У книжной полки. 19 июня

19 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

А.С. Кашкин, М.Бирюкова. Благословенно Царство.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему внимания, написана для многих. Для тех, кто еще не переступил порога православного храма, но уже интуитивно почувствовал, что там, за этим порогом - нечто настоящее, надежное и ничем, скорее всего, не заменимое. Для тех, кто входит уже по­степенно в церковную жизнь — и чем глубже входит, тем больше вопросов у него возникает. Для тех, кто живет жизнью Церкви многие годы и не мыслит уже без этого собственной жизни, и именно поэтому хочет, как можно больше знать, как можно глубже чувство­вать, живо переживать все, происходящее в этих святых стенах. Эта книга вышла в свет в Издательстве Саратовской митрополии и называется – «Благословенно Царство». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

в этой книге история, смысл, красота православного богослужения раскрываются в живом диалоге, посредством вопросов и ответов. Участники бесед - кандидат богословия, заведующий библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Сергеевич Кашкин и журналист, работающий в церковных СМИ – Марина Бирюкова. Отдельные главы книги посвящены богослужениям суточного круга. Божественной литургии, богослужению праздников. Читатель узнает, что такое тайные молитвы, как присутствует в новозаветном богослужебном Уставе Ветхий Завет, в чем особенности богослужения, совершаемого епископом.

Предваряют книгу общие сведения о богослужении. Здесь раскрывается следующие вопросы: «Что такое богослужение? Как оно за­рождалось и развивалось? И зачем оно дано человеку? Почему нельзя без него обойтись? Чем отличается священно­действие в храме от магического обряда и от «гражданского» ритуала?» Остановимся на таком вопросе: «Почему верующему, православному человеку нельзя обойтись без богослужения в храме? Мо­литься ведь можно и дома, в одиночестве... и даже своими словами». На этот вопрос Алексей Кашкин отвечает: «Участвуя в богослужении, мы приобщаемся к духовному опыту Церкви и ее святых отцов; к опыту богообщения, которого у нас самих нет. Мы поль­зуемся плодами чужого труда, потому что нам самим такой труд не под силу.

Кроме того, - продолжает ученый-библеист, - сама обстановка в храме способствует тому, что мы совсем иначе воспринимаем слова молитвы, чем если бы мы сами читали их дома. И гораздо глубже понимаем Священ­ное Писание. Не просто понимаем, а именно пере­живаем его. Ведь богослужение есть переживание и осмысление Священной истории — истории отно­шений человека и Бога. Через богослужения суточ­ного круга вся она, от создания мира до Воскресения Христова, становится нашей. С одной стороны, мно­гое в богослужении непонятно без знания библей­ского текста, с другой — оно же помогает нам его понять. Для чего на вечернях Великого поста, начи­ная с понедельника первой седмицы и кончая пят­ницей шестой седмицы, полностью прочитывается Книга Бытия? Книга Бытия — это еще не история Израиля, это история человечества. То, что описы­вается там, вечно и актуально для всех людей. Это проблемы добра и зла, праведности и преступления, верности и предательства.

Но, - отмечает Алексей Сергеевич, - главное объяснение здесь заключено, очевидно, в словах Христа где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Церковь — это место особого присутствия Божиего. И в опреде­ленном смысле этих слов человек в церкви имеет воз­можность подойти к Нему ближе, чем подошел бы, молясь в одиночестве. Участие в богослужении — это ведь еще и наш труд, та самая работа — работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс.2,11). Да, и без этой работы мы не станем живой ча­стью церковного организма. Вне Церкви нет спасе­ния, потому что она есть Тело Христово и только в ней совершаются Таинства. Но Церкви нет без богослу­жения, а без нашего участия богослужения не будет. Церковь жива каждым из нас, приходящих в ее храмы и участвующих в богослужении.

А чтобы богослужебное время не было для нас непонятным и поэтому скучным, стоит как следует его изучить. И начать авторы данной книги предлагают с «Суточного круга», чему и посвящена первая глава. В ней рассказывается о том, как освящается Церковью наше земное время, как богослужение связано со временем суток, каково содержание и богословский смысл вечерни и утрени. Во второй главе авторы подробно останавливаются на чинопоследовании Божественной литургии — богослужения, без которого немыслима Церковь, невозможно наше спасение в ней; рассмотрим священнодействие, сопутствующее тому чуду, которое Бог творит ради нас, которому Он Сам по­ложил начало в Сионской горнице — преложению земного вещества в Его Тело и Кровь.

Третья глава книги познакомит читателя с теми православными праздниками, богослужение которых имеет яркие отличительные особенности. Праздники эти непосредственно связаны с великими событиями Священной истории: рождением Богомладенца, Крещением Иисуса в Иордане (Богоявлением), Его Искупительной Жертвой и Воскресением из мертвых; сошествием Святаго Духа на апостолов. Песнопения и чтения Рождества, Крещения, Пасхи и Троицы — это подлинное, глубокое богословие и вместе с тем духовная поэзия. Здесь же читатель познакомится с богослужением Великого поста. Отдельные вопросы касаются и празднуемого сегодня события. Троица, а за нею Духов день... Исстари осо­бенно любимые нашим народом праздни­ки. Мы вновь и вновь переживаем непре­ходящее событие, произошедшее на пяти­десятый день после Воскресения Христова.

В Деяниях мы читаем: «При наступлении дня Пятидесят­ницы все они (апостолы.— Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сде­лался шум с неба, как бы от несуще­гося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огнен­ные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедую­щая Святую Троицу. Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пяти­десятый день по Воскресении. Можно ли здесь гово­рить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно, - отвечает Кашкин. - Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пя­тидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пше­ницы. А в Новом Завете Спаситель называет Сво­их учеников делателями жатвы (см.: Мф. 9, 37—38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской пропове­ди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется со­вершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песно­пениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого меся­ца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. По­этому рождение новозаветной Церкви именно в на­чале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасите­ля, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского зако­нодательства». Какие еще вопросы сопровождают праздник Троицы, читатели узнают открыв эту книгу.

 

*** Заключительная глава книги рассказы­вает о том, каковы особенности богослу­жения, совершаемого епископом; какие молитвы во время службы произносятся священником про себя, а не вслух и как возникла эта традиция; что такое паре­мия и когда эти фрагменты Ветхого Заве­та читаются в православном храме. Как отмечают авторы, - «Православное богослужение - это красота смыс­ла и смысл красоты. Но для того, чтобы ясно это уви­деть, каждому из нас нужно потрудиться. Правосла­вие — вера не для ленивых, и это обстоятельство нельзя ни от кого скрывать, оно должно быть извест­но каждому, вошедшему в храм. Эта книга призвана помочь тем, кто готов к труду, кто находит в себе тер­пение и внимание.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать