У книжной полки. 2 июня

2 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Протоиерей Андрей Ткачев. Миссионерские записки.

 

Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16). Так проповедь слова Божия была возложена на апостолов, а после на их преемников - епископов и священников, и исполнение этой заповеди Христа во все времена не теряет своего значения. Много духоносных мужей потрудилось на этом поприще миссионерского служения, достаточно вспомнить имена таких святых отцов, как святители Стефан Пермский, Иннокентий (Вениаминов), Николай (Касаткин), Патриарх Тихон, преподобный Макарий (Глухарев). Их труды служат маяком для современных проповедников слова Божия, в число которых входит известный миссионер, писатель, публицист, протоиерей Андрей Ткачев. Книга этого автора, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, называется – «Миссионерские записки». ***

Книга - «Миссионерские записки» - вышла в свет в Издательстве Сретенского монастыря и включает в себя размышления протоиерея Андрея Ткачева об одном из самых сложных, но в то же время самых важных и необходимых дел для каждого священника — о проповеди веры Христовой и о тех сложностях, с которыми связана она в современном мире. Чего ждут люди от Церкви? Что может и должна она им дать? На что похожа и насколько вообще возможна миссия (проповедь веры) в наши дни? Какова роль проповедника? Простым и живым языком пишет автор о серьёзных и важных проблемах христианской жизни, делая их более близкими и понятными каждому из нас.

Открывает книгу очерк, который называется – «О миссионерстве». Здесь автор пишет в частности следующее: «Пригласили священника в школу с детьми побеседовать. И пока по коридору в аудиторию шли, завуч священника просит: «Вы им скажите, чтоб они себя вели хорошо, не курили на переменах, на уроках sms-ками не обменивались, в туалетах на кафеле гадости не рисовали фломастером». Пригласили священника в армию. И пока через плац с дежурным офицером в актовый зал шли, офицер священника просит: «Вы им скажите, чтоб они приказы командиров исполняли безропотно, чтоб с оружием вели себя осторожно, чтоб в село за самогонкой в самоволку не бегали, чтоб деды младших сильно не обижали». Привели родители ребенка первый раз на исповедь. Говорят ему: «Ты ж обязательно батюшке скажи, что ты нас с папой не слушаешься». А батюшке говорят: «Уж вы его пожурите, чтоб он не был таким строптивым, чтоб ел то, что дают, не спорил с нами, слушался».

Таким образом, как отмечает автор, "куда бы священник ни пришёл и кого бы к нему ни привели, всем, в первую очередь, желательно, чтобы в мире умножилось послушание. Чтобы умножилась молитва и родилось богопознание – так этого нет. Главное – послушание подавай. Архимеду нужен был рычаг и точка опоры, чтобы перевернуть мир. Кажется, - говорит отец Андрей, - начальники и командиры всех сортов видят в священниках рычаг для переворачивания мозгов подчиненных в сторону послушания. Это неправильно. Упрекают дореволюционную Церковь в том, что она слишком была связана с монархическим режимом, что она превратилась в одну из главных его подпор. И пострадала, дескать, затем так жестоко из-за крушения режима, который подпирала и поддерживала. Может быть, это и так, но ведь сегодня от Церкви хотят того же самого – подпирать и поддерживать. В Церкви ищут не Церковь, но некоторые из ее функций, далеко, кстати, не основные.

Далее отец Андрей приводит известные слова Христа из Евангелия: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф., 9, 13). Эти слова процитированы из книги пророка Осии, и у них есть продолжение: «Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос., 6, 6). Боговедение – это знание Бога, такая память о Нём, которая стремится стать непрестанной, поучение в Его слове, исполнение заповедей. Послушание младших старшим и подчиненных – начальникам, милосердие, справедливость в судах, верность в браках – это лишь плоды боговедения. Нельзя искать плодов, не окапывая и не поливая корни. Как отмечает автор, когда священника зовут в школу или армию, это уже хорошо. И не страшно, что его просят повлиять на подчиненных с целью улучшения их дисциплины. Пусть просят. А священник все равно пусть главной своей задачей считает разговор с людьми о Боге. Улучшение дисциплины будет побочным продуктом светлых знаний о Господе Иисусе Христе. И передача этих святых знаний – главная задача священника, ибо уста священника должны хранить ведение, и Закона ищут от уст его, потому что он – вестник Господа Саваофа (Мал., 2, 7).

В одном из следующих своих очерков, отец Андрей размышляет о том, что проповеднику часто приходится объяснять людям самые простые вещи, тогда как ему кажется, что «элементарные положения вероучения людям понятны, и … нужно нырять в глубину и доставать оттуда сокровища, т.е. искать и раскрывать сложные темы. Но это – ошибка. Темы простые, элементарные сплошь и рядом непонятны. Всезнайство в области различных наук, усложнение социального общежития ознаменовались бытовой дикостью в вопросах религии. Поэтому пастырь обречен на повторение банальностей. Банальностей, которые, вместе с тем, похожи на открытие Америки. Апостол Павел в послании к Евреям сетовал на то, что по возрасту им давно пора быть учителями других, а он вынужден говорить с ними о началах веры и об обращении от мертвых дел к Богу Живому. Нечто подобное происходит и с нами.

Уже все великое в истории было. И великая аскеза, и богословские взлеты, и страдания за веру, и извлечение сотен смыслов из каждой черточки в Писании. Но нам опять предлежит, оставив на время исихазм и столпничество, говорить о том, что Бог есть и будет Страшный Суд. Нужно говорить о том, что поиск незыблемого счастья в этом мире есть обманчивая мечта, что мир испортился вместе с человеком из-за греха, что вместо того, чтобы стать всецелым раем, мир стал всецелым исправительно-трудовым лагерем. После того, как воскрес Христос, смерть для верующего стала амнистией и выходом на волю. А до этого дня освобождения нужно с жалостью и состраданием относиться к таким же, как ты, узникам, делать добро ради Христа, а не для возврата или похвалы и запасаться терпением. Еще молиться надо. Понемножку, но часто. Молиться, но не замаливаться. И не надо пускаться в сложности. С упорством человека, кое-кому могущего показаться ограниченным, нужно ежедневно говорить простые вещи на простом языке. Это нам они кажутся банальностями. Людям, сплошь и рядом, они – открытие Америки.

Для тех, кто не знает, что является незыблемым фундаментом веры Церкви и жизни Церкви, автор говорит в следующем очерке. Этот фундамент есть акт воскресения Христа из мертвых. Рассказ евангелистов о Воскресении Спасителя разделен на одиннадцать зачал, читаемых в течение года на воскресном всенощном бдении. И именно эта главнейшая часть Нового Завета остается не истолкованной, необъясненной, поскольку у нас нет традиции произносить проповеди на Всенощной службе. «Писание – это не то, что читается, а то, что понимается», – сказали древние. Понимание приходит только после проповеди в молитвенном собрании, после изъяснения и толкования. По мнению автора, необходимо ввести проповедь в вечернюю службу накануне воскресения, когда читается о победе Христа над смертью. Пасху Церковь празднует каждое воскресенье, то есть 52 раза в году, и, значит, нет никакого смысла лишать человеческие души еженедельной проповеди о Воскресшем Иисусе.

Однако поле проповеди может быть еще шире. Так, по словам отца Андрея, «свой миссионерский компонент есть и у каждой требы. Например, освящение квартиры. Ведь можно взять уже освященную воду, прочесть молитву, окропить, выпить рюмочку и сказать: «С Богом оставайтесь». А можно отслужить полностью малое водосвятие, превратить на полчаса жилище в храм, продлить молитву. Обязательно сказать слово. За стол пригласят – надо согласиться. Люди всегда имеют несколько вопросов к священнику. Имеют, но годами их не задают, поскольку далеко не все рвы между клиром и миром уже засыпаны. Пока человек придет в храм, пока дождется к себе внимания, могут действительно пройти годы. Но у себя дома он чувствует себя комфортно и защищено. Ему легче раскрыться. Тогда-то и происходят, зачастую, долгожданные и серьезные разговоры о «едином на потребу».

 

*** По словам протоиерея Андрея Ткачева, «Священник может спасаться, только спасая. Отшельник бежит от всех, чтобы найти Единого. Священник от всех бежать не может, не имеет права. Он может спастись, лишь помогая спасаться многим. Поэтому он не имеет права молчать. «Отверзу уста моя и наполнятся Духа», – это не только ирмос Богородичного канона. Это священническое кредо. Обращаясь к другим, священник обращается и к себе самому. Не сверху вниз, как больший – меньшим, а лицом к лицу, как брат – братьям. И его слово, сказанное от сердца другим, спасает и возвращает на правый путь самого проповедника.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать