У книжной полки. 19 апреля

19 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Наши старцы. О спасении души и перенесении всякой скорби, гнева и нужды.

 

По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «20 век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Несмотря на тьму богоотступничества, на попрание Закона Божия, когда по слову Священного Писания настали дни, в которые «путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою», Господь наш Иисус Христос по неизреченному милосердию укрепил Церковь Свою, явив великих угодников Божиих» – мучеников и исповедников. Многие из них не только стойко исповедовали православную веру, но наставляли в этом других, помогая своими советами преодолевать любые трудности. В России, в годы безверия, люди тянулись к ним как источникам живой воды. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны отеческие советы и наставления великих русских подвижников XX века. Она вышла в свет в Издательстве «Ковчег» и называется – «Наши старцы. О спасении души и перенесении всякой скорби, гнева и нужды». ***

В этой книге собран краткий материал о жизни подвижников минувшего века, а также некоторые их высказывания и духовные советы на тему спасения души, перенесения скорбей и нужд земной жизни. Испокон веков сложилось так, что в важные моменты своей жизни, для решения значимых вопросов, люди шли за советом к мудрым и духоносным старцам, к тем, кто уже достиг высот евангельского совершенства и может вести к этим высотам других. И никто не уходил от старца не утешенным, и всякий получал тот совет, который нужен был ему для спасения. На страницах данной книги представлены вопросы духовных чад к своим наставникам и ответы на них.

Так, например, преподобный Никон Оптинский, наставления которого открывают этот сборник, «пребывая в стенах разоренного монастыря, духовно окормлял маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Монахиня Амвросия, возглавлявшая общину, зачитывала преподобному Никону вопросы, которые возникали у сестер, и записывала его беседы. Предлагаю вашему вниманию фрагмент этих бесед. На вопрос «Что главное в духовном деле?» батюшка отвечает: «В спасении своей души. Постарайтесь, детки, чтобы мои убогие труды ради спасения душ ваших не пропали даром. Повторяю вам: очищайте свои души исповедью, имейте добрую нравственность или благочестие, приобретите кротость, смирение, молитву, стяжите любовь... В остальном же во всем, во внешнем, предадимся воле Божией. Ибо воля Божия - всегда благая и совершенная. Ни один волос головы нашей не спадет без воли Божией...».

Другой старец, память которого Святая Церковь празднует 3 апреля, прп. Серафим Вырицкий принимал несчетное количество посетителей. «Чаще всего, - рассказывает келейница старца монахиня Вероника (Котляревская), - он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждав­шие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни — интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным. Худенький, среднего роста, с небольшой седой боро­дой и ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно сошел со старинной новгородской иконы. „Ведь что такое мое послушание? — гово­рил он. — Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают..."

Приведу лишь некоторые наставления прп. Серафима. «Никогда не надо просить у Господа ничего земного, - говорит старец. - Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю». И еще: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной». Кроме того, своим духовным чадам старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего...». «В этой молитве, - говорил старец, — вся суть православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».

Так говорил прп. Серафим Вырицкий, другие наставления которого вы найдете на страницах книги. А мы вспомним еще одного старца, прославленного в лике святых, как преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. Умер святой старец 19 апреля 1966 года на Радоницу. Незадолго до своей праведной кончины принял схиму. Своим духовным чадам он часто напоминал о смерти, о переходе в вечность. Когда к нему обращались с вопросом: «Как же мы будем жить без вас?» — старец строго отвечал: «А кто я? Что? Бог был, есть и будет! Кто имеет веру в Бога, тот, хотя за тысячи километров от меня будет жить, — и спасется. А кто, пусть даже и тягается за подол моей рясы, а страха Божия не имеет, не получит спасения. Знающие меня и видевшие меня после моей кончины будут ценить меньше, чем не знавшие и не видевшие».

Еще он наставлял: «Нужно придерживаться золотой се­редины, края же гибельны. Золотая сере­дина важна и во всем земном, а наипаче небесном, духовном. Кто быстро вперед забегает, того надо остановить. А кто по нерадению или немощи слишком отстает и не заботится о душевном спасении, тому помочь воспрянуть ото сна, идти наравне со средними, вперед не забегать и сзади не отставать». А в отношении служения Богу и своего спасения ПОСТОЯНСТВО нужно, - оно - главное, а не спешка, не чрезмерность». И опять повторял: «Тише едешь — дальше будешь». Как свидетельствовали духовные чада, при общении с батюшкой само собой, неоспоримо и даже наглядно ясно стано­вилось без лишних слов, что душа живет вечно. Что со смертью наша жизнь не кончается, основная наша сущность не умирает, а только изнашивается наше тело. Что душа не есть что-то неясное, а это — весь человек, истинный, внутрен­ний человек. И было это так просто, так понятно потому, что он говорил об этом просто, как о чем-то обычном, всем давно известном.

Также 19 апреля, но в 1982 году, мирно отошел ко Господу схиархимандрит Серафим (Тяпочкин). До принятия монашества старец Серафим служил в разных храмах, и ему в пол­ной мере пришлось пройти весь крестный путь русского священства — закрытие хра­мов, переход с места на место, пребыва­ние в сталинских лагерях. Когда старца много позже спросили: «Батюшка, били ли вас в лагере?» — он кротко ответил: «Чем я лучше других? Что всем было, то и мне. Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпадали на долю православных. Всю свою жизнь я благода­рен Богу, что никогда не оставался в сто­роне от трудностей тех лет... Горе и лише­ния, которые происходят с нами, надо при­нимать как милость от Бога».

Слава о старце шла по всей России. Пройдя круги ада в сталинских лагерях, он не утратил любви, сумел сохранить ее в своем сердце и к друзьям, и к врагам. А Господь, видя это, приумножил ее во сто крат. Со всех концов страны стека­лись к нему страждущие, жаждущие уте­шения, совета и молитвы. В келий и возле храма, где служил отец Серафим, каждый день можно было видеть десятки и даже сотни людей. Были здесь архиереи и свя­щенники, иноки и инокини, студенты ду­ховных школ и писатели, преподаватели вузов и военные, но больше всего было простых, известных одному только Богу мирян. Всех с любовью принимал ба­тюшка Серафим. Никто не оставался неутешенным. Старец молился за всех, знал нужды каждого и делал все, чтобы облегчить страдания человеческой душе. Когда говорил проповедь, сам плакал, и плакали все прихожане, потому что через слово отца Серафима душа воспринимала Духа Святого, приходила в смирение и очищалась через слезы покаяния». Избранные его наставления читатели найдут в этой книге.

 

*** По словам прп. Никона Оптинского, «Духовный отец нужен для того, чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать Царствия Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника и жительство свое проводить благочестиво». Но, как отмечает святой отец, «были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, не­престанно слушали его наставления, даже и жительствовали с ним и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали». Желаем и вам, дорогие наши зрители, читая собранные в этой книге жизнеописания и наставления подвижников 20 века, и не оставаться бесплодными, но обогатившись духовной мудростью, преуспеть в духовной жизни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать