У книжной полки. 2 апреля

2 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Участь человека после смерти по учению Церкви.

 

Почему мы празднуем память святых в день их отшествия из этого мира? Потому что смерть — это рождение человека в вечность. ... Как говорит апостол, "не видел того глаз, не слышало ухо, и не при­ходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2,9). Но всякому ли из людей суждено в вечности соцарствовать со своим Создателем? Не предстоит ли мно­гим из нас встретиться с теми демонами, ко­торым мы раболепствовали и земной жизни? Чтобы узнать, что происходит за гранью земного бытия, нужно исследовать учение Церкви о посмертной участи человека, что и сделали издатели книги – «Участь человека после смерти по учению Церкви». Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***

Вера в бессмертие души - одна из бесценных святынь, дарованных челове­ку Господом. Возможно, наличием этого дара и определяется подлинная духовная жизнь. Смерть - обязательное свойство человеческой природы после грехопадения. Даже взятые на небо и ныне живые Енох и Илия должны будут умереть, как все люди, явившись перед Вторым пришествием Христовым в качестве пророков. Скажем, что и сама кончина в опреде­ленном смысле является заключительным словом в жизни человека. Есть все-таки великое назидание и в образе отшествия из этого мира пророка Илии, до вре­мени восхищенного огненной колесницей на небо, и, скажем, в способном ужаснуть последнем периоде земной жизни извест­ного философа-богоборца Фридриха Ниц­ше. Можно сказать, что между двумя этими полюсами и располагаются кончины мил­лиардов и миллиардов свершивших зем­ной путь людей.

Увы, великое большинство людей ухо­дит в иной мир, будучи обуреваемы стра­стями. Господу угодно, чтобы и после того, как душа исторгнута из тела, ей предостав­лена была некоторая свобода — если, ко­нечно, можно назвать свободой то времен­ное самоопределение души в соответствии с внутренним устроением человека. Со­гласно Преданию, сохранившему ответы Ангела на вопросы преподобного Макария Александрийского, «в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находя­щимися при ней Ангелами ходить по зем­ле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в ко­тором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкнове­ние творить правду».

В третий же день, утверждает Предание, Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает всякой душе христианской в подражание Его Воскресению вознестись на небеса для поклонения Богу всяческих. Вот одна из причин, по которой так необходимы ей в этот день молитвы-ходатайства земной Церкви, родственников и ближних. Можно сказать, что подобной молитвой об усопшем человеке и проявля­ется в полной мере, кто есть его ближний. Ибо великий и ужасный путь предстоит совершить душе в этот третий день. Тут-то, пожалуй, и проявится до конца, что самыми верными ближними, самыми преданными друзьями были со времени Святого Креще­ния и во всю земную жизнь наши Ангелы Хранители, приставленные к нам Царем Небесным, дабы оберегать нас как поддан­ных Его Царства.

Вот как об этом говорит святой Иоанн Златоуст: «Если мы, отправляясь в какую-нибудь чужую страну или град, требуем путеводителей, то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, воздушных мироправителей, гонителей, мытареначальников?» Перечисленные святителем противные силы, называемые еще «обвинителями», «страшными мытниками», «датчиками», которые в продолжение земной жизни подталки­вают всякого свершающего земной путь ко греху и учитывают даже самое малое его падение, теперь по словам прп. Ефрема Сирина, «встречают на пути, описывают и вычисляют грехи и рукописания... человека, грехи юности и старости, вольные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую терпит тогда от неисчетного множества тьмами окружа­ющих ее врагов, клевещущих на нее, что­бы не дать ей взойти на небо, поселиться в свете живых, вступить в страну жизни. Но святые Ангелы, взяв душу, отводят ее...»

И хотя Святая Церковь не без осно­ваний утверждает, что души верных, пре­бывающие здесь в Божественном свете, не терпят никакого зла от лукавых духов, но на крыльях Духа воспаряют в небесные высоты и что демоны, приближаясь к ним, потребляются небесным огнем Духа, да не покажутся никому неуместным преувели­чением слова святителя Григория Двоеслова, предупреждавшего об этом, увы, для многих решающем приступе бесов в Беседах на Евангелие: «Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только Один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорил: Ктому не много глаголю с вами. Грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14,30).

Предание сохранило память и еще об одном исключении. Когда Архангел Гаври­ил сообщил Божией Матери о приближе­нии смерти, Пречистая молила Сына Своего избавить Ее душу от этих бесов. В ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Хри­стос явился с небес принять душу Пречи­стой Своей Матери и отвести Ее на небеса. Так всякая ли душа достигнет Пре­стола Создателя? Ведь если умирающие не приняли в себя залога Божественного света, то души их уносятся вниз, в страш­ную тьму, теми воздушными демонами, которым почившие раболепствовали в зем­ной жизни. Но даже достигшая престола мило­стивого Господа, одевающегося светом яко ризою, может ли душа не трепетать? Эти посмертные испытания - есть частный суд, о котором говорит пре­мудрый сын Сирахов: «Удобно есть перед Богом в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир. 11,26). Ту же мысль выра­жает апостол Павел: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9,27).

В вечной жизни святые увидят друг друга во многих ликах, в различных славах, и каждый возрадуется, взирая на славу другого. Много степеней в одном и том же Царстве Божием. Есть там меры избыточе­ствующие и есть меры малые в самом све­те и в самой славе. Но каждый в Небесной Церкви украшен славой Духа и укоренен на едином небе Божества, только особен­ным образом, подобно звездам разнообраз­ной светлости. В отличие от участи праведных, грешники наследуют по всемирном Суде вечные муки. Покрывало мирского тлетворного духа, ныне лежащее на их оскверненных душах, соделает в будущем и тела их безобразными, омраченными и исполненны­ми всякого срама.

Об этом нерасторгаемом полностью даже смертью союзе души и тела убедительно рассуждает преподоб­ный Иоанн Дамаскин: «Конечно, если только одна душа упражнялась в подви­гах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она по­стоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к доброде­тели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...» И если в Царствии Небесном для воскресших праведников есть меры избыточествующие и есть меры малые, то и геенские наказания, по учению Церкви, имеют свои различия и меры сообразно степени и виду человеческой греховности.

 

*** Как отмечают издатели, к великому прискорбию, сегодня стало много рассуждающих о том, что Бог по Своему беспредельному человеколюбию не допустит наказания человека в вечности, что все слова о будущем воздаянии суть педагогический прием, имеющий целью удержать человека от дурных слов и дел. Разве не уподобляют себя рассуждающие столь безумно тем хищным птицам из евангельской притчи, слетевшимся, чтобы похитить из души человека слова Сеятеля, слова нашего Создателя: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9,47-48)? Исследовав силу изложенного выше учения Церкви, издатели предлагают читателю со всей ревностью взяться за свое спасение, чтобы избавиться от всех ухищрений сатаны и оказаться неосужденными в день последнего Суда Христова. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать