У книжной полки. 2 апреля

2 апреля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Арсений Царевский. Уроки по Закону Божию.

 

«Главное верить, а как верить – это уже личное дело каждого», - такое утверждение можно услышать из уст многих современных нам людей. Хотя… и оно не ново. Ведь не зря от первых дней своего существования Святая Церковь Христова неустанно заботилась о чистоте веры. Для этого святые отцы «собирались со всей Вселенной, со всех церквей, где проповедовано было Евангелие, и утверждали истины веры. То есть, как нужно веровать и как понимать существо Божие». Для того, чтобы нам правильно исповедовать веру, чтобы всегда держаться чистой истины, нам дано Священное Писание, истолкованное святыми отцами, нам даны Заповеди Божии, Заповеди Блаженства и Символ веры. Однако всё это духовное богатство бывает трудно усвоить современному человеку. Поэтому в свет вновь и вновь выходят специальные пособия, помогающие всякому человеку освоить основы веры, которые составляют Закон Божий. «Уроки по Закону Божию», - так называется книга, которая вышла в свет в издательстве Родное слово и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

В этом двухтомном издании представлен труд профессора Императорского Юрьевского университета, магистра богословия, бывшего доцента Киевской Духовной Академии протоиерея Арсения Царевского. Его сочинения были широко известны до революции, причем «Уроки по Закону Божию», в силу их неоценимой пользы, переиздавались многократно. Выходили они пятью выпусками под названием «Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению Пространного Христианского Катехизиса Православной Церкви» и специальным определением Святейшего Синода были рекомендованы в качестве учебного пособия в духовных училищах. «Уроки г-на Царевского дают знание истин веры достаточное и чисто православное и удовлетворяют религиозному чувству» — так говорилось в заключении Учебного Комитета при Святейшем Синоде.

Со слов издателей, протоиерей Арсений Царевский родился 13 марта 1853 г. в слободе Нижне-Ольховая Донецкого округа Донской епархии. Начальное образование получил в Усть-Медведицком духовном училище, по окончании которого поступил в Воронежскую духовную семинарию, откуда через год был переведен в открывшуюся в Новочеркасске Донскую духовную семинарию. Спустя год после завершения семинарского курса поступил в Киевскую Духовную Академию. В высшей школе специализировался на богословском отделении по наукам Священного Пи­сания Ветхого и Нового Заветов и древнееврейско­му языку. Еще до окончания Академии представил магистерскую диссертацию на тему «Происхождение и состав 1-й и 2-й книги Паралипоменон», защитив которую, был удостоен степени магистра богословия и словесных наук. По окончании академии приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода Царевский был назначен на должность смотрителя Черкасского ду­ховного училища.

Замещая при необходимости отсутствующих учителей, он преподавал в этом учебном заведении латинский, русский, церковносла­вянский языки, катехизис и изъяснение Священного Писания. С 1884 по 1891 гг. преподавал в Киевской Духов­ной Академии на кафедре Священного Писания Вет­хого Завета. Одно время преподавание совмещал с работой в должности помощника инспектора Академии. В 1891 г. Арсений Семенович был рукоположен во иерея к Киево-Софийскому кафедральному собору, а вскоре возведен в сан протоиерея и включен в состав Киевского духовно-цензурного комитета, назначен на пост редактора не­официальной части газеты «Киевские епархиальные ведомости». Кроме того, отец Арсений продолжал трудиться на педагогическом поприще сначала в качестве преподавателя, а потом и проректора Юрьевского уни­верситета. В 1900 г. за научные труды в области палестиноведения избран пожизненным действительным членом и уполномо­ченным Императорского Палестинского общества. Скончался в 1917 г.

Научное и литературное наследие протоиерея Арсения включает историко-богословские и истори­ографические труды, учебные пособия и проповеди. Его библиологические работы были высоко оценены специалистами, а за статьи о Пятикнижии Моисея он был удостоен Советом Киевской Духовной Академии премии Михаила, епископа Курского (1890). Первый выпуск «Уроков по Закону Божию» получил офи­циальную рекомендацию Святейшего Синода и Ми­нистерства народного просвещения и выдержал пять изданий, остальные выпуски были одобрены многими архиереями и епархиальными училищными советами как учебное пособие для общеобразовательных ду­ховных и светских школ и переиздавались четырежды до 1904 г.).

Вкратце расскажем о всех пяти выпусках этого издания. В первом из них автор раскрывает нам обязанности звания христианского, говорит о христианской вере и исповедании ее, о Священном Писании и Священном Предании. Большую часть выпуска посвящает объяснению Первого члена Символа веры, в котором говорится о Первом Лице Святой Троицы Боге-Отце. Как пишет автор, «в молитве Господней мы взываем к Богу: «Отче наш!» Если же Бог есть наш Отец, то мы — дети Его и составляем предмет Его отеческой любви. От Него, Небесного Отца нашего, мы имеем всё, ибо Он сотворил, даровал нам душу и тело: глаза, уши и все телесные члены, разум и все духовные силы. При этом Он во всякое время нас со­храняет и нами управляет. И все это наш Не­бесный Отец делает по одной отеческой любви и милосердию к нам. Уже при объяснении первого Символа веры читатели, по словам автора, узнают эту утешитель­ную истину, при мысли о которой нельзя не воскликнуть вместе с псалмопевцем Давидом: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми­лость Его».

Но при объяснении первого же члена Сим­вола веры мы узнаем также и другую истину, именно ту, что Бог делает все это без всякой заслуги с нашей стороны. Как грешники, мы заслуживаем только наказания у Бога, но не благодеяний. Грех есть величайшее зло, величайшее бедствие в мире, ужаснейшая болезнь души, тягчайшее рабство. Что было бы с нами, если бы у нас не было Врача, который мог бы даровать нам в таком состоянии врачевство; Спасителя, Который мог бы даровать спасение? Тогда мы были бы людьми самыми несчастны­ми как в настоящей, так и в будущей жизни. Но Бог и Отец, даровавший нам жизнь и промышляющий о нас, даровал также нам Врача душ наших, Спасителя от грехов, ибо милосердие Божие так велико, что Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но, чтобы каждый обратился от пути своего и жив был. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную».

Объяснению учения христианской веры о единородном Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы Господе Иисусе Христе - полностью посвящен второй выпуск «Уроков Закона Божия». Это учение, как известно, изложено в следующих (со второго по седьмой) членах Символа Веры. Третий выпуск обозревает оставшиеся пять членов Символа Веры и соответственно рассказывает о Третьем Лице Святой Троицы – Святом Духе, а также о Таинствах Православной Церкви, о воскресении мертвых, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения, о жизни будущего века. В четвертом выпуске автор раскрывает суть христианской надежды, говорит о молитве вообще, объясняет молитву Господню и Заповеди Блаженства. В пятом – размышляет о христианской любви и заповедях Закона Божия.

Возвращаясь к первому выпуску, посмотрим, что же отец Арсений говорит об обязанности звания христианского. «В обыкновенной жизни, - пишет он, - люди находятся в различных званиях, и каждое звание имеет свою обязанность. Судья, например, обязан судить, учитель — учить, земледелец — возделывать землю. Подобно этому и звание христианское имеет свою обязанность, исполнять которую должен каждый христианин. В чем состоит эта обязанность - указать не трудно. Добрые дети угождают своему отцу, ибо в этом состоит обязанность детей. Христиане - также дети Божии, почему и в молитве Господней они взывают к Богу: «Отче наш». Поэтому, кто хочет быть христианином, тот должен угождать Богу и заботу об этом угождении считать всегдашнею и самою важною заботою своею. Только богоугодною жизнию христианин может показать, что он заслужива­ет звания христианского и есть истинный по­следователь Господа Иисуса Христа, Который всегда делал то, что угодно Богу». «Но, - как отмечает автор, - чтобы угождать кому-либо, мы должны наперед знать лицо, которому хотим угождать, и волю этого лица. Точно так же, и чтобы угождать Богу, нужно наперед иметь знание о Нем и о Его святой воле». Это знание и постарался изложить в своем труде протоирей Арсений Царевский.

 

*** По словам автора, «знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему, мы можем полу­чить из рассматривания видимой природы, из голоса нашей совести и преимущественно из Слова Божия, переданного нам через пророков и Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и через Его святых апостолов». Кроме того, предметы, вера в которые необходима для угождения Богу и спасения души, изложены отцами Первого и Второго Вселенских соборов в Символе веры. Уверенность во всех этих предметах и со­ставляет ту веру, которая необходима каждому христианину. Вера эта есть вера православная христи­анская. Ее имели и ею спаслись апостолы, отцы и учители Церкви и все святые Божии. Без нее нет никому спасения, ибо в ней кратко изложе­но все, во что каждый христианин должен верить, если только он хочет быть христианином». И об этом напоминает нам протоиерей Арсений Царевский на страницах своего труда, который не утратил своей актуальности и сегодня. Книга «Уроки по Закону Божию» будет интересной и полезной для самого широкого круга читателей, а также может послужить учебным пособием как для светских, так и для духовных образовательных учреждений.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать