У книжной полки. 21 марта

21 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Игумен Митрофан (Гудков). Избави, Господи, душу мою от гнева.

 

Святые отцы еще со времен премудрого Соломона много внимания уделяли обузданию стра­сти гневливости. Так, в притчах Соломона говорится: «Крот­кий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». А по словам преподобного Антония Великого, «Кто незло­бив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия». Позже, в 19 веке, архимандрит Фотий (Спасский), стойкий воин за чистоту православной веры, об угашении гнева писал: «Когда начинается в тебе движение гнева, тогда сотвори на себе крестное знамение, непрестанно умом твоим призывай Господа Иисуса в помощь утолити гневную бурю. И вскоре души смущение утихнет и будет тишина благодатная внутри сердца твоего...» Ту же цель, т.е. угашение гнева, ставил перед собой игумен Митрофан (Гудков), составитель книги «Избави, Господи, душу мою от гнева». Она вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница, в серии «Даруй, Господи, мне зрети мои прегрешения». ***

Предваряет данное издание слово клирика храма Державной иконы Божией Матери в Чертаново - священника Виктора Гусева, который говорит следующее: «Как часто мы раздражаемся на кого-то! Нам это кажется так естественно — ведь он говорит сущий вздор! Как здесь можно смолчать?! Так же быстро наше раздражение перерастает в гнев и даже в ярость. Сколько в таком состо­янии сказано лишних слов, сколько сделано напрасных, поспешных и вредных дел! Сколько совершено страшных и непоправимых поступков! Раздражение подкарауливает нас на каждом шагу, сопровождает нас на протяжении всей жизни. Мы так свыклись с ним, что считаем его естественным, - а как же может быть иначе! И порой даже не представляем, что можно и нужно бороться с этим устроением души - чуждым и несвойственным истинной человеческой природе».

Как отмечает автор предисловия, «гнев является одной из восьми страстей. Он - родитель множества грехов. Он, как и любой грех, совершает три основных действия. Во-первых, гнев разрушает самого человека, впавшего в гнев. По словам Марка Подвижника, эта страсть «опустошает всю душу, приводит ее в смятение и омрачает и человека делает подобным зверю». Во-вторых, гнев отрывает нас от других людей. И это понятно: вряд ли кто-нибудь из нас захочет вступать в тесные отношения с человеком гнев­ливым. И последнее и главное - гнев отрывает нас от Бога. Ведь, поддаваясь этому греху, мы приводим свою душу в такое состояние, которое несо­вместимо с Богом. Недаром некто из святых ска­зал: «Когда человек поддается гневу, Дух Божий отходит от него». Кстати, современная психоло­гия говорит о том же. Она утверждает, что ког­да человек находится под влиянием какой-либо сильной эмоции (гнева, например), то у него нарушаются процессы восприятия и мышления.

Теперь, - говорит отец Виктор, - подумаем: если в какой-то ситуации чело­век неправильно ее воспринимает и не может нормально думать, да к тому же если он «отогнал» от себя Бога, - что хорошего, правильного, конструктивного может он сделать в этой ситуации? Необходимо учесть еще одно свойство греха: если мы повторяем его и добровольно отдаемся ему, то тем самым мы укрепляем этот грех в себе, сами даем ему силу и власть действовать в нас. И может наступить такое состояние, когда грех уже сам действует в человеке, помимо его воли, не подчиняясь ему. Опыт наших святых показывает, что если человек долго согрешал вольно, то потом он и невольно будет согрешать. Как просто и как страшно: казалось бы, ничего особенного не происходит — ну, очередной раз человек поддался раздражению, — а ведь тем самым он укореняет гнев в себе и постепенно сам себя делает рабом этой страсти. Ведь всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34).

Как же вырваться из этого греховного плена и рабства? Об этом и рассказывает данная книга. Она содержит удивительные свидетельства жизни — творения святых отцов. Ведь наши с вами прославленные ныне предки настолько возлюби­ли Христа и настолько захотели быть с Ним, что все силы и время своей жизни посвятили тому, чтобы, во-первых, избавить себя от всего, что мешает человеку быть с Богом (прежде всего - от грехов и страстей), а во-вторых, стяжать такое устроение души, которое позволило бы им срод­ниться с Богом, навсегда «прилепиться» к Нему. Вся книга разделена на три части. Первая называется «Гнев людской». В ней собраны извлечения из книг «Добротолюбие» и «Лествицы», поучения святителей Иоанна Златоуста и Феофана Затворника, а также современных подвижников благочестия, которые рассматривают страсть гнева.

Для примера, прочитаю поучения некоторых святых отцов, которые взяты из книги «Добротолюбие». Так, по слову преподобного Нила Синайского, «Гнев - неистовая страсть - легко выводит из себя даже имеющих ведение, зверской делает душу и заставляет уклоняться от дружелюбного собеседования. Молитва раздраженного - мерзостное воскурение, псалмопение гневливого — непри­ятный звук». О силе и опасности гневливого состояния говорит преподобный Антоний Великий: «Как огонь сожигает большие леса, когда пре­небрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквер­нит и много принесет тебе неправых помышле­ний, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни». А по словам преподобного Исидора Пелусиота: «Пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит».

Во второй части, которая называется «Подрезай крылья гневу», собраны советы святых отцов и церковных писателей по искоренению страсти гневливости, а также предлагаются примеры кротости и смирения святых. Вот, например, что говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Господь всегда кротко и тихо беседовал; таким образом и нас побуждает к кротости и научает, чтобы мы, беседуя с кем-либо и убеждая, не доса­довали и не раздражались. Человек раздражительный не только ни в чем преуспеть не может, но и делает других еще более недоверчивыми. Поэтому надобно удерживать­ся от гнева, а в своих словах удостоверять других не только не с гневом, но и не криком, ибо крик — пища гнева. Итак, будем обуздывать этого коня, да так, что­бы не ниспровергнуть (разум); обрежем крылья гневу — и зло не поднимется высоко».

По словам святителя, «Гнев есть сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает челове­ка на вид неприятным и постыдным. Если бы чело­век разгневанный мог видеть себя во время свое­го гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего непри­ятнее лица раздраженного. Гнев есть какое-то опьянение или, лучше ска­зать, хуже опьянения. Но только постараемся не кричать — и мы найдем сами лучший путь любо­мудрия. Посему Павел внушает подавлять не толь­ко гнев, но и крик, говоря: всяк гнев и клич да возмется от вас (это в послании к Ефесянам. 4, 31). Будем же, - учит нас святой отец, - повиноваться этому учителю всякого любомудрия и, когда гнева­емся на кого-либо, помыслим о собственных сво­их согрешениях. Будем стараться всегда говорить кротко, чтобы, соделавшись смиренными серд­цем, обрести своим душам покой и в настоящей, и в будущей жизни».

В третьей части книги представлены беседы из «Творений святителей Василия Великого и Григория Богослова о страсти гневливости». По словам святителя Василия, эта страсть была изучена им на опыте, но не в самом себе, а совне. Святой отец, «находясь в спокойном состоянии» наблюдал «неблагообразное смятение одержимых сею страстью», и на самОм деле познал всю «верность изречения, что муж ярый неблагообразен» (Прит.11,25). «Эта страсть, - говорит святитель, - как скоро однажды отринет внушения рассудка и овладеет душою, делает уже человека совершенным зверем и не дозволяет ему быть человеком, лишив его помощи разума». Как объяснить это зло, как излечить эту болезнь духа, и говорят великие отцы-каппадокийцы в заключительной части книги.

 

*** Как отмечает в предисловии священник Виктор Гусев, «Писания святых отцов содержат уникальный и бесценный опыт жизни. Это опыт тщательнейшего и глубочайшего познания природы человека. Это опыт победоносной борьбы со страстями. Это опыт падений и величайших восхождений духа. Это опыт единения, общения с Богом, опыт богооткровений. Это - оставленное в назидание нам описание опытно проверенного, достоверного и доступного для нас пути восхождения к Богу». Будем надеяться, что этот опыт будет воспринят нашими читателями и поможет в борьбе со страстями, которые мешают нам соединиться с Богом.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать