Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святитель Филарет, митрополит Московский. Переписка с современницами.
По словам Патриарха Алексия I, «Имя митрополита Филарета, блиставшее в истории Российской Церкви и Российского государства на протяжении многих десятилетий, … является теперь синонимом закона, правды, мудрости, непререкаемости. И теперь нет, - говорил Святейший, - и в будущем, надеемся, не будет главы, которая бы не склонилась в благоговейном безмолвии пред этим великим и славным именем». Однако стоит отметить, что современники относились к Московскому архипастырю по-разному. Кого-то смущал его суровый облик, кого-то не устраивала «ортодоксально-гранитная личность Московского святителя». Но были у Московского архипастыря и искренние почитатели, ценившие его «горячий и горящий зоркий ум», его «чуткое и впечатлительное сердце». Именно этим людям, благоговейно собиравшим и хранившим каждую страницу и строчку, написанные рукой святителя, обязаны мы возможностью и сегодня пользоваться его эпистолярным наследием. Частично это наследие представлено в книге, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется - «Святитель Филарет, митрополит Московский. Переписка с современницами».
В настоящем издании вниманию читателей предлагается переписка святителя Филарета, митрополита Московского, с женщинами светского и духовного звания. В силу своего историко-церковного и богословского значения «женская» переписка митрополита Филарета является важной частью его эпистолярного наследия, в которой отразились основные положения православной аскетики. Письма святителя знакомят с характером духовной жизни, церковного благочестия и благотворительности современных святителю представительниц российского общества и женского монашества. Впервые собранные вместе, они не только позволяют оценить масштаб повседневных забот Московского архипастыря, но и свидетельствуют о таких качествах его многогранной личности, как духовничество и старчество.
Как отмечают издатели, богословское наследие святителя Филарета, митрополита Московского, столь велико и разносторонне, что несмотря на обширную отечественную и зарубежную литературу, охватывающую различные его аспекты, остаются лакуны, требующие серьезного и фундаментального исследования. В их числе — такой важный предмет как пастырское богословие святителя. В своей диссертации, написанной полвека назад, митрополит Филарет (Вахромеев) задавался вопросом: «Почему среди обширной филаретики совсем мало упоминается о его пастырстве?» И объяснял это необходимостью располагать «своеобразным материалом, который помог бы глубже проникнуть во внутренняя пастыря, проследить его собственное духовное возрастание, узнать те мысли и чувства, которыми он сам руководствовался на пути своего внутреннего делания и которые он предлагал для духовного врачевания своим пасомым».
Таким материалом, по словам издателей, служат, в первую очередь, пастырские письма митрополита Филарета, представляющие значительную часть эпистолярного наследия святителя. В них не только запечатлен образ архипастыря, жившего непрестанной и напряженной заботой о Церкви, иерарха-администратора и церковного судии, но в какой-то мере приоткрывается и тот потаенный сердца человек, о котором при жизни Филарета догадывались лишь немногие. Те, кто составлял узкий круг его доверенных лиц и как драгоценную святыню хранил адресованные к ним письма святителя. «Всюду единственный, везде неподражаемый святитель создал своими писаниями особый мир, неудобоосязаемый для обыкновенного ума», — писал современник. Эти слова в полной мере можно отнести к письмам митрополита Филарета, в которых нашли отражение его миросозерцание, его богословские взгляды и прямое пастырское, духовническое попечение.
Сокровенная жизнь святителя Филарета — это постоянное возрастание в подвиге и молитвенном делании. Определяющее значение в формировании его личности имел период обучения в Троицкой лаврской семинарии, где, по словам прот. Георгия Флоровского, «не только упражняли ум, но прежде развивали сердце и пробуждали в нем „теплое благочестие" и кроткую чувствительность»". Сохранился отзыв начальства о выпускнике этого «тихого лаврского приюта», Василии Дроздове: «Отличается исключительным смирением». Здесь, в семинарские годы, у молодого богослова развивается потребность в уединении, аскетическая настроенность и стремление к духовной жизни. Уже тогда открылся в нем дар духовного рассуждения и утешения: «Любезный друг! — пишет он в 1805 г. бывшему однокашнику по Коломенскому духовному училищу. — Утешать ли мне тебя или плакать с тобою? Что я говорю? Я уже плакал о твоих несчастьях... Но позволь мне сказать тебе в духе пророка: твои слезы надобны для твоих радостей, твои несчастия — для твоего же счастия... Ожидай будущего, лишаясь настоящего, надейся, когда теряешь. Посмотри на прошедшую жизнь твою. Ты видел улыбку счастья, умей снести его суровый взор, по непостоянству счастья узнай, что и несчастье не бесконечно. Не забудь, что не один ты несчастлив. Если бы ты мог видеть вдруг все море всех человеческих бедствий...».
В прошении, поданном митрополиту Платону (Левшину) в июле 1808 г., говорилось: «Обучаясь, а потом, обучая под архипастырским Вашего Высокопреосвященства покровительством, я научился находить в учении удовольствие и пользу в уединении. Сие расположило меня к званию монашескому. Я тщательно испытал себя в сем расположении в течение почти пяти лет, проведенных мною в должности учительской». К этому времени Василий Дроздов сформировался как истинный инок, у которого «одна мысль — Бог; одно желание — наслаждаться Им; одно начало действования — Его любить. Одна цель — угодить Ему; богомыслие — пища его, вечность — поле славы его, небо — сокровище его; с сей высоты духа низводит он взоры свои на свое внешнее состояние и мнимые блага». Изучение святоотеческих трудов Филарет не оставлял и в Петербурге, куда был вызван в 1809 г. Обращение к наследию святых отцов не только выражало его внутреннюю потребность, но служило также неисчерпаемым источником духовного ведения.
Отечественная война 1812 г., перенесенные скорби и потрясения стали причиной духовной жажды в российском обществе. Переписка святителя со многими известными представителями столичной аристократии за светской учтивостью и церковно-литературным этикетом позволяет ощутить подлинность религиозного поиска, высокую настроенность на следование евангельским заповедям. И свт. Филарет с его даром слова, даром глубокого сопереживания — становится для многих наставником, направляющим к новому пониманию жизни по судьбам Божиим. «Со вниманием и с пастырским благоволением относился митрополит Филарет ко всякому искреннему движению человеческого ума и сердца, — писал протоиерей Георгий Флоровский. — Под покровом мистических соблазнов он сумел распознать живую религиозную потребность, жажду религиозного наставления и просвещения. Он распознал потребность русского общества в живом воцерковлении всей жизни, в каких бы уродливых формах она ни проявлялась. И не обличение считал он нужным, но пастырское вразумление, проникнутое духом любви и исполняющееся положительным учительством».
В 1821 г. архиепископ Филарет был назначен на Московскую кафедру, и новая паства обрела в его лице святителя-подвижника, который «при всем своем высоком положении в мире был в то же время и великим иноком, глубоко постигшим науку наук - духовно-нравственное усовершенствование». Свт. Филарет знал и ценил практику старческого окормления, был знаком со многими современными ему выдающимися старцами. Дух подлинного подвижничества, молитвы и воздержания, неустанный труд души в ее восхождении через покаяние к постоянному памятованию о Боге, к богомыслию и богообщению — все это нашло отражение в письмах святителя, адресованных к тем, кто искал его пастырского наставления. Среди тех, кто в трудных обстоятельствах искал и обретал у святителя необходимую поддержку, были представители разных званий и положения — иерархи и священство, настоятели и настоятельницы известных обителей, светские лица. Письма святителя Филарета делают нас свидетелями такой существенной стороны его деятельности как духовничество.
И здесь мы встречаемся с удивительным феноменом — не в переписке с иерархами или монашествующей братией, а главным образом в переписке с женщинами митрополит Филарет предстает не только как умудренный духовный руководитель и наставник, как аскет и молитвенник, но исполненный любви духовный отец и старец. Возможно, это объясняется особой открытостью, доверием и преданностью, которую имели к архипастырю его постоянные корреспондентки — представительницы как светского, так и духовного звания. Здесь надо отметить, что эпоха Филарета характеризовалось широким развитием русского монашества — и прежде всего монашества женского. За время пребывания на Московской кафедре святителем было основано пять женских монастырей, отличавшихся строгим общежительным уставом, в том числе — Борисо-Глебская Аносина пустынь («Женская Оптина»), Троице-Одигитриева Зосимова пустынь, Спасо-Бородинский монастырь. Их основательницами и настоятельницами были женщины не только высокой духовной жизни, но и широкой светской образованности и культуры, как правило, родом из знатных семейств — игумения Евгения (в миру княгиня Мещерская), вдова павшего на Бородинском поле генерала Мария (Тучкова), Митрофания (баронесса Розен) и др. Их знакомство со святителем почти во всех случаях состоялось задолго до вступления в духовное звание. И переписка с ними также сохранилась и вошла в данное издание.
*** В обширном эпистолярном наследии святителя особое место занимает его «женская переписка», которая несмотря на бесспорное богословское, историческое и духовно-назидательное значение, долгие десятилетия лежала «под спудом», оставаясь уделом узкого круга исследователей. Первая серьезная попытка систематизации эпистолярного наследия святителя была предпринята иеродиаконом, ныне митрополитом Филаретом (Вахромеевым), который проделал огромную трудоемкую работу по классификации и описанию переписки святого архипастыря. В последние годы возобновились переиздания писем: появилась отдельная книга с письмами митрополита Филарета к игумений Марии (Тучковой), письма к игумений Евгении (Мещерской) опубликованы в книге «Женская Оптина», некоторые избранные письма вошли в сборник «Призовите Бога в помощь». Существует и ряд других изданий. Но значительная часть переписки митрополита Филарета по-прежнему остается неизвестной или малодоступной современному читателю, и задача настоящего издания - сделать эти письма достоянием православного читателя.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 38. Священник Константин Корепанов
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 37. Священник Константин Корепанов
Благая часть. 2 мая 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Учимся растить любовью. Православные настольные игры
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!