Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Участь человека после смерти по учению Церкви.
Почему мы празднуем память святых в день их отшествия из этого мира? Потому что смерть — это рождение человека в вечность. ... Как говорит апостол, "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2,9). Но всякому ли из людей суждено в вечности соцарствовать со своим Создателем? Не предстоит ли многим из нас встретиться с теми демонами, которым мы раболепствовали и земной жизни? Чтобы узнать, что происходит за гранью земного бытия, нужно исследовать учение Церкви о посмертной участи человека, что и сделали издатели книги – «Участь человека после смерти по учению Церкви». Эта книга вышла в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница и заняла свое место на нашей книжной полке. ***
Вера в бессмертие души - одна из бесценных святынь, дарованных человеку Господом. Возможно, наличием этого дара и определяется подлинная духовная жизнь. Смерть - обязательное свойство человеческой природы после грехопадения. Даже взятые на небо и ныне живые Енох и Илия должны будут умереть, как все люди, явившись перед Вторым пришествием Христовым в качестве пророков. Скажем, что и сама кончина в определенном смысле является заключительным словом в жизни человека. Есть все-таки великое назидание и в образе отшествия из этого мира пророка Илии, до времени восхищенного огненной колесницей на небо, и, скажем, в способном ужаснуть последнем периоде земной жизни известного философа-богоборца Фридриха Ницше. Можно сказать, что между двумя этими полюсами и располагаются кончины миллиардов и миллиардов свершивших земной путь людей.
Увы, великое большинство людей уходит в иной мир, будучи обуреваемы страстями. Господу угодно, чтобы и после того, как душа исторгнута из тела, ей предоставлена была некоторая свобода — если, конечно, можно назвать свободой то временное самоопределение души в соответствии с внутренним устроением человека. Согласно Преданию, сохранившему ответы Ангела на вопросы преподобного Макария Александрийского, «в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду».
В третий же день, утверждает Предание, Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает всякой душе христианской в подражание Его Воскресению вознестись на небеса для поклонения Богу всяческих. Вот одна из причин, по которой так необходимы ей в этот день молитвы-ходатайства земной Церкви, родственников и ближних. Можно сказать, что подобной молитвой об усопшем человеке и проявляется в полной мере, кто есть его ближний. Ибо великий и ужасный путь предстоит совершить душе в этот третий день. Тут-то, пожалуй, и проявится до конца, что самыми верными ближними, самыми преданными друзьями были со времени Святого Крещения и во всю земную жизнь наши Ангелы Хранители, приставленные к нам Царем Небесным, дабы оберегать нас как подданных Его Царства.
Вот как об этом говорит святой Иоанн Златоуст: «Если мы, отправляясь в какую-нибудь чужую страну или град, требуем путеводителей, то сколько нам нужно помощников и руководителей, чтобы пройти беспрепятственно мимо старейшин, властей, воздушных мироправителей, гонителей, мытареначальников?» Перечисленные святителем противные силы, называемые еще «обвинителями», «страшными мытниками», «датчиками», которые в продолжение земной жизни подталкивают всякого свершающего земной путь ко греху и учитывают даже самое малое его падение, теперь по словам прп. Ефрема Сирина, «встречают на пути, описывают и вычисляют грехи и рукописания... человека, грехи юности и старости, вольные и невольные, совершенные делом, словом, помышлением. Великий там страх, великий трепет бедной душе, неописуема нужда, какую терпит тогда от неисчетного множества тьмами окружающих ее врагов, клевещущих на нее, чтобы не дать ей взойти на небо, поселиться в свете живых, вступить в страну жизни. Но святые Ангелы, взяв душу, отводят ее...»
И хотя Святая Церковь не без оснований утверждает, что души верных, пребывающие здесь в Божественном свете, не терпят никакого зла от лукавых духов, но на крыльях Духа воспаряют в небесные высоты и что демоны, приближаясь к ним, потребляются небесным огнем Духа, да не покажутся никому неуместным преувеличением слова святителя Григория Двоеслова, предупреждавшего об этом, увы, для многих решающем приступе бесов в Беседах на Евангелие: «Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только Один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорил: Ктому не много глаголю с вами. Грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже» (Ин. 14,30).
Предание сохранило память и еще об одном исключении. Когда Архангел Гавриил сообщил Божией Матери о приближении смерти, Пречистая молила Сына Своего избавить Ее душу от этих бесов. В ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. Так всякая ли душа достигнет Престола Создателя? Ведь если умирающие не приняли в себя залога Божественного света, то души их уносятся вниз, в страшную тьму, теми воздушными демонами, которым почившие раболепствовали в земной жизни. Но даже достигшая престола милостивого Господа, одевающегося светом яко ризою, может ли душа не трепетать? Эти посмертные испытания - есть частный суд, о котором говорит премудрый сын Сирахов: «Удобно есть перед Богом в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир. 11,26). Ту же мысль выражает апостол Павел: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9,27).
В вечной жизни святые увидят друг друга во многих ликах, в различных славах, и каждый возрадуется, взирая на славу другого. Много степеней в одном и том же Царстве Божием. Есть там меры избыточествующие и есть меры малые в самом свете и в самой славе. Но каждый в Небесной Церкви украшен славой Духа и укоренен на едином небе Божества, только особенным образом, подобно звездам разнообразной светлости. В отличие от участи праведных, грешники наследуют по всемирном Суде вечные муки. Покрывало мирского тлетворного духа, ныне лежащее на их оскверненных душах, соделает в будущем и тела их безобразными, омраченными и исполненными всякого срама.
Об этом нерасторгаемом полностью даже смертью союзе души и тела убедительно рассуждает преподобный Иоанн Дамаскин: «Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...» И если в Царствии Небесном для воскресших праведников есть меры избыточествующие и есть меры малые, то и геенские наказания, по учению Церкви, имеют свои различия и меры сообразно степени и виду человеческой греховности.
*** Как отмечают издатели, к великому прискорбию, сегодня стало много рассуждающих о том, что Бог по Своему беспредельному человеколюбию не допустит наказания человека в вечности, что все слова о будущем воздаянии суть педагогический прием, имеющий целью удержать человека от дурных слов и дел. Разве не уподобляют себя рассуждающие столь безумно тем хищным птицам из евангельской притчи, слетевшимся, чтобы похитить из души человека слова Сеятеля, слова нашего Создателя: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9,47-48)? Исследовав силу изложенного выше учения Церкви, издатели предлагают читателю со всей ревностью взяться за свое спасение, чтобы избавиться от всех ухищрений сатаны и оказаться неосужденными в день последнего Суда Христова.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Евангелие 5 мая. Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины
Читаем Апостол. 5 мая 2024
Этот день в истории. 5 мая
День ангела. 5 мая
Великая Вечерня 5 мая 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!