Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Молитвы Святым Небесным Силам.
Сегодня Святая Церковь славит Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. День этот, по словам архимандрита Иоанна Крестьянкина, – главный из всех праздников в честь святых Ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми. Но что человек знает об ангелах? Конечно, только то, что о них говорит Священное Писание и Священное Предание. Библия содержит информацию, которая позволяет нам не только узнать, кто такие ангелы и каково их предназначение, но также понять, каким должно быть наше отношение к ним. По замечанию архиепископа Черниговского Филарета: "Благоговейное рассмотрение дел Божиих в мире высших духов тем более нужно человеку, что с этим миром он находится в близкой связи, начиная с первого появления своего в мир бытия и не исключая для некоторых самого загробного мира". Об Ангелах Божиих рассказывает и эта книга. Она вышла в свет в Издательстве «Общество памяти игумении Таисии» и называется - «Молитвы Святым Небесным Силам». ***
Издание содержит Афонский акафист Божественным Архангелам Михаилу и Гавриилу, а также молитвы Святым Небесным Силам, Святым Ангелам, Архангелам Михаилу, Гавриилу, Рафаилу, Уриилу, Селафиилу, Иегудиилу, Варахиилу и молитвы Ангелу-хранителю. В издании представлены изображения икон святых Ангелов и Архангелов. Дополняет книгу повествование о Воинстве Небесном, а также стихотворения М.Ю. Лермонтова, И. А. Бунина и П.А. Вяземского, посвященные Ангелам. Как отмечают издатели, в "Православно-догматическом богословии" Макария (Булгакова), митрополита Московского, содержится систематическое представление о происхождении, природе, бытии, численности, служении Св. Ангелов, опирающееся на авторитет Святого Писания и свидетельства учителей церкви. И далее в этой книге приводятся слова святителя в частичном изложении.
Так, например, архипастырь пишет, что имя "Ангел" означает "посланник", "вестник" и является, по выражению св. Отцев. именем должности, а не природы. Поэтому не удивительно, что в Св. Писании им называются разные посланники Иеговы, возвещающие волю Его. Так в Ветхом Завете оно приписывается: самому Мессии, названному Ангелом Завета (Мал. 3,1), Моисею (Числ. 20,16) и другим пророкам (Агг. 1,13; Ис. 33,7), священникам (Мал. 2,7), даже вещам бездушным, творящим слово Господне (Пс. 77,49): а в Новом Завете - Предтече Спасителя (Мф. 11,10), ученикам Его (Лк. 9, 52), ученикам Предтечи (Лк. 7,24) и предстоятелям церквей (Апок. 1,20; 2,1). Но в строгом смысле Ангелами называются в Священном Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые. О них мы имеем бесчисленные упоминания в тексте Библии, которые никак нельзя мыслить переносно, без крайнего насилия над смыслом речи.
История повествует нам, что вера в бытие Ангелов существовала во все времена и у всех народов при всем различии их религий, что она почти столь же всеобща в человеческом роде, как вера в бытие Бога (об этом писали Тертуллиан, Киприан, Афинагор). Чем это обусловлено? Самое естественное объяснение - то, что учение об Ангелах перешло во все религиозные системы разных народов из религии первобытной и есть один из остатков, хотя немало искаженный, того первоначального Откровения, которое даровано было Богом еще праотцам рода человеского в раю и потом распространилось от них между всеми их потомками. Известно, что священный Бытописатель, изображая творение мира, не сказал ясно о происхождении Ангелов. И это, как полагали святые отцы Церкви, по двум причинам.
Во-первых, «вследствие неспособности тогдашних иудеев возвышаться к предметам сверхчувственным, пророк-Моисей имел в виду начертать перед своими соплеменниками только историю видимого мира, чтобы научить их, по крайней мере, через ряд доступных им предметов, познавать истинного Виновника всего существующего». Во-вторых, «имелась определенная опасность говорить с ясностью о бытии высших духовных существ людям, склонным впадать, в многобожие и идолопоклонничество». Говоря о природе Ангелов, святитель отмечает, что это «духи бесплотные, совершеннее души человеческой, но ограниченные в сравнении с Создателем. Библия и учителя церкви изображают их разумно - свободными, святыми, бессмертными существами, созерцающими и славословящими Бога, творящими волю Его».
Господь, по словам святителя, «наделил Ангелов совершенным умом, содейстуя в их стремлениях к истине и сообщая им просвещение и откровение от Себя. Он даровал Небесным Силам могущество, крепость и силу, способность чудотворить и пророчествовать, согласно воле Своей Всеблагой. При этом высшие, по сравнению с человеческими, свойства Ангелов имеют свой предел. Так, например, они не знают вполне существа Божия, не ведают о последнем дне мира, не могут сами по себе предсказывать будущего, как и творить сами собою чудеса».
Служение Ангелов в отношении людей многообразно и исполнено высшего смысла. Они наши наставники в вере и благочестии, охранители душ и телес наших, наши молитвенники и предстатели перед Богом, не оставляющие нас при самой кончине и сопровождающие души усопших в страну вечности. Бесконечно велико количество святых Ангелов, служащих Творцу и предстоящих Ему. По учению Церкви, Ангельские Чины разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Первую, ближайшую к Пресвятой Троице, образуют: Серафимы, Херувимы и Престолы. Вторую иерархию образуют: Господства, Силы и Власти. Третью составляют: Начала, Архангелы и Ангелы. Надо всеми девятью чинами поставлен Господом св. Архистратиг Михаил, вместе с другими высшими духами - Архангелами, выполняющий наиболее важные служения Божии и в качестве Первоангела обладающий беспримерной духовной силой.
Особого внимания, по мнению святителя Филарета, всегда удостаивается вопрос об Ангельских явлениях. Св. Иоанн Дамаскин в связи с этим писал: "Преображаются же они (Ангелы), во что бы только не повелел Господь Бог, и таким образом являются людям, и открывают им божественные тайны". Из ветхозаветной и новозаветной истории известно, что самым обычным образом явления Ангелов был человеческий. В таком виде являлись они Аврааму, Лоту, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Маною - отцу Самсона, Давиду, Товии, пророкам, святым женам по воскресении Спасителя, Апостолам. Церковная история содержит тысячи примеров подобных явлений.
Знает их и история Святой Руси: Ангел укрепляет находящегося в заточении преподобного Максима Грека, Архангел Гавриил является преподобному Мартирию Зеленецкому. Ангел в мантии и куколе с распростертыми крыльями указывает преподобному Александру Свирскому место для церкви, Ангел Господень служит Божественную литургию с преподобным Сергием Радонежским. Ангел в образе юноши укрепляет преподобного Елеазара Анзерского в недостаточном терпении, Ангел Божий, в виде светлого мужа в святительском облачении, является лежащему на смертном одре царю Феодору Иоанновичу и возвещает ему о скорой кончине. "Жития русских святых" повествуют о многочисленных фактах подобного рода, подробный рассказ о которых составил бы при желании целую книгу», и даже не одну. Однако Ангелы могут являться и в другом, не человеческом обличии, и главное здесь не сам вид Ангела, а цель его явления. А ею является – «благо и спасение человека».
*** По словам издателей, «Ангелы наиболее близки к людям. Они возвещают волю Божию, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих и удерживают от греховных падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем». Почитание святых Ангелов в Церкви Божией столь же древнее, как и сама Церковь. Оно не прекращается, начиная с первых времен бытия мира. Празднование же Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале 4 века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до 1 Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 6 мая. Преподобная София (Хотокуриду)
Евангелие 6 мая. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия
Читаем Апостол. 6 мая 2024
День ангела. 6 мая
Божественная литургия 6 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!