У книжной полки. 20 сентября

20 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иерей Даниил Сысоев. « Толкование на Первое и Второе Послания апо стола Павла к Коринфянам». 12 книга.

 

Как правильно «хвас тать»? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что подобное название книги заинтересует любого православного христианина, а может даже и тех, кто далек от Церкви. Ведь хвастаться – вроде как плохо с любой точки зрения, потому что хвастовство – это, по словарю Ожегова, « неумеренное восхваление чего-нибудь своего, своих достоинств». Но именно так поступает апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, он хвалит свое служение и не считает зазорным хвалиться. «Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться», - говорит он . И снова загадка – как это – апостол хвалится? Разобраться в этом вопросе нам поможет книга, которая завершает цикл бесед священника Даниила Сысоева на тему « Толкование на Первое и Второе Послания апо стола Павла к Коринфянам», опубликованное в 12 частях «Миссионерским центром имени иерея Даниила Сысоева». Эта –12 книга и называется – « Как правильно «хвас тать»?»

Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию заключительную часть « Толкования на Первое и Второе Послания апо стола Павла к Коринфянам», составленное священником Даниилом Сысоевым, с которым мы знакомили вас в течении года. В этой, 12 части, отец Даниил рассматривает Второе послание к Коринфянам, главы с 9 по 13-ю. Как отмечает автор, в 9 главе апостол Павел продолжает тему милостыни, которую необходимо собирать для Церквей Божиих в Иудее и призывает коринфян оправдать похвалу. Апостол говорит: «Я понимаю, что мне и учить-то вас нечему, потому что вы служите образцом, и я вами всегда хвалюсь». Павел заявляет, что коринфяне уже готовы, и он ими хвалился перед Македонской Церковью. По словам отца Даниила, апостол здесь действует, следуя очень важному миссионерскому принципу.

Так, обращаясь к незнакомому человеку, можно поступать по-разному. Можно сказать так: «Ой, грешник! В церковь не ходит, пьет, ругается. Свинья этакая». А в результате ответят: «Иди ты отсюда!» Но можно сказать и так: «Ну, мы-то с вами понимаем, что вы люди нормальные. Вы, конечно, каждое воскресенье в церковь ходите, что вас учить?» Человек смутится: «Вроде не каждое...» Или скажешь какому-нибудь хулигану: «Ты, конечно, отца с матерью всегда слушаешься, учителей уважаешь. Ты прекрасный, благородный человек. Мы-то с тобой всё понимаем». А он начнет в уголочек зажиматься от смущения. Апостол как раз и использует эту практику. Он пишет: «Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих» (2Кор. 9; 1-2).

Апостол Павел говорит: «Как замечательно, что ваша горячность, ваше рвение собирать пожертвования для находящейся в гонении Церкви Иерусалимской столь многих уже воодушевила!» Причем думается, - отмечает автор, - что апостол здесь не преувеличил и воодушевление у коринфян было, а вот до дела руки не доходили. Есть такой тип людей, у которых языки длинные и они постоянно строят грандиозные планы, но как доходит до дела — отступаются. Сразу говорят, что некогда, невозможно и т. д. Поэтому тут же апостол беспокоится, чтобы не оказалась пустой его похвала коринфянам. По словам отца Даниила, могло получиться так: Павел похвалил христиан Коринфа за то, что они уже все собрали, и вот приходят братья из Иерусалима за милостыней, а ничего нет. Апостол Павел отождествляет себя с коринфянами и пишет, что опасается испытать позор за них, так как он фактически за них поручился. Он обещал, что коринфяне будут щедры и проявят любовь к страдающим, а в итоге они могут оказаться совсем другими. Виноватыми же окажутся апостолы, так как они столь смело поручились.

Далее апостол говорит о том, как должно подавать милостыню, какой должен быть внутренний настрой человека, совершающего благодеяние. Святой Павел, по словам автора, учит, что, подавая милостыню нуждающимся, нужно делать это с радостью, а не так, будто несешь какую-то обузу. Златоуст указывает: «Видишь ли, как в самом увещании показывает тотчас и плод, подаянием приносимый, то есть что подающие исполняются благословения» . Что значит «исполняются благословения»? Подающий милостыню исполняется благословения от тех, кому он благотворит, но это не главное. Важнее то, что «благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодея ние его» (Притч, 19; 17). Человек, который дает милостыню, сразу же получает от Бога благословение. То есть еще на земле Господь одобряет его поступок, и человек это чувствует. Поэтому есть люди, которые входят в такой вкус к милостыне, что не могут остановиться.

