Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Люди Смуты. История народного подвига.
Мы часто слышим слова: «В какое смутное, неспокойное время мы живём...» И это действительно так: и внешние угрозы, и общая нестабильность в мире, вызванная финансово-экономическим кризисом и чередой арабских революций, и войны, расплескавшиеся у наших южных границ. И наши собственные политические волнения, митинговые страсти, всеобщее нетерпение и неразумная торопливость в принятии решений... Всё это рождает в обществе ощущение кризиса всего и вся, шаткости основ нашего бытия». Но всё это было, и не однажды. Немного иначе, но всё же… Так, судьбоносной вехой истории России стала эпоха Смутного времени, когда жизнь государства буквально висела на волоске. Об этом периоде нашей истории рассказывает книга, которая вышла в свет в Издательстве Достоинство и называется – «Люди Смуты. История народного подвига». ***
Эта книга посвящена одному из самых трагических периодов отечественной истории - Смутному времени, когда решался вопрос о существовании государства Российского. Она вышла в свет в 2012 году, который был юбилейным: русский народ праздновал 400-летие окончания Смутного времени и восстановления государственности России, 400-летие мученической кончины Патриарха Гермогена и 400-летие прославления Казанской иконы Божией Матери. В центре внимания авторов книги — современных историков, краеведов, журналистов, изучавших период Смутного времени, - судьбы людей, которые явились главными действующими лицами Великой российской смуты. Статьи дают единую историческую картину эпохи и посвящены не только выдающимся государственным и духовным лидерам России и его героям, но и содержат портреты противников нашего Отечества.
В книге приведен полный список городов, участвовавших в преодолении Смутного времени, который показывает национальное единение народа, спасшего нашу страну от гибели и разорения. Издание открывается выступлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». Прочитаем фрагмент этого выступления. «Если говорить о Смуте, то это, по словам Святейшего, было время смятения умов в первую очередь, разделения народа, ослабления власти, когда перед каждым стоял выбор между подвигом и предательством. Это же самое время явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления», имена которых сегодня «практически изглажены из народной памяти».
Как отмечает Патриарх Кирилл, «это было поистине историческое испытание, ведь Смута являлась не просто политическим кризисом, не просто столкновением элит, не просто банальной борьбой за власть. То была явлена страшная угроза самому существованию государства, самому существованию суверенитета, независимости нашего народа, самому существованию нашей национальной самобытности. Под иностранным давлением вводился, как мы бы сейчас сказали, механизм внешнего управления, в результате которого Россия должна была стать провинцией другого государства. Ещё страшнее была угроза утраты духовной идентичности, латинизации Руси, отказа от православной веры, который, несомненно, означал бы конец русского независимого духовного и культурного национального бытия.
И, наконец, особенно удручающим был тот факт, что гибельная угроза для русского будущего надвигалась не только извне, но и изнутри. В 1612 году интервенты были уже в Кремле, они овладели сердцем страны, но пока только в географическом и политическом смысле. Куда хуже сознавать то, что завоеватели были близки к овладению сердцем нашей страны в духовном, в идеологическом смысле: они были близки к тому, чтобы подчинить себе умы и души боярской элиты. Той самой, которая, разуверившись в силе собственного народа и в историческом призвании России, была готова пригласить на царство представителя иноземной династии, исповедовавшего чужую веру, отрицавшего духовные традиции нашего народа и страны».
А что же народ? Как отмечает доктор исторических наук Наталья Нарочницкая, «в период Смуты и польской оккупации воззвание купца Минина по зрелости государственного сознания опережает западноевропейское гражданское мышление на два века: «Мужие, братие, - обращается он к народу, - вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится...» Он призывает соотечественников «помочь Московскому государству» и «постоять за чистую и непорочную Христову веру»: «Не пожалеем животов наших, - говорит Минин, - да не токмо животов... дворы свои продадим, жен и детей заложим...» Нижегородский купец ощущал себя гражданином, задолго до contrat social и был готов пожертвовать всем ради спасения Веры и Отечества».
По словам Натальи Нарочницкой, «в ополчении Минина и Пожарского участвовали многие народы, а татарские старейшины, ещё помнившие покорение Иваном Грозным Казани, не отвернулись от Москвы, а собрали деньги и людей и послали на помощь ополчению. Шаг за шагом оно восстанавливало управляемость территорией государства, создало институты, соответствующие современным комитетам по бюджету и налогам, по безопасности. Русский народ в течение Смуты упорно стремился к восстановлению законной, то есть освященной Церковью, царской власти, национальной по вере и духу. Как только такая власть была им восстановлена, сам он удалился от участия в управлении, не посягая на суверенитет этой верховной власти, который почитал неделимым».
Особую славу в Смутное время приобрела чудотворная икона Казанской Божией Матери. В Казанском ополчении был список с этой иконы, который воины вручили князю Дмитрию Пожарскому. В 1612 году икона стала Путеводительницей всего Второго ополчения, двинувшегося из Нижнего Новгорода на освобождение Москвы. Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство три дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражении, была расценена как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России. Михаил Феодорович Романов в память об этом событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8/21 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября/04 ноября).
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием, с ней связано и множество знаменательных и трогательных событий. Достаточно вспомнить, что список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы или то, как Михаил Илларионович Кутузов собственноручно вынес её из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда в конце августа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х, был возрождён уже в наши дни. И вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся молитвы пред ликом Казанской иконы Божией Матери. Молитвы о нашем народе, о нашей стране, которая могла уйти в небытие усилиями одних людей, но сохранилась мужественными подвигами других. Обо всех участниках событий Смутного времени – о защитниках и врагах нашего Отечества - рассказывает данная книга.
*** По словам Натальи Нарочницкой, «уроки истории весьма назидательны, и в них тоже можно и нужно искать объяснение наших взлётов и падений, подъёма и упадка. Если оглянуться и обратить взгляд к истории нашего Отечества, то вряд ли найдётся спокойный и благополучный век, когда русские бы не обороняли свои дома и сёла, когда не свирепствовали бы эпидемии и глад, и мор, когда бы люди не задумывались о правильности пути. На рубеже XVI века Иосиф Волоцкий пишет о том, что уже «настали времена люто», всё разваливается, являя сплошной грех и разложение. Но русские люди, преодолевая невзгоды и тяготы, созидали государство, приумножая его мощь, осваивали новые земли, вовлекали в своё историческое «делание» другие народы». Главное, мы не должны забывать, что Смутное время заканчивается тогда, когда русские люди оставляют распри и вспоминают то, что их объединяет – это вера наших отцов, вера Православная, это любовь к Богу, любовь к своей Родине и своему народу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 7 мая
День ангела. 7 мая
Церковный календарь 7 мая. Мученик Александр Лионский
Евангелие 7 мая. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его
Читаем Апостол. 7 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!