Аудио |
|
Скачать .mp3 |
А.С. Кашкин, М.Бирюкова. Благословенно Царство.
Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему внимания, написана для многих. Для тех, кто еще не переступил порога православного храма, но уже интуитивно почувствовал, что там, за этим порогом - нечто настоящее, надежное и ничем, скорее всего, не заменимое. Для тех, кто входит уже постепенно в церковную жизнь — и чем глубже входит, тем больше вопросов у него возникает. Для тех, кто живет жизнью Церкви многие годы и не мыслит уже без этого собственной жизни, и именно поэтому хочет, как можно больше знать, как можно глубже чувствовать, живо переживать все, происходящее в этих святых стенах. Эта книга вышла в свет в Издательстве Саратовской митрополии и называется – «Благословенно Царство». Об этой книге – далее в нашей программе. ***
в этой книге история, смысл, красота православного богослужения раскрываются в живом диалоге, посредством вопросов и ответов. Участники бесед - кандидат богословия, заведующий библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Сергеевич Кашкин и журналист, работающий в церковных СМИ – Марина Бирюкова. Отдельные главы книги посвящены богослужениям суточного круга. Божественной литургии, богослужению праздников. Читатель узнает, что такое тайные молитвы, как присутствует в новозаветном богослужебном Уставе Ветхий Завет, в чем особенности богослужения, совершаемого епископом.
Предваряют книгу общие сведения о богослужении. Здесь раскрывается следующие вопросы: «Что такое богослужение? Как оно зарождалось и развивалось? И зачем оно дано человеку? Почему нельзя без него обойтись? Чем отличается священнодействие в храме от магического обряда и от «гражданского» ритуала?» Остановимся на таком вопросе: «Почему верующему, православному человеку нельзя обойтись без богослужения в храме? Молиться ведь можно и дома, в одиночестве... и даже своими словами». На этот вопрос Алексей Кашкин отвечает: «Участвуя в богослужении, мы приобщаемся к духовному опыту Церкви и ее святых отцов; к опыту богообщения, которого у нас самих нет. Мы пользуемся плодами чужого труда, потому что нам самим такой труд не под силу.
Кроме того, - продолжает ученый-библеист, - сама обстановка в храме способствует тому, что мы совсем иначе воспринимаем слова молитвы, чем если бы мы сами читали их дома. И гораздо глубже понимаем Священное Писание. Не просто понимаем, а именно переживаем его. Ведь богослужение есть переживание и осмысление Священной истории — истории отношений человека и Бога. Через богослужения суточного круга вся она, от создания мира до Воскресения Христова, становится нашей. С одной стороны, многое в богослужении непонятно без знания библейского текста, с другой — оно же помогает нам его понять. Для чего на вечернях Великого поста, начиная с понедельника первой седмицы и кончая пятницей шестой седмицы, полностью прочитывается Книга Бытия? Книга Бытия — это еще не история Израиля, это история человечества. То, что описывается там, вечно и актуально для всех людей. Это проблемы добра и зла, праведности и преступления, верности и предательства.
Но, - отмечает Алексей Сергеевич, - главное объяснение здесь заключено, очевидно, в словах Христа где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Церковь — это место особого присутствия Божиего. И в определенном смысле этих слов человек в церкви имеет возможность подойти к Нему ближе, чем подошел бы, молясь в одиночестве. Участие в богослужении — это ведь еще и наш труд, та самая работа — работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом (Пс.2,11). Да, и без этой работы мы не станем живой частью церковного организма. Вне Церкви нет спасения, потому что она есть Тело Христово и только в ней совершаются Таинства. Но Церкви нет без богослужения, а без нашего участия богослужения не будет. Церковь жива каждым из нас, приходящих в ее храмы и участвующих в богослужении.
А чтобы богослужебное время не было для нас непонятным и поэтому скучным, стоит как следует его изучить. И начать авторы данной книги предлагают с «Суточного круга», чему и посвящена первая глава. В ней рассказывается о том, как освящается Церковью наше земное время, как богослужение связано со временем суток, каково содержание и богословский смысл вечерни и утрени. Во второй главе авторы подробно останавливаются на чинопоследовании Божественной литургии — богослужения, без которого немыслима Церковь, невозможно наше спасение в ней; рассмотрим священнодействие, сопутствующее тому чуду, которое Бог творит ради нас, которому Он Сам положил начало в Сионской горнице — преложению земного вещества в Его Тело и Кровь.
Третья глава книги познакомит читателя с теми православными праздниками, богослужение которых имеет яркие отличительные особенности. Праздники эти непосредственно связаны с великими событиями Священной истории: рождением Богомладенца, Крещением Иисуса в Иордане (Богоявлением), Его Искупительной Жертвой и Воскресением из мертвых; сошествием Святаго Духа на апостолов. Песнопения и чтения Рождества, Крещения, Пасхи и Троицы — это подлинное, глубокое богословие и вместе с тем духовная поэзия. Здесь же читатель познакомится с богослужением Великого поста. Отдельные вопросы касаются и празднуемого сегодня события. Троица, а за нею Духов день... Исстари особенно любимые нашим народом праздники. Мы вновь и вновь переживаем непреходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова.
В Деяниях мы читаем: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы.— Ред.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4). Так завершилось домостроительство нашего спасения, так открылось людям Триединство — Отец, Сын и Святой Дух. Так родилась Церковь, исповедующая Святую Троицу. Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в традиционный иудейский праздник Пятидесятницы — на пятидесятый день после Пасхи, а для учеников Христовых — на пятидесятый день по Воскресении. Можно ли здесь говорить о связи Ветхого и Нового Заветов? Конечно, - отвечает Кашкин. - Троица, она же Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. На пятидесятый день после иудейской Пасхи начиналась жатва, и в жертву Богу приносили первый сноп пшеницы. А в Новом Завете Спаситель называет Своих учеников делателями жатвы (см.: Мф. 9, 37—38). Проповедь апостольская — это жатва духовная, а Пятидесятница — начало апостольской проповеди. Поэтому то, что Святой Дух сошел на апостолов именно в день Пятидесятницы, представляется совершенно неслучайным. Есть еще одна параллель, она отражена в песнопениях праздника. Согласно Книге Исход, в начале третьего месяца (Пасха — середина первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон. То есть, по сути, была основана ветхозаветная Церковь. Поэтому рождение новозаветной Церкви именно в начале третьего месяца, в день Пятидесятницы, тоже представляется знаковым. Тогда был дарован Закон, теперь — Благодать Святого Духа. Но это параллель более поздняя — в период земной жизни Спасителя, при жизни апостолов иудейская Пятидесятница не воспринималась как праздник Синайского законодательства». Какие еще вопросы сопровождают праздник Троицы, читатели узнают открыв эту книгу.
*** Заключительная глава книги рассказывает о том, каковы особенности богослужения, совершаемого епископом; какие молитвы во время службы произносятся священником про себя, а не вслух и как возникла эта традиция; что такое паремия и когда эти фрагменты Ветхого Завета читаются в православном храме. Как отмечают авторы, - «Православное богослужение - это красота смысла и смысл красоты. Но для того, чтобы ясно это увидеть, каждому из нас нужно потрудиться. Православие — вера не для ленивых, и это обстоятельство нельзя ни от кого скрывать, оно должно быть известно каждому, вошедшему в храм. Эта книга призвана помочь тем, кто готов к труду, кто находит в себе терпение и внимание.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 3 мая 2024
У книжной полки. Игорь Цезаревич Миронович. Лекции
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 3 мая 2024
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!