Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Епископ Тихон (Бобов). Апостол Сибири: Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято-Троицкий монастырь.
«Избранный Богом на апостольское служение во стране Сибирстей, истинный ревнителю монашескаго жития и благочестия, духовнаго просвещения начальниче и всем верным наставниче и помощниче». Такими словами Святая Церковь прославляет просветителя Сибирского края - святителя Филофея (Лещинского). Став в 1702 году митрополитом Тобольским и Сибирским, он до самой кончины в 1727 году, не оставлял эту северную землю, обращая иноверцев к православной вере. Любимым детищем святителя Филофея стал Тюменский Свято-Троицкий монастырь. Здесь он провёл большую часть своей сибирской жизни. Здесь, в тишине монашеской келий, он молился, читал и писал духовные произведения, занимался напряженной духовной и религиозно-просветительской работой. Отсюда уходил он на миссионерские труды, сюда же и возвращался. Здесь же он и был похоронен. О жизни архипастыря рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Русская неделя. Она называется – «Апостол Сибири: Святитель Филофей (Лещинский) и Тюменский Свято-Троицкий монастырь».
Эта книга-исследование епископа Ишимского и Аромашевского Тихона (Бобова) соединяет в себе жизнеописание митрополита Тобольского и всея Сибири Филофея (Лещинского) и историю создания и развития Тюменского Свято-Троицкого монастыря, архимандритом которого долгое время был владыка Тихон. Автор опирается на исследования предшественников, широкий круг опубликованных и архивных источников. Некоторые документы впервые вводятся в научный оборот. Книга, по словам издателей, имеет познавательную и научную ценность для религиоведов, историков, краеведов и всех, кто интересуется историей и культурой Сибири и Тюменского края.
Открывает книгу краткий обзор истории христианского просвещения Сибири в 16-17 веков. Автор пишет: "Святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского, в схиме Феодора, справедливо именуют просветителем Сибири. Его труды - архипастырские, миссионерские, просветительские — поистине огромны. Однако семена Евангельской Истины святитель сеял не на пустом месте. К началу XVIII века, когда он был назначен на Сибирскую кафедру, его предшественниками, архипастырями Тобольскими, уже была начата кропотливая религиозно-просветительская работа среди северной паствы. Промысл Божий давно вел землю сибирскую из тьмы язычества и идолопоклонства к свету веры Христовой.
Традиционно появление христианства в сибирской земле принято связывать с началом ее завоевания Ермаком в 1580-1581 годах. Но было бы неверным считать, что до этого времени в Сибирь не ступала нога русского человека. Хотя население ее и составляли лишь народы и племена шаманского вероисповедания, но, по свидетельству историка-краеведа Абрамова, северная Сибирь была известна новгородцам с XI века. В Ипатьевской и Новгородской летописях начала XII века упоминается, что «еще мужи старии (т.е. в давнее время) ходили за Югру и Самоядь». Новгородцы даже брали некоторые города в Югре, и, кроме войска и воеводы, шли сюда и священники. Наверняка приходили они не с целью обращения коренных сибирских народов в христианскую веру, а просто сопровождали русских дружинников в походе для удовлетворения их религиозных потребностей, но все-таки, благодаря их присутствию, местное население получало первое представление о православной вере.
В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич отправил первый поход русской рати в Северную Сибирь на Вогульскую и Югорскую земли, после чего князьки вогульские, югорские и сибирский князь Лятик просили государя принять их под свою высокую руку. Позже из степи пришёл в Сибирь сын хана Казачьей орды Кучум и овладел Сибирью. Брат его, Ахмет-Гирей, ввел здесь исламизм, который, впрочем, не проник на восток далее Енисея. Во время княжения в Сибири Ахмета, Ангиша, сына Абалакова, Касима и Этигера были разные воздушные явления, говорившие о скором падении татарского владения в Сибири. Они происходили на том месте, где сейчас располагается духовная столица Сибири — Тобольск (ранее, у татар, — городок Бицик-Тура). Несколько раз являлся на воздухе большой город с христианскими церквами и слышался колокольный звон. Татарам казалось, что по воздуху носится на престоле Царь в великом сиянии, а Его престол держит множество крылатых воинов.
Поход волжских казаков во главе с атаманом Ермаком — выдающееся событие в истории Сибири. Вокруг похода и личности самого Ермака много разных домыслов и предположений историков. До настоящего времени ученые спорят о подлинном имени атамана и его происхождении, о том, чем занимался он до времени похода на Сибирь. Но, какими бы ни были казаки со своим предводителем до начала похода, именно они предназначены были в путях Промысла Божия совершить дело присоединения Сибири к России, за чем последовало окончательное духовное перерождение северной страны. Бывшие разбойники, очистившись покаянием, выступили после совершения молебна под святыми хоругвями, дав обет доблести и целомудрия. Следуя реками в Сибирь, войско Ермака имело подвижную часовню с иконами и священника, отправлявшего богослужение. Летописцы, по свидетельству Н.А. Абрамова и историка Миллера, приводят разные случаи набожности Ермака и его дружины во время Сибирского похода. В августе 1581 года они держали пост не 14 дней, как положено по устану Церкви, а 40, по своему обещанию, и молились Богу о даровании победы над татарами.
Победа была одержана 26 октября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского. Однако Провидением Божиим Ермаку не дано было жить в Сибири долго: через 3 года он хитростью Кучума был лишен жизни. В 1586 году царь Феодор Иоаннович послал в Сибирь войска для дальнейших завоеваний. В этом же году было основано русское поселение под именем Тюмени на месте татарского города Чинги-Тура и выстроена первая церковь Рождества Богородицы с приделами Святителя Николая и Великомученика Феодора Стратилата. С постепенным завоеванием Сибири умножались в ней и русские пришельцы, основывались и строились новые города: Пелым, Тара, Сургут, Нарым. Кетск, Верхотурье, и далее на восток — Мангазея, Томск, Енисейск. С ростом русского народонаселения распространялось в Сибири и христианство, и как неотъемлемая его часть - монастыри. Из России в ново-покоренную страну шли ревностные иноки с тем. чтобы основать святые обители для распространения веры Христовой в земле языческой.
Со второй половины XVII века Тюмень с уездом становится крупнейшим центром сибирского раскола. Несогласные с исправлением церковных богослужебных книг и обрядовой реформой, проводимой Патриархом Никоном, старообрядцы-раскольники бежали в Сибирь, где основали целые слободы и города. Митрополиты Павел I и Игнатий (Римский-Корсаков) вели борьбу со старообрядческим расколом, стараясь вернуть заблудших в лоно Православной Церкви. Митрополитом Игнатием написано было в обличение раскольников три окружных послания. Несмотря на все усилия этих архипастырей, бесчинства и кощунства приверженцев «древлего благочестия» продолжались до времени святителя Филофея (Лещинского) и его ближайших преемников.
Первую четверть XVIII века называют эпохой преобразований Петра Великого. Московское царство при Петре I превратилось в великую империю. Вся Сибирь вошла в состав обширнейшей Сибирской губернии с центром в Тобольске. Относительно сибирских инородцев и народов, подвластных Китаю, российский император тоже имел великий замысел: он хотел просветить их светом Христовой веры. Христианизация местных народов должна была, по замыслу Петра I, упрочить позиции России в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, где ее интересы столкнулись с интересами Цинского Китая и Джунгарского ханства. Указом от 18 июня 1700 года повелевалось для занятия кафедры Сибирской митрополии, к тому времени уже два года не имевшей своего архиерея, Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) «поискать в Малороссийских городах и монастырях из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только добраго и благаго непорочнаго жития, но и ученаго, дабы он будучи митрополитом в Тобольске, мог, Божиею помощью, исподволь, в Китае и в Сибири, в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истиннаго Бога».
Первоначальный выбор митрополита Варлаама пал на архимандрита Новгород-Северского Спасского монастыря Димитрия (Туптало). известного каждому православному человеку под именем святителя Димитрия, Ростовского. 23 марта 1701 года он был посвящен в Тобольского митрополита, но в Сибирь так и не приехал. Суровый и гнилой климат Тобольска показался святителю Димитрию опасным для его слабого здоровья, а также он боялся, что, удалившись в глухую Сибирь от книжных сокровищ Киева и Москвы, не найдет нужных пособий для продолжения своего труда — Четий-Миней. 4 января он был переименован в митрополита Ростовского и Ярославского, а Сибирская митрополия вновь оказалась вакантной. Митрополит Варлаам продолжил поиски достойного кандидата для Тобольской кафедры. На этот раз им был избран эконом Киево-Печерской лавры Филофей (Лещинский). О том, как нес он свое служение на Сибирской земле и рассказывает настоящая книга.
*** 20-21 октября 2006 года произошло торжество, которое запомнится тюменцам навсегда и войдет в историю Свято-Троицкой обители и всего города как пример торжества правды Божией и исторической справедливости. В эти дни совершилось обретение и перенесение честных останков митрополита Тобольского и всея Сибири Филофея из Вознесенско-Георгиевского храма в Свято-Троицкий монастырь, в обитель, которую праведный святитель избрал местом своего жительства и упокоения. Перенесение мощей праведного архипастыря — светлое и радостное торжество, которое внесло благодатное обновление в души верующих. Святитель Филофей вернулся в свою любимую обитель, несмотря на все перипетии советской истории, несмотря на жгучее желание врагов Божиих уничтожить всякую память о нем и о тех святынях, которыми из века в век жили наши предки. И как прежде, праведный архипастырь, святитель Филофей, не оставляет никого, приходящего к нему, не утешенным, как во время своей земной жизни не оставлял своих современников.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!