И, между тем, как часто от родителей, неплодоносящих до известного, предназначенного Богом, времени, происходили дети, составляющие украшение истории народа Божия! У Авраама родился сын Исаак, один из главных Израильских родоначальников, у Анны — Самуил, достославный правитель народа; у Елисаветы — Иоанн, великий Пророк и Предтеча Господень. Это же самое случилось и с родителями Пресвятой Девы».

Как известно из Священного Предания, «много и усердно молились супруги, чтобы Бог даровал им детей; но прошло 50 лет их брачной жизни, и неплодство Анны не разрешалось. Это, общее всем праведникам Ветхого Завета, неудовлетворяемое желание скорейшего пришествия в мир Мессии и, вместе с тем, грустное убеждение в безучастии своём в общих целях и надеждах народа,— причиняли Иоакиму и Анне тем сильнейшую скорбь, что они приближались к старости. По религиозным чувствам, по тягости народного мнения, по сиротству их тёплого сердца, это горе было велико и тяжело для них; но праведные безропотно и со смирением переносили его, стараясь ещё с большей ревностью угодить Богу твёрдым хранением Его закона». За эту преданность Господу, за чистоту и святость жизни они «удостоились получить благодатное откровение о снятии с них поношения».

И «если пророки Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святого ещё во чреве матери, то ещё большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны. Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны премудрого совета Божьего, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов. Здесь устроялся нерукотворный ковчег Божий, уготовлялось живое селение Всевышнего. Отсюда должна была изойти единственная и святейшая Дева, которой, по предречению Пророка (Ис. 7:14) предопределялось сделаться Матерью Бога Слова. «Славнейшее таинство — поёт Святая Церковь — неведомое Ангелам, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Марию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего». Подробнее о Рождестве Пречистой Девы и ее земной жизни читайте на страницах этой книги.

 

*** Так же в этом издании читатели найдут описание внешнего вида и нравственной высоты Пресвятой Богородицы, учение о Ней Православной Церкви, рассказ об иконах Царицы Небесной и Ее Покрове, который Преславная Владычица распростерла над Россией. Всё это, относящееся к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого. Вот почему, в искреннем благоговении к Пресвятой Деве, предлагаются благочестивому читателю «Сказания о земной Её жизни», на основании повествования Священного Писания, свидетельств святых Отцов и церковных преданий. В этом восьмом издании кое что сокращено, кое что прибавлено, в виду большей простоты и назидательности. Да благословит Господь, - говорят составители - чтобы эта книга была принята и прочитана с искренними чувствами любви и благоговения к Пресвятой Богородице, Заступнице нашей.

 

С праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать