Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Главное верить, а как верить – это уже личное дело каждого», - такое утверждение можно услышать из уст многих современных нам людей. Хотя… и оно не ново. Ведь не зря от первых дней своего существования Святая Церковь Христова неустанно заботилась о чистоте веры. Для этого святые отцы «собирались со всей Вселенной, со всех церквей, где проповедовано было Евангелие, и утверждали истины веры. То есть, как нужно веровать и как понимать существо Божие». Для того, чтобы нам правильно исповедовать веру, чтобы всегда держаться чистой истины, нам дано Священное Писание, истолкованное святыми отцами, нам даны Заповеди Божии, Заповеди Блаженства и Символ веры. Однако всё это духовное богатство бывает трудно усвоить современному человеку. Поэтому в свет вновь и вновь выходят специальные пособия, помогающие всякому человеку освоить основы веры, которые составляют Закон Божий. «Уроки по Закону Божию», - так называется книга, которая вышла в свет в издательстве Родное слово и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
В этом двухтомном издании представлен труд профессора Императорского Юрьевского университета, магистра богословия, бывшего доцента Киевской Духовной Академии протоиерея Арсения Царевского. Его сочинения были широко известны до революции, причем «Уроки по Закону Божию», в силу их неоценимой пользы, переиздавались многократно. Выходили они пятью выпусками под названием «Уроки по Закону Божию, способствующие усвоению Пространного Христианского Катехизиса Православной Церкви» и специальным определением Святейшего Синода были рекомендованы в качестве учебного пособия в духовных училищах. «Уроки г-на Царевского дают знание истин веры достаточное и чисто православное и удовлетворяют религиозному чувству» — так говорилось в заключении Учебного Комитета при Святейшем Синоде.
Со слов издателей, протоиерей Арсений Царевский родился 13 марта 1853 г. в слободе Нижне-Ольховая Донецкого округа Донской епархии. Начальное образование получил в Усть-Медведицком духовном училище, по окончании которого поступил в Воронежскую духовную семинарию, откуда через год был переведен в открывшуюся в Новочеркасске Донскую духовную семинарию. Спустя год после завершения семинарского курса поступил в Киевскую Духовную Академию. В высшей школе специализировался на богословском отделении по наукам Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и древнееврейскому языку. Еще до окончания Академии представил магистерскую диссертацию на тему «Происхождение и состав 1-й и 2-й книги Паралипоменон», защитив которую, был удостоен степени магистра богословия и словесных наук. По окончании академии приказом Обер-Прокурора Святейшего Синода Царевский был назначен на должность смотрителя Черкасского духовного училища.
Замещая при необходимости отсутствующих учителей, он преподавал в этом учебном заведении латинский, русский, церковнославянский языки, катехизис и изъяснение Священного Писания. С 1884 по 1891 гг. преподавал в Киевской Духовной Академии на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. Одно время преподавание совмещал с работой в должности помощника инспектора Академии. В 1891 г. Арсений Семенович был рукоположен во иерея к Киево-Софийскому кафедральному собору, а вскоре возведен в сан протоиерея и включен в состав Киевского духовно-цензурного комитета, назначен на пост редактора неофициальной части газеты «Киевские епархиальные ведомости». Кроме того, отец Арсений продолжал трудиться на педагогическом поприще сначала в качестве преподавателя, а потом и проректора Юрьевского университета. В 1900 г. за научные труды в области палестиноведения избран пожизненным действительным членом и уполномоченным Императорского Палестинского общества. Скончался в 1917 г.
Научное и литературное наследие протоиерея Арсения включает историко-богословские и историографические труды, учебные пособия и проповеди. Его библиологические работы были высоко оценены специалистами, а за статьи о Пятикнижии Моисея он был удостоен Советом Киевской Духовной Академии премии Михаила, епископа Курского (1890). Первый выпуск «Уроков по Закону Божию» получил официальную рекомендацию Святейшего Синода и Министерства народного просвещения и выдержал пять изданий, остальные выпуски были одобрены многими архиереями и епархиальными училищными советами как учебное пособие для общеобразовательных духовных и светских школ и переиздавались четырежды до 1904 г.).
Вкратце расскажем о всех пяти выпусках этого издания. В первом из них автор раскрывает нам обязанности звания христианского, говорит о христианской вере и исповедании ее, о Священном Писании и Священном Предании. Большую часть выпуска посвящает объяснению Первого члена Символа веры, в котором говорится о Первом Лице Святой Троицы Боге-Отце. Как пишет автор, «в молитве Господней мы взываем к Богу: «Отче наш!» Если же Бог есть наш Отец, то мы — дети Его и составляем предмет Его отеческой любви. От Него, Небесного Отца нашего, мы имеем всё, ибо Он сотворил, даровал нам душу и тело: глаза, уши и все телесные члены, разум и все духовные силы. При этом Он во всякое время нас сохраняет и нами управляет. И все это наш Небесный Отец делает по одной отеческой любви и милосердию к нам. Уже при объяснении первого Символа веры читатели, по словам автора, узнают эту утешительную истину, при мысли о которой нельзя не воскликнуть вместе с псалмопевцем Давидом: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его».
Но при объяснении первого же члена Символа веры мы узнаем также и другую истину, именно ту, что Бог делает все это без всякой заслуги с нашей стороны. Как грешники, мы заслуживаем только наказания у Бога, но не благодеяний. Грех есть величайшее зло, величайшее бедствие в мире, ужаснейшая болезнь души, тягчайшее рабство. Что было бы с нами, если бы у нас не было Врача, который мог бы даровать нам в таком состоянии врачевство; Спасителя, Который мог бы даровать спасение? Тогда мы были бы людьми самыми несчастными как в настоящей, так и в будущей жизни. Но Бог и Отец, даровавший нам жизнь и промышляющий о нас, даровал также нам Врача душ наших, Спасителя от грехов, ибо милосердие Божие так велико, что Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но, чтобы каждый обратился от пути своего и жив был. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Объяснению учения христианской веры о единородном Сыне Божием, Втором Лице Святой Троицы Господе Иисусе Христе - полностью посвящен второй выпуск «Уроков Закона Божия». Это учение, как известно, изложено в следующих (со второго по седьмой) членах Символа Веры. Третий выпуск обозревает оставшиеся пять членов Символа Веры и соответственно рассказывает о Третьем Лице Святой Троицы – Святом Духе, а также о Таинствах Православной Церкви, о воскресении мертвых, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения, о жизни будущего века. В четвертом выпуске автор раскрывает суть христианской надежды, говорит о молитве вообще, объясняет молитву Господню и Заповеди Блаженства. В пятом – размышляет о христианской любви и заповедях Закона Божия.
Возвращаясь к первому выпуску, посмотрим, что же отец Арсений говорит об обязанности звания христианского. «В обыкновенной жизни, - пишет он, - люди находятся в различных званиях, и каждое звание имеет свою обязанность. Судья, например, обязан судить, учитель — учить, земледелец — возделывать землю. Подобно этому и звание христианское имеет свою обязанность, исполнять которую должен каждый христианин. В чем состоит эта обязанность - указать не трудно. Добрые дети угождают своему отцу, ибо в этом состоит обязанность детей. Христиане - также дети Божии, почему и в молитве Господней они взывают к Богу: «Отче наш». Поэтому, кто хочет быть христианином, тот должен угождать Богу и заботу об этом угождении считать всегдашнею и самою важною заботою своею. Только богоугодною жизнию христианин может показать, что он заслуживает звания христианского и есть истинный последователь Господа Иисуса Христа, Который всегда делал то, что угодно Богу». «Но, - как отмечает автор, - чтобы угождать кому-либо, мы должны наперед знать лицо, которому хотим угождать, и волю этого лица. Точно так же, и чтобы угождать Богу, нужно наперед иметь знание о Нем и о Его святой воле». Это знание и постарался изложить в своем труде протоирей Арсений Царевский.
*** По словам автора, «знание о Боге и о том, что требуется для угождения Ему, мы можем получить из рассматривания видимой природы, из голоса нашей совести и преимущественно из Слова Божия, переданного нам через пророков и Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и через Его святых апостолов». Кроме того, предметы, вера в которые необходима для угождения Богу и спасения души, изложены отцами Первого и Второго Вселенских соборов в Символе веры. Уверенность во всех этих предметах и составляет ту веру, которая необходима каждому христианину. Вера эта есть вера православная христианская. Ее имели и ею спаслись апостолы, отцы и учители Церкви и все святые Божии. Без нее нет никому спасения, ибо в ней кратко изложено все, во что каждый христианин должен верить, если только он хочет быть христианином». И об этом напоминает нам протоиерей Арсений Царевский на страницах своего труда, который не утратил своей актуальности и сегодня. Книга «Уроки по Закону Божию» будет интересной и полезной для самого широкого круга читателей, а также может послужить учебным пособием как для светских, так и для духовных образовательных учреждений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 3 мая 2024
Церковный календарь 2 мая. Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
Евангелие 2 мая. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое
Читаем Апостол. 2 мая 2024
День ангела. 2 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!