С 10 главы, по словам автора, апостол Павел начинает отвечать на обвинения в слабости и беззащитности своей. В Коринфе была группа клеветников, которая возводила на него самые разные обвинения: что он на самом деле не настоящий апостол, настоящие же апостолы именно они и так далее. Апостол Павел, обличая их и показывая свое посланничество, говорит очень жестко, обличая и клеветников, и тех, кто их слушает. Почему-то мы забыли, - говорит отец Даниил, что грехом является не только клевета, но и соучастие в клевете. Апостол же говорит прямо, что участие в клевете он жестко отвергает, и тем самым показывает, что он обладает внутренней властью, что он может проявить власть большую, чем кажется тем, кто на него клевещет, и что они могут убедиться в этом на собственном опыте.

Таким образом, прочитав 10 главу и толкование, предложенное отцом Даниилом, читатели увидят, как апостол начинает отстаивать апостольское достоинство, как он жестко обличает тех самохвалов, которые хвалят себя за чужые труды. Сам же апостол 11 главе Послания к Коринфянам начинает хвалить свое служение. Он не считает для себя зазорным хвалиться, потому что тут речь идет не о его личности, а о содержании его вести. В то время атака шла не просто на личность Павла, а на содержание его проповеди. Но принимаясь хвалиться, апостол Павел говорит: «О, если бы вы несколько были снисходи тельны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне» (2Кор. 11; 1).Оправдываясь, святой Павел начинает делать многократные оговорки. Он напоминает о своих грехах, которые не помянул Бог, и называет себя недостойным звания апостольского. Он просит, чтобы коринфяне потерпели его хвастовство, поскольку оно пойдет на их пользу.

 

Как отмечает отец Даниил, в этом Послании Павел дает нам урок. Дерзая говорить о себе что-то очень хорошее и возвышенное, дабы примером вдохновить других людей, нужно помнить, что это немножко неправильно. «Хвалящийся хвались Господом» (2 Kop . 10; 17), как сказано в Писании. Апостол вынужденно рассказывает о себе, чтобы показать значимость служения слова у язычников, но тем не менее считает, что это не вполне правильно. Из этой главы мы можем вывести следующий урок: всегда нужно быть предельно скромным, а особенно говоря о себе. Если же мы вынуждены говорить о себе что-то хорошее, то должны подчеркивать, что не совсем этично, с точки зрения христианства, выставлять свои преимущества или добродетели.

В двенадцатой главе Второго Послания к Коринфянам апостола Павла прослеживается несколько тем. Апостол говорит не только о своих видениях и откровениях, но и о немощах, о том, как они бывают сопряжены с его силой. Он указывает на то, что служители не должны являться бременем для верующих. Сам апостол старался жить так, чтобы никого не обременять. В предыдущей, одиннадцатой главе апостол Павел дважды говорил о том, что хвалиться — значит безумствовать. Но всё-таки прибегнул к форме юродства — вынужденного религиозного безумия в своей проповеди, потому что не смог найти иных аргументов для коринфских христиан. Для чего он это делал, читатели узнают, открыв « Второе Послания апостола Павла к Коринфянам», и толкование на него, составленное священником Даниилом Сысоевым.

 

*** Дорогие друзья! В завершение программы напоминаю вам, что «Толкование на Первое и Второе Послания апостола Павла к Коринфянам» было выпущено Издательством фонда «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева» к 5-летию мученической кончины автора. Издание представлено в 12 частях. Каждая брошюра посвящена раскрытию отдельной темы, но собранные все вместе они представляют собой толкование на единое апостольское чтение. Ознакомившись с полным собранием, по мнению издателей, можно будет с легкостью ответить на многие вопросы, которые священник Даниил Сысоев раскрывает, опираясь на Священное Писание и писания святых отцов – святителей Иоанна Златоуста и Феофана Затворника.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать