У книжной полки. 21 мая

21 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Священник Даниил Сысоев. Строительство дома Божия. Толкование на Послание апостола Павла к Ефесянам.

 

Послание апостола Павла к Ефесянам является одним из самых глубоких и сложных во всем Новом Завете. Обращаясь к своим любимым ученикам, апостол излагает вечный замысел Бога об искуплении человека, рас­крывает природу Церкви, созданной Кровью Иисуса Христа, рассказывает, как мы можем и должны жить по воле Бога Всемогущего. Но, открывая это апостольское послание (как, впрочем, и вообще Священное Писание), человек самостоятельно не может постичь всю его глубину, его суть. Поэтому он ищет того, кто может объяснить. Но объяснить не от себя, а используя святоотеческую литературу, толкования святых отцов. Как делал это, к примеру, священник Даниил Сысоев, беседуя со своими прихожанами. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию Толкование на Послание апостола Павла к Ефесянам, составленное по этим беседам. Книга, выпущенная в свет «Миссионерским центром имени иерея Даниила Сысоева», называется – «Строительство дома Божия». ***

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами, которые посвящены благодарной памяти нашего современника, замечательного миссионера, даже до смерти верного Христу и Церкви священнику Даниилу Сысоеву. Около 9 лет прошло со дня его мученической кончины, но проповеди отца Даниила продолжают приводить людей ко Христу. Его большое духовное наследие Фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» считает своим долгом распространять и делать доступным для всех людей, ищущих Истину. И одной из новых книг, выпущенных этим Центром, является «Строительство дома Божия. Толкование на Послание апостола Павла к Ефесянам».

Как говорится во введении книги, «христиане города Эфеса были любимы­ми учениками апостола Павла, который жил в этом городе три года, проповедуя Царствие Божие. Он основал данную Церковь во время своего второго миссионерского путешествия и особенно долго там оставался, уча христиан. В Эфесе святой Павел вытерпел много испы­таний от иудеев, и сами ефесяне, как очень ревностные христиане, претерпели гонения во время восстания против них художников-изготовителей идолов. Эфесские христиане были открыты для благовестия, ибо, когда человек пребывает в гонениях, его сердце раскрывает­ся духовным вещам. Немного позже Господь очень одобрительно отзовется о Эфесской Церкви, обращаясь к ней через апостола Иоан­на Богослова, в Откровении которого содержится специальное послание к Ангелу этой Церкви. После себя апостол Павел оставил в Эфесе епископом апостола Тимофея, к кото­рому после будут направлены два послания.

Из всего этого, по словам автора, видно, что Церковь Эфеса была Церковью бодрствующей и пламенеющей любовью. Позднее она стала одним из центров христианства. Когда в 70-м году Иеру­салим был захвачен римлянами, Иерусалим­ская Церковь покинула его, и Эфес (вместе с Римом и Антиохией) превратился в центр христианства всемирного значения. К сожалению, как отмечает автор, с 1923 года Эфес больше не является христианским городом. Храмы его заброшены или превращены в бары. Церковь, в которой проходил Третий Вселенский Собор, лежит в руинах. Сохранилась пещера, в кото­рой спали семь отроков эфесских, но христиан в городе нет. Почти все они были изгнаны или убиты в 1920-е годы, благодаря помощи нечестивых русских. Михаил Фрунзе подписал с турками договор, по которому Кемалю Ататюрку было поставлено большое количество оружия и военного снаряжения. В результате из всех семи Церквей Апокалипсиса христиане остались только в Смирне.

Перейдем к священному тексту. По словам автора, послание к Ефесянам было написано святым Павлом, когда он находился в первом заключении в Риме, ожидая суда императора Нерона. В этот двухлетний временной отрезок он написал послание в Эфес, которое также читалось в Лаодикии, а потом дошло до Колосс. Так оно прошло несколько Церквей и в некоторых спи­сках даже стало называться соборным посла­нием, то есть обращенным ко всем христианам. В этих списках вообще отсутствует упомина­ние ефесян. Каждая Церковь считала, что это послание обращено лично к ней. Оно действи­тельно относится ко всем Церквам, но в первую очередь написано для христиан Эфеса. Послание начинается обычным надписанием и Апостольским приветствием: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и вер­ным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1. 1-2).

Приветствуя ефесян, апостол Павел начинает с того, что называет себя. Как говорит автор, апостол «представляется Павлом, то есть «маленьким». Раньше он имено­вался Саулом, или Савлом, но после того как был пойман в христианство на пути в Дамаск, стал зваться римским именем «Павел», кото­рое в переводе означает «маленький». Павел так себя называл, потому что считал себя наи­меньшим из апостолов Христовых. Он еще называл себя извергом, выкидышем, недостойным имени апостола, которого Господь тем менее призвал на апостольское служение (см.: 1Кор. 15,8). «Волею Божиею Апостол Иисуса Хри­ста» (Еф. 1, 1). Апостол Павел подчеркивает, что его посланничество — это не его личное изобретение. Он является посланником Божиим. Источник его посланничества — воля Бога. Павел не сам избрал апостольское служение. Известно, что бывают самозванцы. Есть люди, которые проповедуют Евангелие, хотя никто их не посылал. Думаю, все встречали их на ули­це. Они заявляют: «Мы проповедуем Еванге­лие, потому что нам так заповедано».

Здесь автор приводит такой пример. В «Трех разговорах» Владимира Соловье­ва есть замечательный эпизод. Некий князь утверждает, что послан благовествовать Еван­гелие. На это дипломат отвечает ему: «Когда я, например, был в молодости посланни­ком, то я знал это несомненно, а также кем и зачем послан — знал, во-первых, потому, что у меня были на то бесспорные докумен­ты, во-вторых, потому, что я имел и личную аудиенцию у покойного императора Алексан­дра Николаевича и лично получил Высочайшие инструкции, а в-третьих, потому, что я каж­дую треть года получал 10 000 руб. золотом. Ну а если бы вместо всего этого посторонний человек ни улице подошел ко мне и объявил, что я посланник и послан туда-то и для того-то, так ведь я стал бы только озираться по сторонам, нет ли поблизости городового, чтобы защитить меня от этого манияка, который может, пожалуй, и на жизнь мою покуситься. А что касается до настоящего случая, то ведь бесспорных документов от вашего предполага­емого хозяина у вас нет, личной аудиенции вы у него не имели, жалованья от него не получае­те, какой же вы посланник?».

В отличии от этого примера, Апостол Павел говорит, что он является посланником волей Божией. В Нем источник посланничества Павла. Сам Бог явился ему, Сам Бог руководил им, Сам Бог сделал его апо­столом — посланником Иисуса Христа, вестни­ком примирения. Затем апостол говорит непосредственно о христианах: «Находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1,1). Здесь, по словам автора, неточный перевод. Правильно будет не «находящимся», а «сущим в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе». Интересно пишет святитель Афана­сий Великий. Он замечает, что сущие причастны Сущему, то есть Иегове, Яхве. Так вот, тут это же имя относится к христианам как к причастникам Сущего. Человек, находящийся в Боге, становится по-настоящему сущим, начинает по-настоящему существовать. В нем начинает бить вневременная жизнь, которая не зависит от потока времени, потому он - сущий. Человек вне Бога является по-настоящему несуществующим».

Апостол Павел обращается к сущим в Эфесе «святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1,1). Верные во Христе Иисусе — это те люди, которые приняли веру, сохраняют веру и по вере живут. Таковы стали ефесяны, принявшие христианскую веру. Но почему апостол называет их святыми? В чем видит он залог их спасения? Как возвещает он ефесянам важное учение о превознесении Воскресшего Христа, и как преподает им учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви? В этом послании Апостол говорит о сокровенности тайны призвания язычников в Церковь Христову и о том, что ему именно дана благодать возвещать эту тайну Христову язычникам. Он говорит о том, каково место каждого человека в Церкви, которая является Телом Христовым. Раскрывает апостол и мудрость христианского брака, и говорит о власти и подчинении. И все это объясняет автор этой книги, священник Даниил Сысоев.

 

*** По мнению архиепископа Аверкия (Таушева), к написанию это послания святого Павла подвигло «желание сообщить Ефесянам те высокие созерцания, в которые введен он был Духом Божиим в его узничестве. Другим поводом могло быть желание Апостола утешить Ефесян, скорбевших о бедствиях, которые постигли их духовного отца и учителя. И, наконец, третьим поводом могло быть опасение за Ефесян и желание предостеречь их от иудействующих и иных лжеучителей». Главное же, что открывает апостол Павел Ефесеням – это тайну спасения, тайну Домостроительства Божия. Об этом более подробно говорит священник Даниил Сысоев в книге «Строительство дома Божия».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать