Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Наши старцы. О спасении души и перенесении всякой скорби, гнева и нужды.
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «20 век в истории Русской Православной Церкви оказался периодом великого испытания. Это было время мученических подвигов миллионов христиан. Несмотря на тьму богоотступничества, на попрание Закона Божия, когда по слову Священного Писания настали дни, в которые «путь истины сокроется, и вселенная оскудеет верою», Господь наш Иисус Христос по неизреченному милосердию укрепил Церковь Свою, явив великих угодников Божиих» – мучеников и исповедников. Многие из них не только стойко исповедовали православную веру, но наставляли в этом других, помогая своими советами преодолевать любые трудности. В России, в годы безверия, люди тянулись к ним как источникам живой воды. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собраны отеческие советы и наставления великих русских подвижников XX века. Она вышла в свет в Издательстве «Ковчег» и называется – «Наши старцы. О спасении души и перенесении всякой скорби, гнева и нужды». ***
В этой книге собран краткий материал о жизни подвижников минувшего века, а также некоторые их высказывания и духовные советы на тему спасения души, перенесения скорбей и нужд земной жизни. Испокон веков сложилось так, что в важные моменты своей жизни, для решения значимых вопросов, люди шли за советом к мудрым и духоносным старцам, к тем, кто уже достиг высот евангельского совершенства и может вести к этим высотам других. И никто не уходил от старца не утешенным, и всякий получал тот совет, который нужен был ему для спасения. На страницах данной книги представлены вопросы духовных чад к своим наставникам и ответы на них.
Так, например, преподобный Никон Оптинский, наставления которого открывают этот сборник, «пребывая в стенах разоренного монастыря, духовно окормлял маленькую общину, состоявшую из сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Монахиня Амвросия, возглавлявшая общину, зачитывала преподобному Никону вопросы, которые возникали у сестер, и записывала его беседы. Предлагаю вашему вниманию фрагмент этих бесед. На вопрос «Что главное в духовном деле?» батюшка отвечает: «В спасении своей души. Постарайтесь, детки, чтобы мои убогие труды ради спасения душ ваших не пропали даром. Повторяю вам: очищайте свои души исповедью, имейте добрую нравственность или благочестие, приобретите кротость, смирение, молитву, стяжите любовь... В остальном же во всем, во внешнем, предадимся воле Божией. Ибо воля Божия - всегда благая и совершенная. Ни один волос головы нашей не спадет без воли Божией...».
Другой старец, память которого Святая Церковь празднует 3 апреля, прп. Серафим Вырицкий принимал несчетное количество посетителей. «Чаще всего, - рассказывает келейница старца монахиня Вероника (Котляревская), - он ничего не спрашивал, а прямо передавал, как надо поступать и что делать, словно наперед знал, о чем с ним будут говорить. Сколько человеческого горя и страдания проходило перед нами! Были здесь и бесноватые, и больные, жаждавшие исцелений, и другие, со сложными запросами внутренней духовной жизни — интеллигентные и простые, нищие и богатые, старики и юноши. Людской поток неудержимо проносился перед смиренным иеросхимонахом, который раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям, словно собственным. Худенький, среднего роста, с небольшой седой бородой и ясными голубыми глазами, он был очень живописен в полной схиме, точно сошел со старинной новгородской иконы. „Ведь что такое мое послушание? — говорил он. — Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают..."
Приведу лишь некоторые наставления прп. Серафима. «Никогда не надо просить у Господа ничего земного, - говорит старец. - Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в Твою святую волю». И еще: «В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Божия к молитве непрестанной». Кроме того, своим духовным чадам старец советовал как можно чаще читать молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего...». «В этой молитве, - говорил старец, — вся суть православия, все Евангелие. Ею мы испрашиваем у Господа помощи на приобретение свойств нового человека».
Так говорил прп. Серафим Вырицкий, другие наставления которого вы найдете на страницах книги. А мы вспомним еще одного старца, прославленного в лике святых, как преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. Умер святой старец 19 апреля 1966 года на Радоницу. Незадолго до своей праведной кончины принял схиму. Своим духовным чадам он часто напоминал о смерти, о переходе в вечность. Когда к нему обращались с вопросом: «Как же мы будем жить без вас?» — старец строго отвечал: «А кто я? Что? Бог был, есть и будет! Кто имеет веру в Бога, тот, хотя за тысячи километров от меня будет жить, — и спасется. А кто, пусть даже и тягается за подол моей рясы, а страха Божия не имеет, не получит спасения. Знающие меня и видевшие меня после моей кончины будут ценить меньше, чем не знавшие и не видевшие».
Еще он наставлял: «Нужно придерживаться золотой середины, края же гибельны. Золотая середина важна и во всем земном, а наипаче небесном, духовном. Кто быстро вперед забегает, того надо остановить. А кто по нерадению или немощи слишком отстает и не заботится о душевном спасении, тому помочь воспрянуть ото сна, идти наравне со средними, вперед не забегать и сзади не отставать». А в отношении служения Богу и своего спасения ПОСТОЯНСТВО нужно, - оно - главное, а не спешка, не чрезмерность». И опять повторял: «Тише едешь — дальше будешь». Как свидетельствовали духовные чада, при общении с батюшкой само собой, неоспоримо и даже наглядно ясно становилось без лишних слов, что душа живет вечно. Что со смертью наша жизнь не кончается, основная наша сущность не умирает, а только изнашивается наше тело. Что душа не есть что-то неясное, а это — весь человек, истинный, внутренний человек. И было это так просто, так понятно потому, что он говорил об этом просто, как о чем-то обычном, всем давно известном.
Также 19 апреля, но в 1982 году, мирно отошел ко Господу схиархимандрит Серафим (Тяпочкин). До принятия монашества старец Серафим служил в разных храмах, и ему в полной мере пришлось пройти весь крестный путь русского священства — закрытие храмов, переход с места на место, пребывание в сталинских лагерях. Когда старца много позже спросили: «Батюшка, били ли вас в лагере?» — он кротко ответил: «Чем я лучше других? Что всем было, то и мне. Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпадали на долю православных. Всю свою жизнь я благодарен Богу, что никогда не оставался в стороне от трудностей тех лет... Горе и лишения, которые происходят с нами, надо принимать как милость от Бога».
Слава о старце шла по всей России. Пройдя круги ада в сталинских лагерях, он не утратил любви, сумел сохранить ее в своем сердце и к друзьям, и к врагам. А Господь, видя это, приумножил ее во сто крат. Со всех концов страны стекались к нему страждущие, жаждущие утешения, совета и молитвы. В келий и возле храма, где служил отец Серафим, каждый день можно было видеть десятки и даже сотни людей. Были здесь архиереи и священники, иноки и инокини, студенты духовных школ и писатели, преподаватели вузов и военные, но больше всего было простых, известных одному только Богу мирян. Всех с любовью принимал батюшка Серафим. Никто не оставался неутешенным. Старец молился за всех, знал нужды каждого и делал все, чтобы облегчить страдания человеческой душе. Когда говорил проповедь, сам плакал, и плакали все прихожане, потому что через слово отца Серафима душа воспринимала Духа Святого, приходила в смирение и очищалась через слезы покаяния». Избранные его наставления читатели найдут в этой книге.
*** По словам прп. Никона Оптинского, «Духовный отец нужен для того, чтобы при помощи его незаблудно шествовать и достигать Царствия Небесного, а для этого необходимо, главным образом, исполнять на деле наставления, советы и указания духовника и жительство свое проводить благочестиво». Но, как отмечает святой отец, «были примеры, что некоторые имели возможность часто бывать у старца, иные даже постоянно сидели возле старца, непрестанно слушали его наставления, даже и жительствовали с ним и оставались бесплодными. А некоторые имели редкую возможность бывать у старца и удостаивались слышать краткое наставление, но преуспевали». Желаем и вам, дорогие наши зрители, читая собранные в этой книге жизнеописания и наставления подвижников 20 века, и не оставаться бесплодными, но обогатившись духовной мудростью, преуспеть в духовной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!