Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Послание апостола Павла к Ефесянам является одним из самых глубоких и сложных во всем Новом Завете. Обращаясь к своим любимым ученикам, апостол излагает вечный замысел Бога об искуплении человека, раскрывает природу Церкви, созданной Кровью Иисуса Христа, рассказывает, как мы можем и должны жить по воле Бога Всемогущего. Но, открывая это апостольское послание (как, впрочем, и вообще Священное Писание), человек самостоятельно не может постичь всю его глубину, его суть. Поэтому он ищет того, кто может объяснить. Но объяснить не от себя, а используя святоотеческую литературу, толкования святых отцов. Как делал это, к примеру, священник Даниил Сысоев, беседуя со своими прихожанами. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию Толкование на Послание апостола Павла к Ефесянам, составленное по этим беседам. Книга, выпущенная в свет «Миссионерским центром имени иерея Даниила Сысоева», называется – «Строительство дома Божия». ***
Сегодня мы продолжаем знакомить вас с книгами, которые посвящены благодарной памяти нашего современника, замечательного миссионера, даже до смерти верного Христу и Церкви священнику Даниилу Сысоеву. Около 9 лет прошло со дня его мученической кончины, но проповеди отца Даниила продолжают приводить людей ко Христу. Его большое духовное наследие Фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» считает своим долгом распространять и делать доступным для всех людей, ищущих Истину. И одной из новых книг, выпущенных этим Центром, является «Строительство дома Божия. Толкование на Послание апостола Павла к Ефесянам».
Как говорится во введении книги, «христиане города Эфеса были любимыми учениками апостола Павла, который жил в этом городе три года, проповедуя Царствие Божие. Он основал данную Церковь во время своего второго миссионерского путешествия и особенно долго там оставался, уча христиан. В Эфесе святой Павел вытерпел много испытаний от иудеев, и сами ефесяне, как очень ревностные христиане, претерпели гонения во время восстания против них художников-изготовителей идолов. Эфесские христиане были открыты для благовестия, ибо, когда человек пребывает в гонениях, его сердце раскрывается духовным вещам. Немного позже Господь очень одобрительно отзовется о Эфесской Церкви, обращаясь к ней через апостола Иоанна Богослова, в Откровении которого содержится специальное послание к Ангелу этой Церкви. После себя апостол Павел оставил в Эфесе епископом апостола Тимофея, к которому после будут направлены два послания.
Из всего этого, по словам автора, видно, что Церковь Эфеса была Церковью бодрствующей и пламенеющей любовью. Позднее она стала одним из центров христианства. Когда в 70-м году Иерусалим был захвачен римлянами, Иерусалимская Церковь покинула его, и Эфес (вместе с Римом и Антиохией) превратился в центр христианства всемирного значения. К сожалению, как отмечает автор, с 1923 года Эфес больше не является христианским городом. Храмы его заброшены или превращены в бары. Церковь, в которой проходил Третий Вселенский Собор, лежит в руинах. Сохранилась пещера, в которой спали семь отроков эфесских, но христиан в городе нет. Почти все они были изгнаны или убиты в 1920-е годы, благодаря помощи нечестивых русских. Михаил Фрунзе подписал с турками договор, по которому Кемалю Ататюрку было поставлено большое количество оружия и военного снаряжения. В результате из всех семи Церквей Апокалипсиса христиане остались только в Смирне.
Перейдем к священному тексту. По словам автора, послание к Ефесянам было написано святым Павлом, когда он находился в первом заключении в Риме, ожидая суда императора Нерона. В этот двухлетний временной отрезок он написал послание в Эфес, которое также читалось в Лаодикии, а потом дошло до Колосс. Так оно прошло несколько Церквей и в некоторых списках даже стало называться соборным посланием, то есть обращенным ко всем христианам. В этих списках вообще отсутствует упоминание ефесян. Каждая Церковь считала, что это послание обращено лично к ней. Оно действительно относится ко всем Церквам, но в первую очередь написано для христиан Эфеса. Послание начинается обычным надписанием и Апостольским приветствием: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1. 1-2).
