У книжной полки. 20 апреля

20 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Словами святых о спасении.

 

По словам преподобного Макария Великого, «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разных тварей, сотворил небо и землю, солнце, луну, воду, деревья плодоносные, всяких животных. Но ни в одной из этих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает». Продолжая эту мысль святого отца, можно задаться вопросами: Если «тело и душу человека создал Господь в жилище Себе», то неужели Он не спасет любимое создание Свое? И каким образом совершается наше спасение? На эти вопросы отвечают многие святые отцы, и в частности те, чьи избранные поучения о спасении собраны на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Светоч. Она называется – «Словами святых о спасении».

В этой книге собраны мудрые наставления великих отцов нашей Церкви: преподобных Антония Великого, Макария Великого, Исаака Сирина и Максима Исповедника. Наставления каждого отдельно взятого святого предваряется кратким его житием, соответственно вся книга делится на четыре части. И в первой из них представлено житие прп. Антония Великого, о котором говорится, что родился он «в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды в храме Антоний услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства, сестру поручил известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.

Много лет прожил Антоний в уединении, и так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, - в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Однажды среди ужасной борьбы с помыслами прп. Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», - сказал ему Ангел Господень. Постепенно вокруг святого собирались иноки, желающие подражать ему. И он заботился о том, чтобы укоренить в них благочестивое на­строение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости , ему было 106 лет, и за свои подвиги заслужил наименование Великого.

О спасении прп. Антоний в частности пишет: «Муж умный, помышляя о сопребывании и общении с Божеством, никогда не прилепится ни к чему земному или низкому, но устремляет ум свой к небесному и вечному, зная, что воля Божия — сия вина всякого добра и источник вечных благ для людей — есть та, чтоб человек спасся. Если мы употребляем все старание и все средства для избежания смерти телесной, то тем паче должны стараться избежать смерти душевной, ибо кто хочет спастись, тому нет к тому никакого препятствия — разве только нерадение и разленение души». «Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей». «По человеколюбию создавшего нас Бога, ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса». «Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь».

Продолжает издание житие и наставления преподобного Макария Великого. Родился он в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании старших, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошёл к преподобному Антонию Великому, о котором слышал, ещё живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. Возле Антония преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.

Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен на­стоятелем иноков, живших в Скитской пусты­не. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с дву­мя другими учениками преподобного Антония святой Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его и как некое богатейшее наследие получил посох препо­добного Антония, которым тот поддерживал в дороге своё немощное тело, удручённое старо­стью и постническими подвигами. Словно с этим посохом преподобный Мака­рий принял и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой и пророк Елисей после Илии пророка. Силой этого духа преподоб­ный Макарий сотворил многие чудеса.

Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом — основная мысль в творениях преподобного Макария. По словам святого отца «душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку». Как отмечает прп. Макарий, Бог вложил в душу человека «разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, сделал ее удободвижной, легкокрылой, неутомимой, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслью служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом, создал ее такой, чтоб сделаться ей невестой и сообщницей Его, чтоб и Ему быть в единении с ней, и ей быть с Ним в единый дух».

О земной жизни преподобного Исаака Сирина, чьи наставления составили следующую часть книги, известно очень мало. Преподобный Исаак, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Map Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный отец, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Брат не раз убеждал его вернуться в обитель, но святой Исаак не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Святой пробыл епископом всего пять месяцев. причем есть характерный рассказ о его уходе с ниневийской кафедры: рассматривая спор о деньгах, он сослался на евангельский завет прощения, что никак не повлияло на спорщиков. Исаак Сирин сказал: «Если они, живущие здесь, не повинуются евангельским повелениям Госпо­да, тогда зачем я пришел что-то здесь делать».

Видя грубые нравы жителей города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их и, кроме того, тосковал по тишине отшельниче­ской жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, дос­тигнув высокого духовного совершенства. Скончался в начале 8 века. Из наставлений святого приведу следующие его слова: «Без попущения искушений невозможно познать нам истины. Точное же удостоверение в этом находит человек в мысли, что Бог имеет о человеке великое промышление и что нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом, особливо же ясно, как по указанию перста, усматривает сие на взыскавших Бога и на терпящих страдания ради Него».

 

*** Последнюю часть книги составили наставления прп. Максима Исповедника, который защищая Православие, обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епи­скопы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», - свидетельствует его житие. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие, основанное на духовно-опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, которое впоследствии было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы. Отдельные поучения святого Максима о спасении завершают данную книгу. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать