Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Словами святых о спасении.
По словам преподобного Макария Великого, «нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душой. Бог сотворил разных тварей, сотворил небо и землю, солнце, луну, воду, деревья плодоносные, всяких животных. Но ни в одной из этих тварей не почивает Господь. Всякая тварь во власти Его, однако же не утвердил Он в них престола, не установил с ними общения; благоволил же о едином человеке, с ним вступил в общение и в нем почивает». Продолжая эту мысль святого отца, можно задаться вопросами: Если «тело и душу человека создал Господь в жилище Себе», то неужели Он не спасет любимое создание Свое? И каким образом совершается наше спасение? На эти вопросы отвечают многие святые отцы, и в частности те, чьи избранные поучения о спасении собраны на страницах книги, которая вышла в свет в Издательстве Светоч. Она называется – «Словами святых о спасении».
В этой книге собраны мудрые наставления великих отцов нашей Церкви: преподобных Антония Великого, Макария Великого, Исаака Сирина и Максима Исповедника. Наставления каждого отдельно взятого святого предваряется кратким его житием, соответственно вся книга делится на четыре части. И в первой из них представлено житие прп. Антония Великого, о котором говорится, что родился он «в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды в храме Антоний услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19,21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства, сестру поручил известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Много лет прожил Антоний в уединении, и так прославился своими подвигами, что его звали «другом Божиим». Нельзя изобразить, сколько искушений и борьбы вынес этот великий подвижник. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, - в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Однажды среди ужасной борьбы с помыслами прп. Антоний воззвал: «Господи, я хочу спастись, а помыслы не дают мне». Вдруг он видит: кто-то похожий на него сидит и работает, потом встал и начал молиться, затем опять сел за работу. «Делай так и спасешься», - сказал ему Ангел Господень. Постепенно вокруг святого собирались иноки, желающие подражать ему. И он заботился о том, чтобы укоренить в них благочестивое настроение, внушал им преданность воле Божией, молитву, отрешение от всего земного, неусыпный труд. Преподобный Антоний скончался в глубокой старости , ему было 106 лет, и за свои подвиги заслужил наименование Великого.
О спасении прп. Антоний в частности пишет: «Муж умный, помышляя о сопребывании и общении с Божеством, никогда не прилепится ни к чему земному или низкому, но устремляет ум свой к небесному и вечному, зная, что воля Божия — сия вина всякого добра и источник вечных благ для людей — есть та, чтоб человек спасся. Если мы употребляем все старание и все средства для избежания смерти телесной, то тем паче должны стараться избежать смерти душевной, ибо кто хочет спастись, тому нет к тому никакого препятствия — разве только нерадение и разленение души». «Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей». «По человеколюбию создавшего нас Бога, ко спасению есть весьма много путей, обращающих души и возводящих их на небеса». «Началом же спасения и Царствия Небесного бывает для души любовь».
Продолжает издание житие и наставления преподобного Макария Великого. Родился он в Египте около 301 года. С любовью и усердием послужил он своим родителям в старости, исполняя заповедь о почитании старших, и по кончине их сделался совершенно свободным от житейских забот. Под руководством опытного старца-инока преподобный Макарий стал проходить безмолвное иноческое житие и рукоделие. Сначала он поселился в пустынном месте недалеко от селения, где жил, потом преподобный переселился на Нитрийскую гору в Фаранской пустыне. Прожив три года в пустыне, он пошёл к преподобному Антонию Великому, о котором слышал, ещё живя в миру, и горел желанием его видеть. Преподобный авва Антоний с любовью принял блаженного Макария, который сделался его преданным учеником и последователем. Возле Антония преподобный Макарий жил долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитскую пустыню и там столь просиял своими подвигами, что его стали называть «юношей-старцем», так как, едва достигнув тридцатилетнего возраста, он проявил себя опытным, зрелым иноком.
Здесь преподобному Макарию приходилось бороться с бесами день и ночь, и они вопили, что не могут победить его, потому что он имеет великое оружие — смирение. Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Вместе с двумя другими учениками преподобного Антония святой Макарий сподобился присутствовать при блаженной кончине его и как некое богатейшее наследие получил посох преподобного Антония, которым тот поддерживал в дороге своё немощное тело, удручённое старостью и постническими подвигами. Словно с этим посохом преподобный Макарий принял и дух Антония Великого, как некогда воспринял таковой и пророк Елисей после Илии пророка. Силой этого духа преподобный Макарий сотворил многие чудеса.
Свой обильный и подвижнический опыт авва претворил в глубокие богословские творения. 50 бесед и 7 подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Высшее благо и цель человека — соединение душ с Богом — основная мысль в творениях преподобного Макария. По словам святого отца «душа смысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Господе. И Господь ни к кому не благоволит, как только к единому человеку». Как отмечает прп. Макарий, Бог вложил в душу человека «разумение, волю, владычественный ум, воцарил в ней и иную великую утонченность, сделал ее удободвижной, легкокрылой, неутомимой, даровал ей приходить и уходить в одно мгновение и мыслью служить Ему, когда хочет Дух. Одним словом, создал ее такой, чтоб сделаться ей невестой и сообщницей Его, чтоб и Ему быть в единении с ней, и ей быть с Ним в единый дух».
О земной жизни преподобного Исаака Сирина, чьи наставления составили следующую часть книги, известно очень мало. Преподобный Исаак, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Map Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный отец, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор и вел строгую подвижническую жизнь в пустыне. Брат не раз убеждал его вернуться в обитель, но святой Исаак не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Святой пробыл епископом всего пять месяцев. причем есть характерный рассказ о его уходе с ниневийской кафедры: рассматривая спор о деньгах, он сослался на евангельский завет прощения, что никак не повлияло на спорщиков. Исаак Сирин сказал: «Если они, живущие здесь, не повинуются евангельским повелениям Господа, тогда зачем я пришел что-то здесь делать».
Видя грубые нравы жителей города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. Скончался в начале 8 века. Из наставлений святого приведу следующие его слова: «Без попущения искушений невозможно познать нам истины. Точное же удостоверение в этом находит человек в мысли, что Бог имеет о человеке великое промышление и что нет человека, который бы не состоял под Его Промыслом, особливо же ясно, как по указанию перста, усматривает сие на взыскавших Бога и на терпящих страдания ради Него».
*** Последнюю часть книги составили наставления прп. Максима Исповедника, который защищая Православие, обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», - свидетельствует его житие. Преподобный Максим Исповедник оставил Церкви большое богословское наследие, основанное на духовно-опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, которое впоследствии было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы. Отдельные поучения святого Максима о спасении завершают данную книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!