У книжной полки. 21 ноября

21 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Владимир Иванович Даль. Архистратиг.

 

Сегодня Святая Церковь совершает празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, которое было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Ну а завтра, исполняется 215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля - непревзойденного лексикографа, этнографа, собирателя фольклора и писателя. Его перу принадлежит и множество повестей и рассказов, написанных «живым великорусским» языком. Избранные художественные произведения Владимира Даля составили книгу, выходящую в серии «Библиотека духовной прозы». Она вышла в свет в Издательстве Сретен­ского монастыря и называется – «Архистратиг». ***

В настоящее издание включены произведения В.И. Даля, так или иначе представляющие православное сознание русского человека и националь­ный русский менталитет. Прежде всего, это рассказы, входившие в цикл «Картины русского быта», которые публиковались в несколько приемов. Первые публикации прошли в 1848-1857 гг. Затем они печатались в журнале «Русский вестник» (1867-1868) и получили название «Новые картины русского быта». Как отмечает составитель книги Владимир Мельник, проза Даля встречала противоречивые оцен­ки у современников. Тем не менее, журналы ее охотно печатали. Мало кто мог столь же ярко и колоритно, как Даль, изображать картины жизни простых людей, притом почти всегда с каким-нибудь нравственным уроком. Так, И.И. Панаев при подготовке сентябрь­ского номера журнала «Современник» в 1856 году, пи­сал И.С. Тургеневу: «Если бы не рассказы Даля, кро­шечные рассказы, из которых, впрочем, некоторые очень хороши и вообще на них лежит русский колорит, тогда бы беда!»

Когда «Картины из русского быта» вышли отдельным изданием в двух томах, ре­цензент журнала «Отечественные записки» отметил в своей статье: «Пересматривая "Картины из русско­го быта", которых большая часть некогда напечатана была в "Отечественных записках", мы еще раз были поражены правдивостью и нелицеприятным отноше­нием автора к предмету, который он, без сомнения, любит — к русскому народу и к явлениям русской жизни. В этих "Картинах" г <осподин> Даль, славя­нофил по своим убеждениям, до того прямо и просто смотрит на каждое происшествие, до того далек от же­лания размалевывать его... что мы почувствовали большое уважение к человеку, который, несмотря на свои убеждения, не хочет закрывать ими действитель­ные крайности... "Картины" эти — собрание разных рассказов из жизни человека бывалого, пристально вглядывающегося в жизнь. Такие факты, записанные человеком, проникнутым любовью к предмету, для нас драгоценны».

Как говорится в предисловии книги, Владимира Ивановича Даля большинство из нас знает как автора знаменитого «Толкового словаря». Датчанин по происхождению, он всю жизнь с любовью изучал Россию, быт, религиозный, житейский опыт и язык народов, ее населяющих, открыл нам богатства родного нашего языка. Сама по себе это уже была жизнь-подвиг. Даль был многосторонней личностью. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, в медицине, коневод­стве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музы­кальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Он был выдающимся лексикогра­фом, фольклористом и этнографом.

Кроме того Даль участвовал в боевых действиях как врач, однако в экстремальных условиях именно он вызвался за короткий срок навести мост собственной конструкции через реку Вислу. Описание этого моста было выпущено отдельной брошюрой, которая затем была переведена на французский язык и издана в Париже. Даль был настоящим энциклопедистом-универсалом нового времени, свое кредо он выразил в словах: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...» Знакомый Даля, известный хирург Н. И. Пирогов писал: «Это был, прежде всего, человек, что назы­вается, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить». Но, помимо этого, Даль был еще и писателем. Судьба недаром све­ла его с такими людьми, как А.С. Пушкин, Н.В. Го­голь... Как писатель Даль, несмотря на то, что лишь в конце жизни перешел в Православие, всегда был по духу и русским, и православным. И этого Даля мы еще очень мало знаем.

Владимир Иванович и в своих трудах, и в быту был человеком глубокой веры, истинным христианином. Рисуя в своих многочисленных рассказах, повестях, житейских историях картинки русского быта, поведение крестьянина, помещика, чиновника, охотника, солдата, Даль не в последнюю очередь примечает духовный настрой человека, его веру в Бога, в Божий Промысл. Многие его произ­ведения, повествующие о русском национальном характере, прежде всего, посвящены изображению исключительной религиозной крепости наших предков. Правда, Даль никогда не идеализирует своих героев: он пишет только то, что видит, хотя и не избегает сделать свой нравственный вывод или подчеркнуть какую-то важную мысль. А потому не скрывает он и недостатков и слабостей русского человека, показывает, что порою, вера странным образом уживается с грехом, с нравственным уродством. И.С. Тургенев сказал об этом: «Русскому человеку больно от него досталось - и русский человек его любит, потому что и Даль любит русского человека...»

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в городе Лугани (ныне Луганск). Его отец Иоганн-Христиан, или, как его звали в России, Иван Матвеевич, происходил «из датских офицер­ских детей». В Россию его пригласила сама императрица Екатерина II, у которой Иоганн-Христиан служил некоторое время придворным библиоте­карем. Для датчан Далей Россия стала настоящей родиной. Между собой в семье даже говорили по-русски. Много лет спустя Владимир Иванович вспоминал о своем посеще­нии Дании во время учебного плавания: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Недаром в конце жизни он напишет: «Ни прозвание, ни веро­исповедание, ни сама кровь предков не делают чело­века принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принад­лежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль получил неплохое домашнее образование, а затем был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь он обучался математике, физике, химии, геодезии, астрономии, навигации, механи­ке, грамматике, истории, географии, иностранным языкам, артиллерии, фортификации, корабельной архитектуре. Даль был одним из лучших учеников и прекрасно сдал экзамены. Прослужив некоторое время на Черноморском и Балтийском флотах, он, по его собственным словам, почувствовал «необходимость в основательном уче­нии, в образовании, дабы быть полезным челове­ком». И в 1826 году поступил в Дерптский уни­верситет, на медицинский факультет. И хотя писать Даль начал давно, еще в Морском корпу­се, теперь задумался о писательстве всерьез. Свои незамысловатые, но колоритные по языку произве­дения, в которых он рассказывает о реальных проис­шествиях, Даль подписывал чаще всего — Казак Луганский. Литературная судьба его складывалась удачно: его сразу оценили многие писатели и критики.

Но главным делом жизни Даля были четыре тома его «Толкового словаря живого великорусского язы­ка», первое издание которого вышло в 1861-1867 гг. При этом себя Даль называл не автором словаря, а вечным учеником русского языка: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; уче­ник, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Еще с юности своей любопытный и деятельный Даль начал собирать свой словарь. Учась в Морском корпусе, он стал заносить в тетрадку морские тер­мины, народные речения, пословицы, поговорки, непонятные слова, которые слышал вокруг себя, кадетский жаргон. Сло­варь постоянно пополнялся даже после его издания. Последние четыре слова Даль записал накануне своей кончины: они были услышаны от прислуги. За созда­ние своего словаря он был удостоен Ломоносовской премии и золотой Константиновской медали. Из­вестный историк М.П. Погодин сказал: «Словарь Даля закончен. Теперь русская Академия наук без Даля немыслима».

 

*** Литературное наследие Владимира Ивановича Даля — это наша национальная сокровищница. Причем известная лишь в своей очень малой части. Даже десятитомное издание его художественных произведений, вышедшее в 1897-1898 годах, не дает полного представления о его творчестве. В него не вошло многое: стихи, пьесы, статьи и пр. Не гово­рим уж о собирательской деятельности Даля, кото­рая не ограничилась только знаменитым словарем: ведь Даль издал еще и «Пословицы русского народа» (более 30 тысяч пословиц, поговорок, народных по­верий). В настоящем издании опубликованы те произведения В.И. Даля, в которых проявляется его православное мировоззрение, патриотизм, любовь к народу и русскому языку. А открывает этот сборник – рассказ «Архистратиг», рассказывающий о Небесных наших заступниках, память которых совершается сегодня. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать