Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Архимандрит Макарий (Веретенников). Митрополиты Древней Руси (X—XVI века).
В Законе Божием говорится, что «среди всех прославленных угодников Божиих святители относятся к чину святых высшей степени священства - архиереев. Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет Церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения». Немало архипастырей потрудилось на ниве устроения Русской Церкви, и некоторые из них были прославлены в лике святых. Трудам и подвигам наших древних Предстоятелей Церкви, молитвенникам и печальникам, посвящена книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. В ее основу положены лекции архимандрита Макария (Веретенникова), прочитанные им студентам Московской духовной академии и существенно доработанные при подготовке книги к печати. В результате получился достаточно объемный труд, который вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря под названием – «Митрополиты Древней Руси (X—XVI века)». ***
Новый труд архимандрита Макария (Веретенникова) посвящен Всероссийским Митрополитам 10-16 веков. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества. Тем более что вспомнить и поразмыслить о прошлом, по словам автора, призывает нас Священное Писание. Так в 76 псалме царя Давида мы читаем следующие слова: Помыслих дни первых, и лета вечная помянух, и поучахся (Пс. 76, 6). Далее в этом же псалме царь Давид говорит: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя, и поучуся во всех делех Твоих, и в начинаниих Твоих поглумлюся (Пс. 76, 12-13). В других местах Священного Писания сказано: Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся (Пс. 118, 52). Эти и другие священные тексты свидетельствуют о назидательности воспоминовения прошлого, которое является делом рук Божиих. Всякий раз, обращаясь к древним летописям и другим письменным памятникам древней эпохи, мы, по словам автора, становимся сопричастниками далеких событий.
Прошлое, - отмечает отец Макарий, - присутствует рядом с нами в письменности, в архитектуре древних православных храмов, в сохранившихся народных обычаях, в нашей речи. И чем глубже наши представления о прошлом, тем выше наш образовательный и культурный уровень. Познавая отечественную историю, мы не только приобщаемся к культуре своего народа, но и наследуем лучшие его традиции, опираемся на них в своей созидательной деятельности. Так, например, с помощью данной книги мы сможем больше узнать о так называемом Митрополичьем периоде, который предшествовал периоду Патриаршему. Он насчитывает практически шесть веков и является самым продолжительным в истории Русской Церкви.
Автор исследует сорок девять биографий Всероссийских Митрополитов и одного архимандрита — местоблюстителя митрополичьего престола, которые являлись Предстоятелями Русской Церкви с 988 по 1586 год. Подобное изучение жизни и деятельности древнерусских Митрополитов одновременно, по мнению архимандрита Макария, дает представление о самой истории Русской Церкви, и поэтому можно говорить о важности биографического метода в ее изучении. Этот метод, по словам автора, является очень дробным по сравнению с известными периодизациями церковной истории, и поэтому правомерны некоторые обобщения-укрупнения. Так возникает принцип «блоков». Необходимо отметить еще один аспект. Различные исторические события, как пишет Л. Н. Гумилёв, «следует рассматривать в нескольких степенях приближения» — или удаления. Попытка посмотреть с некоторого расстояния на деятельность наших Митрополитов позволяет увидеть общие закономерности в их деятельности и выявить «хронологические блоки».
При «блоковом» изложении истории мы видим несколько имен, объединенных вместе. Один такой блок знаменует определенную историческую эпоху, с ее характерными особенностями. Он может включать одно имя Предстоятеля Русской Церкви или же несколько. Представители одного блока могли совершенно не знать лиц, которые стали их преемниками по кафедре, но в силу своего долга, в силу внешних обстоятельств они делали единое дело — возглавляли Церковь, рукополагали иерархию, заботились о храмах и монастырях; они созидали Святую Русь. К тексту почти о каждом древнерусском Митрополите в книге сделано приложение его трудов: духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. При их подготовке был выверен текст, выявлена цитация Священного Писания, уточнена пунктуация, рубрикация. Опубликованные памятники письменности вводят нас в атмосферу и язык исторической эпохи.
Как отмечает автор, «на первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами и пребывали в лоне Византийской Церкви. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. В соответствии с этим и Митрополичий период делится на две части. По словам автора, переход от одного подпериода к другому был весьма болезненным во всех отношениях, так как ему предшествовало принятие Византийской Церковью унии с Римом, а позднее последовало падение Константинополя под ударами турок. Опасность Флорентийской унии нависла и над Русью, которая из-за смены принципа престолонаследия переживала продолжительную княжескую усобицу. Неприятие вернувшегося с Апеннинского полуострова Русского Митрополита, ставшего кардиналом Римско-Католической Церкви, привело к вдовству Первосвятительской кафедры. И в таких непростых условиях рождалась русская церковная автокефалия.
Первые Русские Митрополиты, святитель Михаил и его преемники, - это миссионеры, организаторы-администраторы, которые закладывали основы бытия Православной Церкви на Руси. Они прилагали усилия к становлению христианства: формированию епархиального устройства, рукоположению клириков, началу массового храмостроительства, устроению богослужебной жизни, формированию книжности, созданию монастырей. Начиная с Митрополита Илариона можно говорить о Русских Митрополитах как о богословах, поскольку появляются сведения об их богословских трудах. Митрополиты пишут послания русским князьям, простирая к ним свое учительное слово. Появляются первые святые на Руси, ходатаи пред Богом. Осмысление вопросов аскетики приводит к возникновению споров в Русской Церкви о соблюдении поста в дни великих праздников.
Важной чертой в деятельности Киевских Митрополитов становится их миротворческое служение — чтобы не допустить кровопролития, для этого они предпринимают путешествия по стране, встречаются с князьями, примиряя их. Следствием политической раздробленности страны становится утрата Киевом значения первостольного града Русской державы, который, однако, по-прежнему продолжает оставаться центом Русской митрополии. Последовавшее в конце XIII века перенесение кафедры вызвало к жизни такой процесс, как дробление единой Русской митрополии, юрисдикция которой находилась на разных государственных территориях. В результате это привело к окончательному разделению Русской митрополии в середине XV века. Благодаря святителю Петру начинается формирование нового политического центра на Руси, возвышение Москвы.
Первоначально это удельное княжество, но к концу первосвятительства Митрополита Алексия Москва — реальный лидер Русской земли, одновременно Москва является и седалищем Всероссийского Митрополита. Под стягами Москвы русские рати впервые вышли на поле брани и в кровопролитной, судьбоносной битве победили сильного противника, иго которого довлело над Русью. Особая страница в истории Русской Церкви и русской культуры — это время Митрополита Макария. Современники называли его чудным, мучениколюбцем и т.д. Его усилиями впервые на Руси происходит массовая канонизация святых, создается грандиозный агиографический свод - Великие Четий Минеи. По его благословению был написан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия». Кремлевский же клирик, диакон Иоанн Фёдоров, начинает церковное книгопечатание, открыв новую страницу в истории русской книжности.
Но ситуация в стране изменилась, наступили годы царских репрессий, разделившие Русь на земщину и опричнину, которая накладывала отпечаток на жизнь в стране и на судьбу Первосвятителей. Тем не менее в течение этого времени Господь, посылая испытания в виде усобиц, нашествий и природных бедствий, одновременно подавал русским людям и Свою милость: в Церкви совершались канонизации святых, случались явления чудотворных икон, подвизались подвижники-молитвенники о земле Русской. Наконец, последние годы этого периода привели Русскую Церковь к Патриаршему возглавлению. Из общего лика Московских Первосвятителей выделяются особо чтимые Митрополиты-чудотворцы, соборная память которым была учреждена уже при первом Патриархе Иове. Их имена олицетворяли сонм Русских Первосвятителей, содействовавших становлению Московской государственности.
*** Митрополичий период оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви. Служение Всероссийских Митрополитов многогранно: миссионерство, связи с Византией, созыв Соборов, на которых решались актуальные вопросы в жизни Церкви, канонизации святых, благословение государей в различных обстоятельствах, торжественные богослужения, хиротонии архиереев, рукоположения клириков, благословение на открытие монастырей и храмов, забота об их украшении, книжность, просвещение, учительный подвиг, духовное окормление и воспитание многочисленной паствы, церковная дисциплина, личное благочестие. Церковь препобеждала возникавшие лжеучения, воздвигала всех на молитву во дни всенародных бедствий, хранила традиции и нравственные устои русского народа. Обо всем этом и рассказывает настоящая книга.
*** Апостол Павел говорит: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере их (Евр. 13, 7).
В Законе Божием говорится, что среди всех прославленных угодников Божиих святители относятся к чину святых высшей степени священства - архиереев. Архиерей или епископ возглавляет общину во всей ее духовной жизни, являет Церкви образ Божий, символизируя Христа во время богослужения». Особый вклад в благоустроение Русской Православной Церкви и укрепление нашего Отечества внесли русские святители: патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы.
В службе Всем святым, в земле Российской просиявшим, помещенной в богослужебной Минее, в литийной молитве «Владыко Многомилостиве...», представлены имена русских святых по ликам. После равноапостольных подвижников следуют в хронологическом порядке святители. Митрополиты, чьи имена названы в данном перечне, в предлагаемом труде названы святыми; Первосвятители же, входящие в лик Московских чудотворцев (память которых совершается сегодня 18 октября), названы чудотворцами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 3 мая 2024
У книжной полки. Игорь Цезаревич Миронович. Лекции
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 3 мая 2024
Прогноз погоды на 4 мая 2024
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!