Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Владимир Иванович Даль. Архистратиг.
Сегодня Святая Церковь совершает празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, которое было установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Ну а завтра, исполняется 215 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля - непревзойденного лексикографа, этнографа, собирателя фольклора и писателя. Его перу принадлежит и множество повестей и рассказов, написанных «живым великорусским» языком. Избранные художественные произведения Владимира Даля составили книгу, выходящую в серии «Библиотека духовной прозы». Она вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и называется – «Архистратиг». ***
В настоящее издание включены произведения В.И. Даля, так или иначе представляющие православное сознание русского человека и национальный русский менталитет. Прежде всего, это рассказы, входившие в цикл «Картины русского быта», которые публиковались в несколько приемов. Первые публикации прошли в 1848-1857 гг. Затем они печатались в журнале «Русский вестник» (1867-1868) и получили название «Новые картины русского быта». Как отмечает составитель книги Владимир Мельник, проза Даля встречала противоречивые оценки у современников. Тем не менее, журналы ее охотно печатали. Мало кто мог столь же ярко и колоритно, как Даль, изображать картины жизни простых людей, притом почти всегда с каким-нибудь нравственным уроком. Так, И.И. Панаев при подготовке сентябрьского номера журнала «Современник» в 1856 году, писал И.С. Тургеневу: «Если бы не рассказы Даля, крошечные рассказы, из которых, впрочем, некоторые очень хороши и вообще на них лежит русский колорит, тогда бы беда!»
Когда «Картины из русского быта» вышли отдельным изданием в двух томах, рецензент журнала «Отечественные записки» отметил в своей статье: «Пересматривая "Картины из русского быта", которых большая часть некогда напечатана была в "Отечественных записках", мы еще раз были поражены правдивостью и нелицеприятным отношением автора к предмету, который он, без сомнения, любит — к русскому народу и к явлениям русской жизни. В этих "Картинах" г <осподин> Даль, славянофил по своим убеждениям, до того прямо и просто смотрит на каждое происшествие, до того далек от желания размалевывать его... что мы почувствовали большое уважение к человеку, который, несмотря на свои убеждения, не хочет закрывать ими действительные крайности... "Картины" эти — собрание разных рассказов из жизни человека бывалого, пристально вглядывающегося в жизнь. Такие факты, записанные человеком, проникнутым любовью к предмету, для нас драгоценны».
Как говорится в предисловии книги, Владимира Ивановича Даля большинство из нас знает как автора знаменитого «Толкового словаря». Датчанин по происхождению, он всю жизнь с любовью изучал Россию, быт, религиозный, житейский опыт и язык народов, ее населяющих, открыл нам богатства родного нашего языка. Сама по себе это уже была жизнь-подвиг. Даль был многосторонней личностью. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, в медицине, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, автором учебников по зоологии и ботанике, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом.
Кроме того Даль участвовал в боевых действиях как врач, однако в экстремальных условиях именно он вызвался за короткий срок навести мост собственной конструкции через реку Вислу. Описание этого моста было выпущено отдельной брошюрой, которая затем была переведена на французский язык и издана в Париже. Даль был настоящим энциклопедистом-универсалом нового времени, свое кредо он выразил в словах: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...» Знакомый Даля, известный хирург Н. И. Пирогов писал: «Это был, прежде всего, человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить». Но, помимо этого, Даль был еще и писателем. Судьба недаром свела его с такими людьми, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь... Как писатель Даль, несмотря на то, что лишь в конце жизни перешел в Православие, всегда был по духу и русским, и православным. И этого Даля мы еще очень мало знаем.
Владимир Иванович и в своих трудах, и в быту был человеком глубокой веры, истинным христианином. Рисуя в своих многочисленных рассказах, повестях, житейских историях картинки русского быта, поведение крестьянина, помещика, чиновника, охотника, солдата, Даль не в последнюю очередь примечает духовный настрой человека, его веру в Бога, в Божий Промысл. Многие его произведения, повествующие о русском национальном характере, прежде всего, посвящены изображению исключительной религиозной крепости наших предков. Правда, Даль никогда не идеализирует своих героев: он пишет только то, что видит, хотя и не избегает сделать свой нравственный вывод или подчеркнуть какую-то важную мысль. А потому не скрывает он и недостатков и слабостей русского человека, показывает, что порою, вера странным образом уживается с грехом, с нравственным уродством. И.С. Тургенев сказал об этом: «Русскому человеку больно от него досталось - и русский человек его любит, потому что и Даль любит русского человека...»
Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 года в городе Лугани (ныне Луганск). Его отец Иоганн-Христиан, или, как его звали в России, Иван Матвеевич, происходил «из датских офицерских детей». В Россию его пригласила сама императрица Екатерина II, у которой Иоганн-Христиан служил некоторое время придворным библиотекарем. Для датчан Далей Россия стала настоящей родиной. Между собой в семье даже говорили по-русски. Много лет спустя Владимир Иванович вспоминал о своем посещении Дании во время учебного плавания: «Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков». Недаром в конце жизни он напишет: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сама кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Даль получил неплохое домашнее образование, а затем был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь он обучался математике, физике, химии, геодезии, астрономии, навигации, механике, грамматике, истории, географии, иностранным языкам, артиллерии, фортификации, корабельной архитектуре. Даль был одним из лучших учеников и прекрасно сдал экзамены. Прослужив некоторое время на Черноморском и Балтийском флотах, он, по его собственным словам, почувствовал «необходимость в основательном учении, в образовании, дабы быть полезным человеком». И в 1826 году поступил в Дерптский университет, на медицинский факультет. И хотя писать Даль начал давно, еще в Морском корпусе, теперь задумался о писательстве всерьез. Свои незамысловатые, но колоритные по языку произведения, в которых он рассказывает о реальных происшествиях, Даль подписывал чаще всего — Казак Луганский. Литературная судьба его складывалась удачно: его сразу оценили многие писатели и критики.
Но главным делом жизни Даля были четыре тома его «Толкового словаря живого великорусского языка», первое издание которого вышло в 1861-1867 гг. При этом себя Даль называл не автором словаря, а вечным учеником русского языка: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». Еще с юности своей любопытный и деятельный Даль начал собирать свой словарь. Учась в Морском корпусе, он стал заносить в тетрадку морские термины, народные речения, пословицы, поговорки, непонятные слова, которые слышал вокруг себя, кадетский жаргон. Словарь постоянно пополнялся даже после его издания. Последние четыре слова Даль записал накануне своей кончины: они были услышаны от прислуги. За создание своего словаря он был удостоен Ломоносовской премии и золотой Константиновской медали. Известный историк М.П. Погодин сказал: «Словарь Даля закончен. Теперь русская Академия наук без Даля немыслима».
*** Литературное наследие Владимира Ивановича Даля — это наша национальная сокровищница. Причем известная лишь в своей очень малой части. Даже десятитомное издание его художественных произведений, вышедшее в 1897-1898 годах, не дает полного представления о его творчестве. В него не вошло многое: стихи, пьесы, статьи и пр. Не говорим уж о собирательской деятельности Даля, которая не ограничилась только знаменитым словарем: ведь Даль издал еще и «Пословицы русского народа» (более 30 тысяч пословиц, поговорок, народных поверий). В настоящем издании опубликованы те произведения В.И. Даля, в которых проявляется его православное мировоззрение, патриотизм, любовь к народу и русскому языку. А открывает этот сборник – рассказ «Архистратиг», рассказывающий о Небесных наших заступниках, память которых совершается сегодня.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!