Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архиепископ Иларион (Алфеев) Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание.
20 ноября 1946 г. в городе на Неве в семье протоиерея Михаила и Раисы Гундяевых родился второй сын, которого нарекли Владимиром. С самого раннего возраста Володя горел желанием служить Церкви, поэтому 3 апреля 1969 в возрасте 22-х лет принял монашеский постриг с именем Кирилл. Долгие годы служения, сначала на посту ректора духовной академии, а затем епархиального архиерея и председателя ОВЦС - подготовили его к той высокой миссии, которую он выполняет сегодня - к Первосвятительскому служению. 1 февраля 2009 года в храме Христа Спасителя состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Жизнеописание Святейшего до его избрания на Патриарший престол, а также его суждения по основным богословским и нравственным проблемам составили книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Эксмо и называется - «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание». ***
Автор этой книги – архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский Иларион (Алфеев) – ближайший соратник Патриарха Кирилла и его приемник на посту председателя Отдела внешних церковных связей. По словам Владыки Илариона, данная книга была написана в ответ на многочисленные просьбы людей, как церковных, так и далеких от Церкви, которых интересует личность Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем Отдела внешних церковных связей, на протяжении многих лет регулярно выступал по телевидению и в других средствах массовой информации. Его суждения по основным вопросам современности хорошо известны тем, кто постоянно следит за жизнью Церкви.
В то же время, - отмечает митрополит Иларион, - никому до сих пор не приходило в голову систематизировать его мысли, высказанные в разное время, в разных аудиториях, по разным поводам. До сих пор не было подробной биографии Патриарха, за исключением официального сухого перечня заслуг и церковных послушаний. Эти очевидные пробелы и призвана заполнить настоящая книга. Она построена в форме диалога между автором и главным героем - диалога, в котором герою отдано абсолютное преимущество. Визуально авторский текст очень легко отличить от мыслей героя книги, ибо последние всегда выделены курсивом и снабжены ссылками на источник. В биографическом разделе авторский комментарий в основном посвящен историческому контексту тех событий, с которыми связана жизнь Патриарха Кирилла.
В соответствии с подзаголовком ― «Жизнь и миросозерцание» ― книга состоит из двух частей. Первая содержит жизнеописание Святейшего Патриарха Кирилла до избрания на Патриарший престол, рассказывает о его пути к высшему церковному служению. Так, например, Предстоятель Русской Церкви вспоминает: ««Я всегда хотел быть священником: не помню того времени, когда бы я не хотел быть священником. Вскоре после того, как я научился ходить и говорить, я потребовал, чтобы у меня было свое облачение. Одна монахиня, алтарница в храме Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде (это первый храм, где служил мой отец), сшила мне из части старого протодиаконского ораря епитрахиль, а мама сделала палицу. Какую-то ткань я использовал в качестве фелони – и «служил».
А вот что вспоминает Святейший о том, как он категорически отказывался вступать ряды детских советских организаций: «Я довольно много страдал в школьные годы, потому что не вступал в пионеры и комсомол. И при этом я был одним из лучших учеников. Поэтому обо мне газеты стали писать не в 90-е годы, а в 60-е, но писали критически. Вот есть такой мальчик, учится на «пятерки», а не пионер и не комсомолец, к тому же верующий. Трудное было время. Я шел в школу, как на Голгофу. Очень часто меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя к таким диспутам были не готовы, а я старался быть готовым». Твердость, с которой будущий Архипастырь отстаивал свои убеждения, была следствием воспитания, полученного им в семье. Зная об исповедническом пути отца и деда – протоиерея Михаила Гундяева и священника Василия Гундяева – он готов был повторить этот путь.
После 8-го класса Володя ушел из родительского дома и поступил на работу в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию Северо-Западного геологического управления. О мотивах, заставивших его принять это решение, Патриарх Кирилл говорит: «Уже в 15 лет у меня были четкие убеждения и представление о будущем. В этом возрасте я ушел из дома и стал жить самостоятельно. Но ушел не потому, что было что-то не так. Я не мог, чтобы родители все время заботились обо мне материально. Испросив у них благословение, я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию. Одновременно продолжал учиться в вечерней школе. На работе я оказался в среде глубоко верующих людей. Это была петербургская интеллигенция, давшая мне достаточно много. Эти люди приучили меня к серьезной музыке. Мы часто ходили в Мариинский театр, в филармонию. Общение с ними усилило мой интерес к поэзии и к художественной литературе».
В геологической экспедиции Владимир проработал с 1962 по 1965 год, одновременно обучаясь в вечерней школе. После окончания школы хотел поступить на физический факультет Ленинградского университета, так как в годы учебы у него началось увлечение точными науками, особенно физикой и химией. Желание быть священником не оставляло Владимира, но «идея была такая – вначале получить высшее светское образование, какие-то навыки научной работы, а потом уже поступить в духовную семинарию». Однако старший брат, к тому времени уже учившийся в духовной семинарии, порекомендовал Владимиру посоветоваться о своем будущем с митрополитом Никодимом (Ротовым). Пойти на прием к человеку, который был митрополитом Ленинградским и фактически вторым лицом в Церкви, казалось немыслимым для вчерашнего школьника.
Об этом Патриарх Кирилл вспоминает: «Накануне встречи не мог уснуть, так волновался. Из дома вышел задолго до назначенного часа. Ехал до Лавры на троллейбусе и с каждой остановкой волнение усиливалось. С трепетом вошел в кабинет владыки, но он встретил меня так задушевно, что от робости не осталось и следа. Выслушав меня, он сказал: «Знаешь, Володя, ученых в нашей стране очень много, если их поставить друг за другом, то цепочка дотянется до Москвы, а вот священников мало. Кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Так что поступай-ка ты сразу в семинарию». Встреча с митрополитом Никодимом предопределила всю жизнь будущего Патриарха. И поэтому отдельная глава этой книги посвящена человеку, которого Патриарх считает своим учителем и который оказал решающее влияние на формирование его личности и мировоззрения.
Вторая часть книги, по словам владыки Илариона, представляет собой попытку суммарного изложения богословских и социокультурных воззрений Предстоятеля. Патриарх Кирилл - выдающийся оратор, мастер устного слова. Его проповеди и другие выступления отличаются насыщенностью и глубиной мысли, динамизмом, яркостью формулировок. Само литературное наследие Патриарха Кирилла весьма обширно. С точки зрения способов создания текстов оно подразделяется на три категории. К первой относятся его устные выступления в различных аудиториях, расшифрованные по аудиозаписи и отредактированные. Ко второй - статьи и доклады, которые он писал самостоятельно. К третьей - статьи, доклады и интервью, текст которых готовился его помощниками под его диктовку или по намеченному им плану.
На наш взгляд, - говорит владыка Иларион, - наиболее интересным пластом творчества Патриарха являются работы, принадлежащие к первым двум категориям. Именно в них звучит его живой голос, чувствуется пульсация его богословской мысли. Однако в настоящей книге использованы все три типа источников, дабы богословская мысль Патриарха была представлена с достаточной полнотой. И все же, несмотря на использование столь обширного материала, многое в деятельности Патриарха Кирилла и многие его высказывания по основным современным вопросам остались за кадром. Но может быть, говорит митрополит Иларион, эти неизбежные упущения будут восполнены другими исследователями и летописцами.
*** Нынешнее служение Святейшего Патриарха Кирилла, по словам митрополита Илариона (Алфеева), является естественным продолжением миссионерского и просветительского делания, которому он отдал всю свою сознательную церковную жизнь. Мощный духовный импульс, исходящий от Патриарха, распространяется ныне на всю Русскую Православную Церковь. Настоящая книга, по словам издателей, это живой и драматичный рассказ о личности Святейшего, о его участии в ключевых событиях новейшей истории России и мира. Этот рассказ призван помочь читателю ближе познакомиться с жизнью и мировоззрением Предстоятеля Русской Церкви.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!