Приветствуя ефесян, апостол Павел начинает с того, что называет себя. Как говорит автор, апостол «представляется Павлом, то есть «маленьким». Раньше он именовался Саулом, или Савлом, но после того как был пойман в христианство на пути в Дамаск, стал зваться римским именем «Павел», которое в переводе означает «маленький». Павел так себя называл, потому что считал себя наименьшим из апостолов Христовых. Он еще называл себя извергом, выкидышем, недостойным имени апостола, которого Господь тем менее призвал на апостольское служение (см.: 1Кор. 15,8). «Волею Божиею Апостол Иисуса Христа» (Еф. 1, 1). Апостол Павел подчеркивает, что его посланничество — это не его личное изобретение. Он является посланником Божиим. Источник его посланничества — воля Бога. Павел не сам избрал апостольское служение. Известно, что бывают самозванцы. Есть люди, которые проповедуют Евангелие, хотя никто их не посылал. Думаю, все встречали их на улице. Они заявляют: «Мы проповедуем Евангелие, потому что нам так заповедано».
Здесь автор приводит такой пример. В «Трех разговорах» Владимира Соловьева есть замечательный эпизод. Некий князь утверждает, что послан благовествовать Евангелие. На это дипломат отвечает ему: «Когда я, например, был в молодости посланником, то я знал это несомненно, а также кем и зачем послан — знал, во-первых, потому, что у меня были на то бесспорные документы, во-вторых, потому, что я имел и личную аудиенцию у покойного императора Александра Николаевича и лично получил Высочайшие инструкции, а в-третьих, потому, что я каждую треть года получал 10 000 руб. золотом. Ну а если бы вместо всего этого посторонний человек ни улице подошел ко мне и объявил, что я посланник и послан туда-то и для того-то, так ведь я стал бы только озираться по сторонам, нет ли поблизости городового, чтобы защитить меня от этого манияка, который может, пожалуй, и на жизнь мою покуситься. А что касается до настоящего случая, то ведь бесспорных документов от вашего предполагаемого хозяина у вас нет, личной аудиенции вы у него не имели, жалованья от него не получаете, какой же вы посланник?».
В отличии от этого примера, Апостол Павел говорит, что он является посланником волей Божией. В Нем источник посланничества Павла. Сам Бог явился ему, Сам Бог руководил им, Сам Бог сделал его апостолом — посланником Иисуса Христа, вестником примирения. Затем апостол говорит непосредственно о христианах: «Находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1,1). Здесь, по словам автора, неточный перевод. Правильно будет не «находящимся», а «сущим в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе». Интересно пишет святитель Афанасий Великий. Он замечает, что сущие причастны Сущему, то есть Иегове, Яхве. Так вот, тут это же имя относится к христианам как к причастникам Сущего. Человек, находящийся в Боге, становится по-настоящему сущим, начинает по-настоящему существовать. В нем начинает бить вневременная жизнь, которая не зависит от потока времени, потому он - сущий. Человек вне Бога является по-настоящему несуществующим».
Апостол Павел обращается к сущим в Эфесе «святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1,1). Верные во Христе Иисусе — это те люди, которые приняли веру, сохраняют веру и по вере живут. Таковы стали ефесяны, принявшие христианскую веру. Но почему апостол называет их святыми? В чем видит он залог их спасения? Как возвещает он ефесянам важное учение о превознесении Воскресшего Христа, и как преподает им учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви? В этом послании Апостол говорит о сокровенности тайны призвания язычников в Церковь Христову и о том, что ему именно дана благодать возвещать эту тайну Христову язычникам. Он говорит о том, каково место каждого человека в Церкви, которая является Телом Христовым. Раскрывает апостол и мудрость христианского брака, и говорит о власти и подчинении. И все это объясняет автор этой книги, священник Даниил Сысоев.
*** По мнению архиепископа Аверкия (Таушева), к написанию это послания святого Павла подвигло «желание сообщить Ефесянам те высокие созерцания, в которые введен он был Духом Божиим в его узничестве. Другим поводом могло быть желание Апостола утешить Ефесян, скорбевших о бедствиях, которые постигли их духовного отца и учителя. И, наконец, третьим поводом могло быть опасение за Ефесян и желание предостеречь их от иудействующих и иных лжеучителей». Главное же, что открывает апостол Павел Ефесеням – это тайну спасения, тайну Домостроительства Божия. Об этом более подробно говорит священник Даниил Сысоев в книге «Строительство дома Божия».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!